ХЛЕБ

Х Л Е Б

- Вкусные пельмени?
- Да, Мама. Очень вкусные. Только вот,…
- Что, только?
- Мало, как-то – отвечаю я, и стеснительно отворачиваю лицо.
Мама убрала тарелку в раковину, вытерла стол.
- Так надо было с хлебом есть! – с улыбкой подсказала она.
- (???...............)

Но началось это (в моей жизни), конечно на много раньше. Уже в начале 70-х, воспитательницы и нянечки, нам малышам, говорили: « - Всё, ешьте с хлебом! Хлеб, - всем голова!».

Мы не знали, что такое чувство юмора, но если кто-то из ребят спрашивал – «А компот? Его тоже, надо есть с хлебом?...». Персонал детского сада, дружно отвечал: « - Да!».

Хлеб надо было съедать, - весь. Могли остаться суп, или каша. Но хлеб, - никогда. Мы старательно его ели, стараясь не ронять крошки. Я не очень любил борщ (суп кВасный:), но использовал его, как способ, - побольше съесть хлеба.

В подростковой возрасте, мы все любили, - есть хлеб с сахаром. Не у всех была возможность купить конфеты. Кто-то, что бы унять сладкий голод, мазал на хлеб варенье. А у кого, не было и варенья, - посыпали краюшку сахарным песком.

Бывало, Мама пошлёт в магазин. Идёшь обратно, с буханкой хлеба. Пока дойдёшь, - сгрызёшь все корочки. Дома потом, все ругаются.

Уже в 80-х, мой быстро подрастающий организм, - требовал пищи. Любой(!). Когда тебе 15-17 лет, то кроме общения со сверстниками (что естественно, было на первом месте), мне нужна была, - пища.

Быстро набирая мышечную массу и рост, я готов был, есть всё подряд. Если я хотел молока (нам его давали бесплатно в заводской столовой), то я его «пил» с десятком пончиков. Если я ел, суп, - то хлеба нужно было, - как минимум пол буханки (а весила булка тогда, - 1 килограмм!).

Уже перед самой Армией, ужиная как-то дома, съел три десятка маминых пельменей. Ну как съел? Так, - проглотил, и всё:). Мама сидела рядом на маленькой тесной кухне и смотрела на меня, с любовью.

- Наелся, сынок?
- Нет, Мам.
- Так может ещё сварить?
- Можно и ещё!

Мама подскочила с табуретки, открыла морозилку, достала от туда досточку с замороженными пельменями: « - Ещё двадцать, хватит? Или десять?...», - при этом она, посмотрела на меня.

- Вари, все.
- Ну, все, так все,…

Доедая уже пятидесятый пельмень, я наконец-то ощутил сытость желудка.

- Вкусно. Спасибо большое!
- Да, не за что сынок. Но,… Ты бы сынок,…. С хлебом, что  ли бы, ел,…
- Не понял?
- Ды-к, как я, тебя прокормлю(?), - мама стыдливо опустила глаза, - Мясо-то дорогое. Ты хоть уже начал сам получать, - но какой там у тебя сейчас разряд, - маленький,… Когда начнут, нормально платить-то, - не скоро.

Мне тоже, стало стыдно.

- Да, ты права. Сейчас нам, ещё бывшим студентам, - платят мало,… Но ты, сильно Мам, не расстраивайся, - я буду, есть всё с хлебом! Да и думаю, - что через месяц-два, заберут меня. Наши уже многие начали «повестки» получать. А в Армии, как? Там, - «хлеб и каша, - еда наша!».

В 90-х и в 2000-х, никак не мог нормально купить хлеб. Ну, не получало у меня(!). Бывало, говорят друзья: « - Водку берём вместе. Колбасу купим на базаре. Так, Валерыч,… На тебе вся зелень, хлеб, консервы».

Бегу в магазин, покупаю указанные продукты.

Так,… Сколько надо разных овощей купить, на 3-4 человек? По килограмму на каждого?... Нет, это много. Может взять килограмм помидор и килограмм огурцов? А хватит?...

Уже рассчитываясь на кассе за купленные полкило помидор, и полкило огурцов, прихватываю пучок укропа и пучок петрушки, - ну хоть с эти, всё понятно:). Рядом в пакет, - укладываются банка шпрот и лимон.

Ах! Хлеб чуть не забыл. Бегу к хлебному прилавку. А сколько взять?!... Мужики вроде, все здоровые. Жрём, много. Может булок пять?... Нет, наверное многовато будет. Беру 4 булки, из расчёта, - на каждого по буханке.

Ребята потом долго смеются, когда я достаю из пакета хлеб.

- Ты что, - на войну собрался? Оголодал совсем?!...

Уже заканчивая посиделки, начинаем нехотя убирать импровизированный стол. Кто-то доедает последнею шпротину и кидает пустую банку, в пакет для мусора.  Кто-то, доел последний ломтик лимона, положив на него, веточку укропа.

И как всегда, найдётся тот, кто (специально) с неподдельным весельем спросит:  « - А с хлебом, что делать?... Куда его?».

Все смотрят на три торчащие из пакета буханки, - их даже, доставать не стали. Я скромно, отвожу глаза.

- А вы ему, бл@ть, в карманы положите!
- Да-к, не влезет! – ржут мужики.
- А вы порежьте ему! Кусочками! На сухарики, блиннн!

Долго так продолжалось. Смеялись все. И на работе, и дома. Привычка есть всё с хлебом, сформированная с детства, - не отпускала меня и в зрелости. Недавно узнал, что есть даже такой праздник, - «День хлеба», - отмечается ежегодно 16 октября.

С 2007 года (после инфаркта),  перешёл, - на чёрный хлеб. Ем, только его.

Сейчас, на шестом десятке лет, приходя в магазин в котором столько продуктов, что глаза разбегаются, падаю продавщице, - свой, БОЛЬШОЙ пакет. В местном, хлебном отделе, меня знают.

Девушки улыбаются постоянному (и оптовому) покупателю: « - Вам, как всегда?».
- Да.
- Восемь булок хлеба, - уточняет ещё раз продавец.
- Да, восемь.
Очередь перестаёт считать мелочь и крутить головами, -  все смотрят на меня.

Придя домой, бережно достаю все булки. Каждую заворачиваю, в отдельный чистый мешочек. Складываю аккуратно, на полку.

Покушав, собираю по старой привычке рукой, все крошки, - и оправляю в рот. Если на столе остался кусочек, то беру его и ложу на хранение на подоконник, - там сушатся сухарики на суп.

А когда (иногда) захочется чего-то  вкусненького, и бывает, не знаешь, что бы такого съесть, - бегу на кухню, достаю из шкафа пакет с сухарями, - и бережно (что бы, не накрошить) выбираю пару твёрдых почерневших сухарей.

Зажав их в ладони, иду в зал. Сажусь перед таким же, как и я, старый телевизором. И глядя передачу про наше «счастливое настоящие и светлое будущее», - грызу (уже беззубым ртом), - самые сладкие сухарики в мире.

В.К.
22.11.2019г.


Рецензии
Да, Валерий, мы привыкли всё есть с хлебом и я не наедаюсь без хлеба..., молодёжь сейчас старается хлеб либо уменьшить или исключить, а нам трудновато это сделать... может это и привычка... )))... С уважением Наталия...

Наталия Королёва   08.02.2020 16:17     Заявить о нарушении
Спасибо за "рецензию":) Стараюсь писать правду, и именно так, - как я думаю.К хлебу, сохранил трепетное отношение.Бывает, и смеются надо мной. Но я, такой, какой есть. Вам, всего хорошего!

Валерий Крушинский   10.02.2020 08:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.