Главка нового романа 142 - 12. 10. 2011 Омск

О возвращении в родные края
      «Родное, оно как футляр, который, конечно, стесняет движения, но в котором комфортно находиться»

      Радость того, что кто-то ждет моего возвращения, - вот одна из главных для меня радостей путешествия. Красоты, неожиданности, великолепия чужеземные, конечно, пленяют, но разве этот плен значил бы много, если бы по возвращении некому было бы поведать об увиденном? До сих пор помню томящую одинокую тоску по родине, по Омску, даже по маленькому нефтяному городу Муравленко, по родным и близким, которую я испытывал в одиночестве вечером в раю: при сытом и пьяном свете луны на холмистом берегу Красного моря возле египетского города Шарм-эль-Шейх.
      Потери родных и близких терзают душу, как тот самый орел, что клевал печень Прометея, - этот непрекращающийся вал потерь, бегущий по людскому морю, который, в конце концов, захлестнет и меня, но это будет не моя потеря…
      Вот я опять в родительском саду, смотрю на вечернее небо, на горящую отраженным солнцем луну, окруженную яркими звездами, на облака, похожие на волны, плывущие по небу. Присутствие среди родных людей и родных мест рассеивает гнетущее впечатление одиночества, преследовавшее меня и в Черни, и в Лазаревском. Возможно, что само проживание в местах, где жили родители, где они потратили массу труда, оставили часть себя, дает ощущение защищенности, жизни с ними, возвращение в счастливое детство. 
      Маргарита Александровна, подруга мамы и соседка по даче, подошла незаметно, она сердечно прижала меня, как родного, и начала расспрашивать о том, что изменилось в моем деле. Она словно бы похудела, эта вечно не унывающая и трудящаяся женщина… 
      Мама устала и отдыхает, она уснула и при горящем свете, и при голосящем телевизоре. Сил уже не хватает. При взгляде на нее мною опять овладела тоска об уходящем любимом и родном. Вот они – пенсионеры – люди, которые не нужны элите этого общества.
      Чем дальше в старость, тем жизнь все больше похожа на фронт. Все старики - герои, потому что с каждым днем они с большей вероятностью могут внезапно умереть. Причем безо всякой борьбы за справедливость, за Родину, или высокую идею, а просто умереть в обыденной суете, или в постели. Вступать в каждый день с худшим здоровьем, с новыми болями, с более ощутимым приближением гибели – думаю, это не каждый способен выдержать, оставаясь в здравом уме. Может и все люди - герои, потому что, рождаясь, обречены, но, несмотря, на это имеют силы хоть иногда смеяться и радоваться.

Фотография сделана в омских садах "Зеленый берег" в октябре 2011 года, когда я из-за ложного обвинения в совершении тяжких преступлений, сфабрикованных в связи с моей журналистской деятельностью, уже десять месяцев находился в федеральном розыске.


Рецензии