Перекличка с прошлым

Отклик-экспромтом на стихи И.В. Сталина

Одно из первых стихотворений юного Иосифа Джугашвили:

Шёл он от дома к дому,
В двери чужие стучал.
Под старый дубовый пандури
Нехитрый мотив звучал.

В напеве его и в песне,
Как солнечный луч чиста,
Жила великая правда –
Божественная мечта.

Сердца, превращённые в камень,
Будил одинокий напев.
Дремавший в потёмках пламень
Взметался выше дерев.

Но люди, забывшие Бога,
Хранящие в сердце тьму,
Вместо вина отраву
Налили в чашу ему.

Сказали ему: «Будь проклят!
Чашу испей до дна!..
И песня твоя чужда нам,
И правда твоя не нужна!»

Последнее стихотворение, из архивов Сталина:

Поговорим о вечности с тобою:
Конечно, я во многом виноват!
Но КТО-ТО правил и моей судьбою,
Я ощущал ТОТ вездесущий взгляд.

ОН не давал ни сна мне, ни покоя
ОН жил во мне и правил СВЫШЕ мной.
И я, как раб ВСЕЛЕНСКОГО НАСТРОЯ,
Железной волей управлял страной.

Кем был мой тайный ВЫСШИЙ ПОВЕЛИТЕЛЬ?
Чего хотел ОН, управляя мной?
Я, словно раб, судья и исполнитель -               
Был ВСЕМ над этой нищею страной.

И было всё тогда непостижимо:
Откуда брались сила, воля, власть.
Моя душа как колесо машины,
Переминала миллионов страсть

И лишь потом, весною в 45-м,
ОН прошептал мне тихо на ушко:
«Ты был моим послушником, солдатом,
И твой покой уже недалеко!».

Стих, найденный в архиве И. В. Сталина               
(предполагается, что написан в 1949-м году).\
Одно из последних стихотворений:
(Из книги В.Ставицкого «За кулисами тайных событий».)


Мой отклик на оба стиха экспромтом:

Как здесь нам не поверить в Ноосферу:               
В Святую Русь - Эгрегоров Её.               
Но, дорогой ценой платить за веру:               
Расплачиваться - время настаёт.

И лидеры,  Руси вожди былые,               
За нрав крутой - испачканы в грязи:               
 Невинных много жертв, потомки злые,               
Твердят: тиран, убийца, паразит…

Никто проблем не взвесит на безмене,               
 И времени того менталитет,               
 Учитывать не будет: суть изменят,               
 И труд вождя окрасят в чёрный цвет.               

Но то, что жизнь в стране была "собачья",               
 А люди были друг на друга злы,               
 Не вписаны в условия "задачи",               
Поэтому: все критики - орлы.


Сталин, как мне кажется, был выбран
в труднейшее время для России Её лидером
для выполнения особой миссии спасения и
возрождения страны. И выполнял он эту миссию
 с теми людьми, которых революция, смута
 жестоких лет вынесла на вершину власти
разорённой и обескровленной России.
А люди эти были не святые, а грешные,
со всеми вытекающими из этого факта последствиями.
"Затягивать гайки" в такой обстановке внутри страны,
окруженной враждебно настроенными государствами
и обойтись без невинных жертв - дело не мыслимое
 и неблагодарное: ноша эта - тяжкая и заведомо
проклятая потомками невинно погубленных людей,
 да и виноватых родных - тоже...


По ошибке опубликовал экспромт не на второй странице, где публикую отклики-экспромты, а на первой, но менять уже ничего не буду, да и с форматом при переносе с одного документа на другой сначала запутался, но поправил.

Что касается сути, то я далёк от того, чтобы считать Сталина безгрешным, тем более, что и сам он в в обоих стихах говорит как бы о роковой "руке" Свыше, что выбрала его на тяжкий труд, который заведомо будет проклят многими людьми - потомками как невинно пострадавших, так и потерявших в революцию, гражданскую войну, в процессе репрессий 30-х годов кто богатую жизнь, кто - родных...
Когда рубят деревья - потеря щепы процесса не останавливает, несмотря на то, что "щепа" - человеческие жизни и поломанные судьбы. Многие семьи пострадали, что потомками не простится и не забудется никогда.

Конечно, время Петра Первого, Ивана Грозного отделяет от наших лет гораздо больше времени, чем от времени правления Сталина, но и тогда обиженных и проклявших их россиян было очень много. За недолгое время Парижской Коммуны текли ручьи крови, во время буржуазной революции Оливера Кромвеля в Англии тоже противников не жалели. Впрочем, как и в любой кровавой "мясорубке" истории...

Виктор Бобошин Диалоги   22.11.2019 22:02

Этот гений и злодей,
Сгубил множество людей,
Не жалел он даже близких,
И расстреливал друзей...

У меня Виктор, отношение к Сталину однозначно отрицательное. И не только потому, что безвинно и при его режиме был раскулачен и отправлен на Колыму мой дед, где и покоится его прах.
Хотя тем страхом, который он внушали своим подчиненным, он мобилизовывал их и не давал расслабляться.
Но его личная скромность в быту многих подкупает...

Анатолий Лукьянович Козин   22.11.2019 22:04


Лукьянович, я с тобой согласен, как и со всеми потомками пострадавших в то жестокое время: родная боль передаётся не только с памятью, но и с генами!
Поэтому, с разных сторон одно и тоже явление, событие, действие будет видеться по-разному и по-разному судиться - осуждаться.
Моему деду повезло: он был в нашем посёлке единственный кавалер двух георгиевских крестов и двух медалей и многими земляками уважаем. Поэтому, когда его внесли в списки для "раскулачивания", то кто-то из местного руководства большевиков ему шепнул: заколи одну корову и продай вторую лошадь, брось овсяное поле и тебя вычеркнут. Дед так и сделал, избежав раскулачивания и выселения, но на всю жизнь обиделся на власть. Мой отец сразу после окончания техникума, как только ему исполнилось 18 лет направлен на фронт, где их конный взвод был придан поредевшему конному штрафбату для проведения "разведки боем". Просто их послали прямо под пулемёты, миномёты, артиллерийские снаряды чтобы засекать и уничтожать огневые точки противника своей артиллерией (как ловля рыбы на живца). Осталось не более 20% состава, а отец был ранен осколком мины в правое лёгкое - чудом остался жив, но стал инвалидом. Жестокость на войне и пренебрежение жизнями солдат было тогда обычным явлением, как и с репрессиями в 30-е годы...

Виктор Бобошин   22.11.2019 22:25


Рецензии
Хотите семечек. Добрый день.

Алексей Смит   22.11.2019 22:57     Заявить о нарушении
Вы здесь ещё и семечками приторговываете? Нет, спасибо за предложение, но я предпочитаю фрукты.

Виктор Бобошин   23.11.2019 18:23   Заявить о нарушении