Миста Вернадского оберегал товарищ Сталин

В.Б. Эти трансцендентные события в медитациях Королева заставляют вспомнить учение Вернадского о Ноосфере…
Но сначала о нем самом…
 
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)

Этот признанный классик естествознания основал новые отрасли знаний: биогеохимию и радиогеологию, был одним из создателей генетической минералогии, геохимии. Никто из ученых XX века не имел соразмерных достижений. Венцом его научного творчества стало учение о биосфере и ноосфере, области жизни на планете. Оно явилось синтезом идей и фактов, относящихся к десяткам наук!

Еще на кафедре психологии при биофаке СГУ им. Чернышевского, разрезая лягушек для наглядного изучения строения мозга по его отделениям, за нами наблюдала молодая аспирантка, дочь какой-то профессорши (ни помню уже никого), и с каким-то внутренним восторгом упоминала работы Вернадского, в то время как более старшие преподаватели от разговора о его работах уклонялись. Только теперь стало понятно почему…

В его жизни (в 1920 году он болел смертельно опасным сыпным тифом и много бредил... так тогда это называли...) произошло пророческое видение.

Вернадский: «…Это было до такой степени интенсивно и ярко, что я совершенно не помню своей болезни и выношу из своего лежания красивые образы и создания мысли, счастливые переживания научного вдохновения...». 

«…В мечтах и фантазиях, в мыслях и образах мне интенсивно пришлось коснуться моих глубочайших вопросов жизни и пережить как бы картину моей будущей жизни и смерти.... …Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь — как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности. Я почувствовал в себе Демона Сократа. Сейчас я сознаю, что это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина, и в таком случае я, нисколько не меняясь в своей сущности, попадаю в первые ряды мировых ученых...»

Пророческие видения Вернадского о том, что он уедет в Англию, а затем в Америку и возглавит там Институт Живого Вещества на самом деле не осуществились из-за назначения его ректором института в Крыму (Сталин за ним наблюдал втихаря и не упустил ценного сотрудника вселенской мысли), где он и продолжил свои научные изыскания, почерпнутые в видениях о планетном значении совокупности живых организмов, населяющих Землю и преображающих ее, живое вещество -  Биосферу.

И он создал учение не менее значительное, чем эволюционное учение Дарвина. Но оно было засекречено и не оказало решительного воздействия на общественное сознание. ("Твоё дело открыть, а наше  - засекретить... :). Это лишь подчеркивает глубину научно-философских прозрений В.И. Вернадского.

На втором курсе мне было доверено написать реферат на одну из его тем. Дали допуск в Научную библиотеку СГУ им. Чернышевского. Там-то я и узнал, а википендия подтвердила, что академик Вернадский полагал, будто неуклонный научно-технический прогресс ведет к торжеству разума и рациональной организации природы: "Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, область духовной жизни на планете, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека".

Вернадский рассматривал живое вещества (биосферу) в единстве со средой. «Живое вещество является не случайным, а необходимым фактором в очень многих геохимических реакциях, в истории всех химических элементов. Все эти процессы шли бы совершенно иначе, если бы живого вещества не было». («Биосфера», 1967, стр.49).

В.Б.: В 1943 году, в год 80-летия, В.И. Вернадскому присудили Сталинскую премию. В благодарственной телеграмме Сталину он вновь написал о значении ноосферы в нашей жизни, считая эволюцию человека на Земле еще не оконченной. Сталин промолчал. И то хорошо. Не репрессировал... Однако Ноосфера остается мечтой, а техно-сфера ныне стала реальностью. Интернет, например, и разнообразные нано-технологии. Только спустя три десятилетия учение о биосфере получило широкое признание, хотя к этому времени имя его творца основательно забылось.

Экологический бум последних десятилетий выдвинул на первый план технологические и социально-политические аспекты этого учения, тогда как научно-философская сущность взаимодействия человечества с природой и эволюции биосферы (о чем писал Вернадский) остаются в забвении.

Мое же обращение здесь к учению Вернадского в данный момент есть только потому, что весь свой яркий научный потенциал он получил от толчка видений в трансе. Это убеждает нас, что видения приводят к открытиям, и поэтому не можем рассматривать видения в трансе, хотя бы нашего адепта Королева, лишь как занимательное чтиво, или там фантазию ума. В трансе человек связывается с информацией вне его ума, вытягивает новые знания из ноосферы и материализует их в сознательном состоянии…


Рецензии
Вернадский был большой ученый.

Олег Михайлишин   22.11.2019 11:03     Заявить о нарушении
О чём и речь... :)

Вадим Басов   22.11.2019 13:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.