На краю студёной ойкумены
«Всех нас Судьба гонит в одно место» – Omnes eoedem cogimur.
ГОРАЦИЙ
«Единственный город, в котором можно долго жить, это всё же Мюнхен, а если я не там, то какая разница между Галле и Копенгагеном»
Вернер Гейзенберг
1.Сегодня, как и триста лет назад.
Жгучее желание узнать как можно больше о самих себе «изнутри», а так же услышать чужое мнение о себе «со стороны, появилось у белых людей давно, когда в разных точках планеты Земля появились первые «интеллектуальные пятна». Оно возникло у весьма одичавших потомков легендарных гиперборейцев сразу же после великого Ледникового периода, когда люди окончательно распрощались с бытовым и ритуальным каннибализмом, перестали видеть в себе подобных более доступный источник белковой пищи, когда навсегда вышли из пещер, чтобы интенсивно заниматься освоением и благоустройством окружающего мира. Как правило, итоги внутреннего мнения о самих себе («внутреннего голоса») устраивало наших предков и нас больше, чем мнение стороннего наблюдателя, ибо «взгляд на себя изнутри» был менее огорчительным, а чаще всего даже утешительным и позитивным, ибо основывался на самооправдании.
Сегодня мало кому интересно мнение дежурных патриотов о нас самих и стране (мы уже давно пресыщены баснями и мифами о самих себе, нашим нездоровым бахвальством и самовосхвалением). Сегодня нам полезней знать правду о себе от людей, выросших в совершенно иной среде и культуре, от иноземцев. Им бросаются в глаза те особенности, которые мы в себе не замечаем, большое (главное) им видится на расстоянии во множестве деталей и мелочей, которыми мы в нашем бытии не учитываем и пренебрегаем.
Из всех имеющихся сегодня письменных свидетельств иностранцев о средневековой Московской Руси, Российской империи, Советской России и о России современной самыми интересными для нас сегодня свидетельства тех иностранцев, кто по разным причинам долго жил в России, кто сумел в результате долгих наблюдений составить о ней своё личное мнение. Из сказаний иностранцев о Московии конца XVI века первое место занимает сочинение англичанина Флетчера и цесарского посла Николаса фон Варкача и цесарского поверенного Эриха Лассота. Это — драгоценный памятник русской истории, особенно в вопросах финансовых и социально-экономических. Но самым богатым и самым обильным на сказания иностранцев о быте и нравах русского народа, о тиранской психологии русских царей оказался XVII век. Повествование о Смутном времени и предшествовавших ему событиях мы находим в описании посольства Льва Сапеги. В прекрасной книге Жака Маржерета, в обстоятельном сочинении Конрада Буссова , в описании пребывания в Москве датского принца Иоганна, в дневнике польских послов Олесницкого и Гонсевского в замечательной, обстоятельной книге географа Исаака Массы содержится много сведений о жестоких нравах московитов и жестокости московских правителей к своим подданным-единоверцам. (1)
Знакомясь с иностранными свидетельствами о недавнем и далёком прошлом нашей страны, приходишь к выводу, что Россия во все времена выглядела со стороны, глазами иностранцев как громоздкое, неповоротливое, полусонное и малоподвижное социальное устройство, где все жизненные, государственные, культурно-образовательные и социально-экономические процессы идут в замедленном темпе. Это вечно подмороженное состояние, медлительное и сонное развитие пустынной страны и неразвитого, рабовладельческого по сути общества оставалось неизменным даже в объятой социальной бурей и пожаром Советской России, в большевистской Москве, где «золотая дремотная Азия опочила на куполах» (Сергей Есенин). Трудно гармонично чередовать активную созидательную деятельность с зимней спячкой, ещё трудней ходить по снегу босым и голым, прикрываясь фиговым, заморским листочком.
Печальная «Сказка о спящей красавице и о семи богатырях» и самая страшная социально-психологическая «Сказка о рыбаке и рыбке» в полной мере отображают истинное и неизбывное состояние России и всего русского народа. Трудно в летаргическом сне зачать полноценное потомство, но ещё труднее приходится выживать новорождённым в белой ночи враждебного Бытия.
Россию населяет особенный народ. У него свой особенный взгляд на пространство и время, на мир, и на себя. Типичный русский человек (этнический или метис, угрорус или носитель нескольких кровей, советско-русский человек) не мыслит себя полноценным человеком вне огромных необъятных российских пространств, без внутренней ложной уверенности в том, что вся огромная «родная земля» принадлежит ему по заветам славных предков. Прожив всю жизнь на хуторе в колхозе, и кормясь всю жизнь с приусадебного участка, русский человек до самой смерти продолжает дорожить каждой пядью земли Восточной Сибири и Дальнего Востока. Эта правовая иллюзия обладания необъятным и материальным объектом («моей и нашей землёй»), но физически и психологически ощутимым, позволяет русским (постсоветским) людям смотреть на благополучных норвежцев, шведов и финнов свысока – слишком малы их страны на карте мира, слишком малы их возможности, чтобы громко заявить миру о себе. Да, кто-то ратует за личную собственность и её сакральную неприкосновенность, кто-то за общественную собственность, а кто за любую форму собственности и только за национальные интересы страны. Да, кто-то из народов довольствуется той средой обитания и той территорией, которая сложилась волею судьбы и раскладу геополитики последних двух веков. Кто-то под своим жизненным пространством понимает всю Северную Евразию и не может жить без покорения сибирский рек и золотодобычи на Колыме. А кто-то довольствуется свободным проживанием среди холодных озер и тесных фиордов, предпочитает для себя вместо советской «колымской благодати» цивилизованный гренландский вариант (Анатолий Апостолов), понимает под пространством поле линейных операторов, и видит своё жизненное пространство «под высоким чистым небом, в котором летают птицы». (Вернер Гейзенберг). Русское пространство – это больших масштабов плоское суровое пространство, где работает геометрия Эвклида, где через тёмную материю Евразии протянута железная струна Транссибирской магистрали, на которой нанизаны мелкие и крупные интеллектуальные бусинки, города и веси студёной ойкумены.
В России живёт особенный народ, согласный жить в любых условиях, размножаться и выживать на биологическом уровне, согласный быть и оставаться «тонко чувствующим, мыслящим животным» на уровне заполярной фауны. Этот народ, чьи надежды на лучшую долю всегда были полны простодушия и врождённого инфантилизма, ради очередной социальной утопии согласен на любые страдания и лишения. Он согласен жертвенно служить любому вождю и самозванцу, особенно тому ловкачу-идеологу, кто сумеет придать высший (пусть даже ложный) смысл его бессмысленному животному существованию. Ради великой цели, ради «общественного блага и всемирного счастья» он готов стать народом-вегетарианцем, опроститься, отказаться от всех национальных вредных привычек, стать монахом и скопцом, навсегда забыть о том, что все мы в прошлом каннибалы. В остальном русские (великороссы) – народ такой же, как и все народы мира. Он, как и другие, является потомком антропофагов, из тех, кто, по авторитетному утверждению патриарха этнической антропологии Клода Леви-Строса, начал своё развитие с экзаканнибализма (поедания чужаков), а завершил его в XX веке эндоканнибализмом, в прямом и в идейно-символичном поедании друг друга. (2)
Этот народ самой судьбой наказан короткой памятью, он долго не знал своей истории, мировая культура, науки и искусства обходили его стороной, его никто никогда не учил свободе. (Зинаида Гиппиус) Он быстро забыл всё то, чудовищное и бесчеловечное, что с ним творили демоны и бесы революции, что сам он вытворял с самим собой, как стал сам себе врагом и русским русофобом.(3)
Можно обладать какой угодно огромной территорией, иметь самую большую армию и самое мощное боевое оружие, и быть при этом государством-импотентом, находиться в стадии глубокой стагнации. Для его дальнейшего существования многое зависит от того, в каком размере, чем именно, кому и за что платить дань.
Раньше великая Византийская империя платила дань северным варварам, в том числе и разбойничьей шайке русского князя Олега. Сегодня великая ядерная держава Россия платит дань Чечне и Большому Западу в лице ТНК и международного банковского капитала.
В какой мере величие и могущество страны и её правителей отвечает амбициям всей нации или всего её многонационального народонаселения – вопрос далеко не праздный, а даже судьбоносный, ибо всякое величие и могущество кого-либо отдельно взятого связано с обязательными и безропотными жертвами. Мировая история, даже через вековые напластования идеологической лжи, продолжает подбрасывать нам доказательства тому, что для любого просвещённого народа собственное благополучие и процветание дороже и ближе, чем величие и могущество правителя самой огромной страны.
XX век, ставший для человечества веком-людоедом, в полной мере доказал, что великая и могучая держава (княжество, царство, империя) нужна только правителям и правящим элитам, чтобы успешно удовлетворять своё неистребимое и страстное желание утверждаться за счёт страдания других, всегда лелеять свою «волю к власти»,которая есть главный смысл бытия. Только через сильное и устрашающе милитаризированное государство любой правитель (даже самый ничтожный по своему природному уму и развитию) может бесконечно долго тешить своё больное тщеславие, питать свою гордыню, культ личности, манию величия и её молочную сестру – паранойю. Что касается подневольного народа, точнее простонародья, то ему с трудом выживая тоталитарной империи, гордиться могуществом своего правителя, как правило, не было особых причин. Таким подданным всё равно кому платить налоги – ордынскому баскаку или своему великому удельному князю. Всё зависело от величины денежного и натурального налога, а не от национальности и места жительства мытаря. Когда-то племя вятичей, живших на Оке и Москве-реке, исправно платило дань «неразумным хазарам» серебром и натурой. Вскоре между честными налогоплательщиками-вятичами и идущим через их лесные дебри в поход против хазар славным князем Святославом Игоревичем (942-972) состоялся деловой разговор:
-Кому дань платите? – спросил он.
-Хазарам, – отвечали вятичи.
-Теперь мне дань платить будете, – приказал славный и гордый князь, и мирные земледельцы, звероловы и рыбаки, древние предки современных московитов, ещё не познавших соблазн грабежа и насилия над своими сородичами, единодушно и смиренно согласись с князем-воителем. (4)
С тех пор и кочует из одного исторического романа в другой, что именно от этого племени ведут свой род великороссы, среди которых больше всех Смирновых, незатейливая и простая «философия жизни» которых дошла до наших дней в форме бесшабашной и бездумной песенки: «А нам всё равно! А нам всё равно! Мы косим трын-траву!» И совсем не удивительно, что и современному русскому простонародью все равно, кому и чем (деньгами или натурой) платить дань – чужим, заезжим хазарам или половцам, своему «родному» криминалу или досточтимой налоговой службе. Главным для каждого из них – остаться в живых и пожить ещё немного в относительном достатке и покое, чтобы каждый раз, видя очередное страдание соотечественников, гордо заявлять:»У меня всё хорошо! Все умрут, а я останусь!»
Последнее весьма заметно отличает русско-советских людей от других евразийских народов, среди которых трудно найти индивидов и отдельных групп, страдающих глубоким равнодушием к своей судьбе, стойкой нелюбовью к себе, крайней нетерпимостью к своим кровным единоверцам по разным идейным и мировоззренческим пристрастиям и взглядам. Мало этого, русские, преобразившиеся в ХХ веке в советских людей в своём безумном стремлении осчастливить всё человечество, сблизили, как могли «варварские» цивилизации с современными, технологическими и глобальными сообществами, сами стали для них сырьевым, «дешёвым топливом» и лишили таким образом своих потомков нормального будущего. Сегодня, как и триста лет назад, жить в России для простолюдинов не является счастьем, настоящим счастьем русского человека во все времена считалось умереть своей смертью в родном доме и в своей постели. Чудом выжить, не стать жертвой клеветы и насилия, избежать голода и тюрьмы, не стать инвалидом войны и труда, «утомиться многими летами», устать от груза прожитых лет и умереть от старости – вот вековая, тысячелетняя мечта всех русских людей, изнанка великой Русской Идеи. Это вполне объяснимо и понятно – какой образ и уровень жизни, таковы и вечные чаяния и мечты. Так повелось, что бесплодно мечтая о лёгкой жизни в самой богатой в мире стране, русские люди в итоге просили Бога о лёгкой смерти среди сугробов северной пустыни. У русских великие победы всегда добывали немыслимо огромной ценой, жизнь победителей оказывалась намного худшей жизни побеждённых, такой тяжёлой, что часто не хотелось жить. Точная статистика суицида в СССР и РФ является государственной тайной и строго засекречена. Даже обласканный большевиками великий пролетарский писатель Максим Горький в одной из бесед с особо доверенным посетителем определил время жизни в СССР как «максимально горькое». (5)
Как же тогда могли определить свою жизнь в СССР наши раскулаченные, ограбленные и репрессированные отцы и деды, матери и бабушки, герои войны и тыла, и как можем определить свои жизни мы, дети войны и ГУЛАГА, вульгарного волюнтаризма и дремотного застоя?
Просвещённых иностранцев изумляла непомерная гордыня российских правителей, их самомнение, стойкое убеждение в том, что они и в самом деле являются реальными наместниками Бога на данной территории, особо доверенными управляющими Бога-господина, твёрдо убеждёнными в том, что Бог и народ их одинаково любит и даёт им власть над собой и всем миром. В том, что народ их любит и обожает, верили многие правители Руси и России, даже атеист-коммунист и полуграмотный генсек Никита Хрущёв, который узнав о внутрипартийном заговоре против него Леонида Брежнева, сказал: «Народ не позволит!» И это после того, когда по приказу Хрущёва была расстреляна и репрессирована мирная демонстрация рабочих в Новочеркасске в 1963 году. В любовь народа продолжал верить и император Александр II после шести покушений на него революционеров-террористов, на любовь народа рассчитывал и Николай II после Кровавого воскресения и во время отречения от власти на станции Дно. Чего здесь больше – непомерного самомнения и гордыни, или наивности и близорукости, трудно сказать.
Русский народ никогда не чувствовал себя по-настоящему победителем даже после самой убедительной своей победы над противником, а наоборот в итоге оказывался в проигрыше. Его жизнь никогда не была лучше жизни побеждённых им врагов. Его жизнь не становилась лучше после взятие Смоленска у поляков, после Полтавской битвы, после знаменитого перехода Суворова через Альпы, после победы над Наполеоном и Гитлером, после войны в Афганистане и после двух войн с Чечнёй-Ичкерией. Не становится лучше жизнь русских и сегодня после последних славных побед российских воздушно-космических сил в Сирии. И на все прошлые и настоящие славные и позорные события и свершения у начальствующих и подчинённых нет единого мнения, раздор и взаимное непонимание, вражда и лютая нетерпимость к инакомыслию продолжается, день и ночь горит свет в общероссийской палате № 6, и с каждым годом стремительно растёт численность насельников Русского Дома Скорби. И почти все они в итоге оказались проигравшими и утратившими последнюю надежду, какими оказались в свое время их «белые» и «красные» предшественники. Строгая Дама с лорнетом так и не увидела Россию полностью свободной от большевизма и «красной чумы», как «комиссары в пыльных шлемах» и прочая романтически настроенная поэтическая «красная шпана» и «комсомольцы-шестидесятники» не увидела свой вожделённый коммунизм, обещанный им «верным ленинцем и «преданным сталинцем», полуграмотным волюнтаристом Никитой Хрущевым. Все остались с пустыми руками, только одна партийная номенклатура оказалась, как всегда, в крупном выигрыше, особенно после позорного развала СССР, которая с помощью чекистов его организовала.
Почти все монархи и советские вожди, от Московского царя Ивана III до генсека Сталина держали свой народ в нищенском, полуголодном, животном состоянии. Некоторые из них возмущались, когда европейские путешественники укоряли их за такое бессердечное отношение к своим соплеменникам и единоверцам, другие даже гордились такого рода всемогущей властью. Россия всегда пугала теплолюбивых иностранцев своим суровым климатом, дикими пустынными, безлюдными просторами и парализующей волю монструозной властью. Пугал гранитный храм Величия на крови и это безумное желание быть вечно молодым и бессмертным в мире тлена и смерти.
Это почти наследственное жгучее желание видеть могущество своей страны, империи в своём личном могуществе и в своей неограниченной власти, царствовать и править страной только в своих, а не в национальных интересах, у русских правителей неистребимо до сих пор. Царствовать и править, а не служить общему благу страны и народа, быть у кормила власти как можно дольше и даже вечно, являлось благодатной пищей и почвой многих психических отклонений наших правителей, среди которых чаще всего была и остаётся мания величия и паранойя. Многие из них, возомнив себя бессменными, незаменимыми бессмертниками создают сегодня для себя свой мир и свои законы, удобные законы для себя и драконовские законы для других. Царствовать себе на славу и в достаток, но только не утруждать себя благоустройством своей страны и успешным размножением собственного народа. Властвовать вопреки всем общественным условиям и требованиям, вопреки Основному Закону и национальным интересам страны, властвовать до состояния невменяемости и недееспособности, порождая вокруг себя стагнацию общества, его гниение и распад.
Медленное и неуклонное превращение унылой и малоэффективной стабильности в стагнацию и вырождение общества требует кардинальных кадровых перемен в механизме государственного управления. У граждан нет времени ждать, когда Путин найдёт себе равнозначную, по его мнению, достойную замену. Не всякий властитель способен убить в себе чувство превосходства над всеми людьми , и мудро уступить свою власть другому. Не всякий властолюбец способен подавить в себе боязнь перед феноменом измены, перед инстинктом подлого предательства своего ближайшего окружения под давлением обстоятельств и непримиримой оппозиции.
России срочно нужен рачительный хозяин и мудрый старейшина, а не политический клон, способный заменить Путина и ему подобных авторитетов. России нужен не суровый правитель, а великий Служитель и Демиург. Верховная власть, как утверждал не раз в палате лордов Исаак Ньютон, должна быть под контролем общества, под неусыпным и строгим контролем парламента, «король должен царствовать, но не править». Когда такое случиться, Россия, как и Скандинавские страны, перестанет быть на краю суровой и студёной ойкумены, а её правящая элита избавится от мании величия (Mania grandiosa), от непомерной гордыни, криминальной психологии и ничем не оправданного хвастовства.
Литература и авторские примечания.
1. Валишевский Казимир. Первые Романовы. М.: 1993. Смутное время. Сказания иностранцев о Москоии и московитах. Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московских делах. Олеарий Адам. Описание путешествия в Московию в 1637 году.
2. Клод Леви-Стросс. Все мы каннибалы. М.: Текст. 2019, с.221
3. Анатолий Апостолов. Дама с лорнетом и «красная шпана» (150 лет со дня рождения Зинаиды Николаевны Гиппиус –ПРОЗА.РУ) Живя долгие годы в эмиграции русские люди разных сословий и особенно народническая интеллигенция, имели возможность собственными глазами увидеть, как и на какой почве зарождалась на Большом Западе так называемая русофобия, о которой сегодня так много пишут и говорят, на которую российская правящая элита списывает все свои промахи во внешней политике и своё неумение и нежелание рачительно по-хозяйски управлять своей страной исключительно в национальных интересах.
По мнению многих русских философов Русского Зарубежья в XX веке бурному развитию русофобских настроений в головах европейских граждан способствовала великая русская Смута 1917-22 годов и пришедший к власти агрессивный большевизм, с его мировой революцией, интернационализмом и с его беспощадной борьбой с великодержавным русским шовинизмом и православием.
Всё что вытворяла эта большевистская «красная шпана» на протяжении всего XX века внутри страны против всего русского и национального, против всего человечного, здравого и благотворного, в Западной Европе объяснялось дикостью, свирепостью и дурным характером самих русских. Все социально-политические преступления большевизма принимались на Западе как самовольные эксперименты самих русских, которые сами по своей воле сделали большевизм своей новой религией и Новым Заветом. Таким образом, в зарождении русофобии виноват ни кто иной, как сам русский народ, который сам её породил и который сам от неё по сей день страдает. Надо признать, что такой иезуитский вывод более чем циничен, он подл и оскорбителен для всей нации.
Надо признать, что народническая интеллигенция белой эмиграции в отличие от нас, уже тогда обвинила большевиков в разжигании общемировой русофобии в своих корыстных политических целях, что русофобия и другие национальные фобии порождаются самим монстром власти в своих корыстных целях в системе стабильного управления страной. В прошлом веке под русофобией понимался западный антисоветизм, который был одним из инструментов «холодной войны», сегодня, в эпоху информационных пси-войн, русофобия стала инструментом российских правящих элит в борьбе за новое имперское величие и мировую гегемонию. Русофобия сегодня для правителей России является надёжным щитом больше во внутренней политике, чем во внешней, и чем выше будет становится градус и без того раздутой русофобии, тем дольше будет длиться власть нашего авторитарного режима.
4.Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 1991-1992.
5.Горбовский А.А., Семёнов Ю.С. Закрытые страницы истории. М.: 1988.
Свидетельство о публикации №219112200474