Русские масоны

РУССКИЕ МАСОНЫ.

О масонах слишком много негатива, о их участии в революциях масса слухов и домыслов. Кто они такие и как влияли на общество? Насколько правы те, кто утверждает о их заговоре против России, вредительстве? Вопросов много, будем искать ответы. Утверждается, что масонство как "секта" или тайная организация возникло в ответ на события в Европе. Шёл 18 век, Церковь Христова разделилось на несколько частей (православная, католическая, протестантская) и множество малых закоулков христианского толка. Если ранее масоны были организованы в Британии как цеховые сообщества, то теперь они включают и тех, кто к "цехам" не имел никакого отношения. Они предпочитают культурную ниву. В "вольные каменщики" записались многие знаменитые люди того времени, как в Европе, так и в России. Российская повесть масонства началась во времена Петра Первого. Цель, которую ставили масоны, было объединение христианства. Тогда почему эта идея очень не понравилась католикам? В 1738 г. папа Климент осудил масонство. В ответ на централизацию власти (абсолютизм), неравенство сословий, масоны избрали демократичную форму в своих ложах. Здесь все были равны и независимы от Церкви и государства, от папы римского и своих королей.

До Екатерины Второй масоны в России были своего рода модой на всё европейское в высшем свете. Поверхностным, забавным, малозначительным. Екатерина Великая попыталась провести демократизацию российской жизни и общества путём реформ. Из губерний приехали посланцы, поговорили, позаседали, да и разъехались ни с чем. Слишком рискованной была затея для того времени. Требовалось время на подготовку почвы для преобразований. Напугало и восстание Пугачёва. Верхи и низы не могли быть равными. Наиболее просвещённая часть общества была разочарована, ушла в оппозиции через участие в масонских ложах. Масонство не было навязано сверху - властью, потому и стало первым волеизъявлением свободы в российском обществе. Эта отстранённость от официоза привела к тому, что власть подозрительно стала смотреть на все эти масонские таинства и затеи просвещения. Религиозность масонства имела свойство внецерковное. Масоны ставили себя в оппозиции светской власти и Церкви. Но и были противниками атеистического влияния Европы. Столетний период симбиоза церкви и государства по петровским лекалам вызвал у масонов чувство брезгливости. Они считали, что Церковь легла под светскую власть и не способна к реальным самостоятельным действиям.

Масоны возомнили себя новой духовной силой в ту противоречивую эпоху. Новое притаённое сообщество было по сути первой и единственной самоорганизацией российского общества на тот момент. Они исходили из того, что гармония общественного развития может быть только при наличии свободно мыслящих людей, не обременённых церковным и государственным. С одной стороны масонство стало проявлением внецерковной религиозности, с другой внегосударственного патриотизма. Это было и негативное проявление на распространение европейского атеизма, и реакция на ослабление церковной духовности. Когда Церковь, подмятая под себя светской властью, имела лишь соглашательский голос, но не равноправный. Церковь всё более становилась на содержание у государства, что отрицательно влияло как на её самостоятельность, так и на духовный рост. При всех положительных тенденциях, Церковь начинала утрачивать своё ведущее духовное положение, что сказалось во второй половине 19 века, ещё более трагично в начале века 20-го. Так духовный поиск русских людей прошёл мимо церковного и государственного. Что вызвало ответную реакцию неприязни и поставило масонов в разряд главных разрушителей, родоначальников российской революционизации.

Их борьба с атеизацией закончилась упорным стремлением к просвещению для разъяснения научных достижений в религиозном и нравственном смыслах. Но и порождала религиозно-мистические феерии с внешней таинственной атрибутикой обрядов. В то переходное время для европейского суперэтнического сообщества, когда рушились христианские жизненные основы, а жизненный цикл близился к завершению, упадок европейской христианской по своей глубинной сути культуры после раскола Церкви стал обретать явные черты в атеизации и революционизации европейского сознания и общества. Революционный мор ещё не перекинулся в Россию, но гнилые западные ветры уже повеяли. Игры в масонов, таинственность, обрядовость лишь добавляли плодотворности для культурного становления и развития. Они искали воплощения идеалов, приложения нерастраченных сил, результативности здесь и сейчас. Мораль и долг, служение обществу и Отечеству были у масонов на первом месте. Тогда же стали формироваться основные черты передовой русской интеллигенции, реализация целей и задач. Попытка утвердить примат человеческого духа, право на поиск, свою особость и избранность сыграла с ними злую шутку, вольно-невольно масоны стали и предтечей, и пособниками революционизации русского православного сознания и российского общества.

Скоморошному масонству 18-го века в его последней трети приходит масонство деятельное, просвещенническое, в лице дворянина Новикова Н.И. Своей основной задачей он ставит поиск света и нравственное совершенствование через подражание Христу и любовь к людям, выраженную в реальных делах. Игры в таинственность и обрядовость заканчивались, уступая место делам во имя людей. Таким образом Новиков заложил основы будущего мировоззрения российского общества - нравственное совершенствование. Пока речь шла о реформах снизу, оказалась что они не выполнимы . Реформ снизу боялись пуще огня. Оставалась деятельная работа над собой, улучшение своей природы, а после и окружающего мира. Просвещение путём издательства сатирических журналов не дало нужного результата. Тогда Новиков задумывается о книгоиздательстве и осуществляет свою мечту. Выдающийся русский мечтатель и практик, обрёл в масонстве необходимое мировоззрение и связи . Арендуя захудавшую типографию Московского университета, он за три года напечатал в ней больше образовательных книг, чем за предыдущие 24 года университет. Особое внимание духовной, нравственной, учебной литературе. Творения Отцов церкви (Василия Великого, Иоанна Златоуста, Августина Блаженного , Фомы Кемпийского). Не питая к французской философии добрых чувств, он, тем не менее, издавал Вольтера, Монтескье, Руссо. "Древняя Российская Вифлиофика, содержащая в себе собрание древностей российских по истории, географии и генеалогии России, касающихся" - сборник древних русских документов. Впервые напечатаны произведения древнерусской литературы. "Деяния Петра Великого" историка И.И. Голикова, до сих пор не потерявшая своей ценности книга о государе, его жизни и трудах. Для детей русские сказки. Новиков соединял в себе и удачливого предпринимателя, и великого просветителя, и умудрённого книгоиздателя. Книги из его типографии расходились по всей России, читали их самые разные люди - крестьяне и горожане, до великосветских салонов. Он привлекал для работы образованных людей, слал в семинарии и академии бесплатные книги. 

В масонской среде зарождается идея создания учёного сообщества. Средства на него собирали среди своих. "Дружеское учёное общество" создаётся в 1779 году , через пять лет это уже миллионное предприятие, ставившее целью покровительство наукам, общественное служение . Налаживается связь с европейской заграницей. Такая работа вовлекала в круг масонов многих просвещённых людей из высшего общества того времени. До трети их были масонами. Нельзя не вспомнить имя И.Г. Шварца, этого выдающегося просветителя-масона, профессора Московского университета. Много сделавшего для просвещения. Своими трудами на ниве просветительства Новиков и Шварц закладывали духовно-нравственные основы русской интеллигенции 19 века. Масонская деятельность в условиях абсолютизма способствовала возникновению и развитию гражданского общества в России. Опровергая политику власти направленную на поддержку идеи служения Отечеству только в качестве чиновника или военного. Из масонской среды вышла и книга А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", "Беседа о том, что есть сын Отечества" . Смелое произведение не было одобрено даже масонами. Стон стыда за любимое Отечество власть раздражал, общество напугал. Это было, возможно, первое революционное проявление неприятия власти и её трудов, превышающее по накалу обычную критику. В то же время это было откровение об отрыве высшего общества от народной массы.

Историк В.О. Ключевский удивлялся тому, как в лице русского масона времён Новикова мог сочетаться и чиновник, и "человек первых веков христианства". Писатель А.Ф.  Писемский разглядел в масонстве связь с традициями русской святости, отличающими их от европейского мистического масонства. Масоны в России оказались в русле духовной традиции своего Отечества. Строить свой внутренний храм в поиске Божественного Света и Истины оказалось привлекательным для многих думающих людей того времени. Литераторы, архитекторы, художники, поэты, военные, чиновники вовлекались в просветительское масонское движение. Масонское миропонимание расходилось волнами в российском обществе. Находя себе сторонних попутчиков и внешних последователей. Настолько их идеи были близки русскому человеку, россиянину. Для конца 18 - начала 19 вв. характерен высокий накал гражданского общества, связанный с победами на внешнем геополитическом фронте в России и Евразии. Но в этом общем хоре особняком стоит голос российских масонов. Они обличают пороки, призывают к самосовершенствованию, сторонятся мирской суеты, настраивают на познание себя и окружающего мира, при этом не отказываются от познания Божественного . Масонские идеи проявились в русских литературе, искусстве, архитектуре. Бурная деятельность масонов вскоре надоела властям. Особенно после того, как Новиков принял деятельное участие в устранении последствий голода под Москвой в 1787 году на деньги масонов. По сути это должно быть делом властей, вмешательство со стороны граждан не приветствовалось. Вскоре Новиков попал в опалу, масонов стали прижимать. При государе Павле Первом их деятельность негласно запретили. Очередное возбуждение при Александре Первом не было долгим и качественным. Масонство постепенно уходит в себя как в общем плане , так и в индивидуальном.

Масонство из практически деятельного превращается в моду. Не быть масоном в обществе считается неприличным. Так масонство превращается в некую игру на публику. Масоны впервые идут в политику. Тайная организация "Союз спасения" возникает из масонских недр ложи "Соединённые друзья". Это не означает поголовного их участия в первом то ли дворцовом заговоре, то ли революционном выступлении на Сенатской площади. Свободомыслие масонов раздражает власть. В 1822 году масонские ложи запрещены. "Круги на воде" от деятельности масонов второй половины 18 века расходились в российском обществе весь 19 век. Их идеи оказались настолько живучи в русско-евразийской культуре, что мы находим масонские традиции и в великой русской литературе в частности, и в великой русской культуре в общем. Масонские идеи о гармоничном устройстве жизни человека и общества продолжали жить. Даже Храм Христа Спасителя не избежал того влияния.

Насколько масонство было опасно для общественной жизни России? Особенно в том виде, каким мы его наблюдаем из исторических свидетельств той поры. Из реальных дел масонов. По всему их деятельность шла на пользу, однако опасения у власти существовали. В этом же русле что можно сказать о масонстве А.С. Пушкина? Вращаясь в среде, где масонство было одним из необходимых элементов жизни, имея склонность к улучшению общественных нравов, он не мог пройти мимо увлечения масонством. В мае 1821 г. его посвятили в масоны в Кишинёве, в ложе "Овидий". О чём он и поделился со своим дневником. Сама ложа так и не оформилась, закрывшись самопроизвольно в ноябре того же года. Но круги по воде пошли. Поскольку масонство стало распространятся среди офицеров русской армии, правительство сочло это опасным явлением. Здесь были только двое, имевших отношение к декабристам, это генерал-майор П.С. Пущин и майор В.Ф. Раевский. Остальные либо аристократы, либо купцы. В общем люди местного кишинёвского высшего общества.

Первая четверть 19 века характеризуется свободомыслием в российском высшем обществе. Того добавил поход в Европу, посещение Парижа, насыщенный революционной заразой воздух Франции. Русские масоны не принимали революционизации, для них была важна русская культура, русские мотивы в общественной жизни. Они занимались просвещением общества и простого народа. В чём и преуспели, но их желания были бОльшими, гражданское общество - вот чего они хотели в России. То есть, они стремились поднять духовный уровень и окружающих, и свой через просвещение общества. И А.С. Пушкин был одним из них, он совмещал в себе самые противоречивые понятия - монархизм и начала республиканства, глубокую православную веру и сторонний налёт атеизма, уживался между славянофилами и западниками, был до мозга костей русским национальным поэтом. Вот как он характеризовал масонов этого периода в статье "Александр Радищев" - "«Мы еще застали несколько стариков, принадлежащих этому полу-политическому, полу-религиозному обществу. Странная смесь мистической набожности и философического вольнодумства, бескорыстная любовь к просвещению, практическая филантропия ярко отличали их от поколения, к которому они принадлежали"

О том, почему Пушкин подался в масоны очень хорошо и ёмко написала исследовательница русского масонства Татьяна Алексеевна Бакунина, бежавшая из советской России и проживавшая во Франции: "Связь поэта с масонством следует искать не во внешнем образе жизни, а в той внутренней озаренности, которая руководила всем его творчеством. Он, сам по своей природе «посвященный», лучше других мог понимать смысл и значение масонского посвящения, тайну "творческого труда". Радостное восприятие жизни и поэтическая сторона масонского учения — вот то, что могло увлечь его. Стремление «вольных каменщиков» построить свой собственный мир путем сверхчувственным, мистическим для Пушкина было его собственным творческим стремлением." ("Знаменитые русские масоны").

Масонство в Российской Империи вряд ли несло революционный заряд. Об этом говорит и их просветительская деятельность, и более культурная направленность в запретные годы с 1822 по 1906-ой. Чем прямая революционная работа подобно Герцену и разночинцам, "землевольцам" и "народовольцам". Пока остаётся открытым вопрос их участия во второй волне революционизации после 1881 года. Была ли у российских подражателей масонам, а если была, то насколько сильной и практичной, связь с революционным движением в России, её дирижёрами из евро-атлантического Запада, спонсорами российского революционного движения из еврейского международного капитала?    


Рецензии