Фильмы о войне на море

Мои постоянные читатели знают, что я после окончания Хабаровского медицинского института три года прослужил на подводной лодке в должности начальника медицинской службы.  Поэтому вся информация о флоте, которую я нахожу в Интернете, меня интересует.  Перенеся обширный  инфаркт  миокарда и сложную операцию на сердце, во время которой мне иссекли часть сердечной мышцы, став инвалидом, я много времени провожу у компьютера.  Именно на нем за последние лет 5 я посмотрел очень большое количество художественных кинофильмов о войне на море во время Второй мировой войны.   При этом в поле моего зрения попали и отечественные фильмы советского периода, фильмы, выпущенные на экраны в постсоветский период, а так же зарубежные кинофильмы – американские, немецкие, английские и японские.

Я уже написал статью о советском кинематографе в период Второй мировой войны, где напомнил о кинофильмах, выпущенных в военный период, которые стали хорошо известны советским зрителям.  Они поднимали дух советских людей на  фронте и в тылу, рассказывали о подвигах русского народа в истории России.  Сейчас я хочу поделиться своими впечатлениями о фильмах, где показывается война на море в период Второй мировой войны.

Конечно, для нашей страны война на море не играла большой роли, так как боевые действия велись в основном на суше. Флот играл вспомогательную роль,   обеспечивал высадку морских десантов, нарушал транспортные связи немцев и их союзников,  морская пехота активно участвовала в обороне Одессы и Севастополя, а также при освобождении Крыма от немецких захватчиков.  Высаживались морские десанты и на Балтике, и на театре военных действий в Финляндии и Норвегии.

Все это  явилось сюжетами для многих кинофильмов о войне.  Причем выпущенные в годы войны эти фильмы оказывали  мощнейшую пропаганду, веру в обязательную победу. Наибольшее число таких кинофильмов увидело свет в Советском Союзе, да еще в США.  Нашел  два художественных фильма,  выпущенных в Англии в 1942-43 годах, а вот художественные  фильмы о войне в Германии и Японии, видимо, не выпускались.  Обе эти страны вели захватнические войны, к тому же очень жестоко расправлялись с мирным населением, чем тут хвалиться или что пропагандировать. Там в основном выпускали развлекательные фильмы.

Из 1094 игровых фильмов, снятых в Третьем рейхе, 48% составляют комедии. За ними следуют мелодрамы, составляющие 27%, пропагандистские фильмы составляют 14% и заключают список приключенческие фильмы, составляющие 11% от общего производства. Если исследовать долю четырёх жанров в годовом репертуаре, то 50% комедий и около 10% пропагандистских фильмов остаются относительно константным показателем. С началом войны в 1939 году наметилось значительное снижение производства комедий, которые составили 36% от общего производства. В 1942 году, в период крупнейшей военной экспансии вермахта в Европе, комедии составили 35%, а пропагандистские фильмы 25%. В 1943 году, после поражения в Сталинграде, производство пропагандистских фильмов сократилось до 8%, а доля комедий возросла до 55%. Перед лицом поражения в 1945 году доля комедий сократилась до 25%, зато доля мелодрам увеличилась до 58%.

Преобладание в репертуаре развлекательных фильмов свидетельствует о том, что немецкий кинематограф нацистского периода ориентировался в первую очередь на кассу, а не на идеологию. С другой стороны, с началом войны отвлечение кинозрителя от тягот повседневности путём развлечения также стало важной идеологической задачей. При этом и сам сюжет некоторых развлекательных фильмов не был свободен от идеологии. Например, мелодрама «Концерт по заявкам» (1940) повествовала о том, как еженедельный радиоконцерт для вермахта помог через четыре года воссоединиться девушке и военному лётчику, которые познакомились и полюбили друг друга во время Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Радио оказалось, таким образом, связующим звеном между фронтом и родиной, единство которых и стало главной темой этого фильма. Наряду c мелодрамой «Великая любовь» (1942) с участием Цары Леандер «Концерт по заявкам» был одним из самых успешных фильмов нацистского периода. До конца войны его посмотрели 26 млн зрителей, а кассовый сбор составил 7,6 млн рейхсмарок.

Но я отвлекся на кинематограф Германии, потому что больше повода порассуждать в нем не будет. Сейчас перейду к основной теме своего повествования.

На мой взгляд, война на море отличалась от войны на суше, где противники видели друг друга,  чаще через прицел оружия.  К тому же наши солдаты знали, что сотворили немцы в их родных местах с  близкими и родными, и поэтому  кипели желанием отомстить врагу. А в войне на море противники вели сражение на больших дистанциях,  и могли увидеть лишь поверженного противника, который плавал на месте утонувшего корабля.  Не всегда таких плавающих спасали противники. Например, я читал, а потом и видел в фильме «Потопить «Бисмарк»,  как англичане спасли лишь считанное количество матросов с потопленного немецкого линкора в отместку за гибель в бою с этим линкором линейного крейсера «Худ», который буквально разорвало на части после попадания снаряда в артиллерийский погреб.  Но в целом моряки проявляли благородство и спасали оказавшихся в воде поверженных противников.

Естественно, что как человек, который лучше знает службу на подводных лодках, я больше всего старался найти именно такие кинофильмы, и даже написал об этом статью.  http://www.proza.ru/2019/03/19/861

Но  самое большое впечатление на меня произвел фильм, вышедший на экраны в 1980 году и снятый немецкими кинематографистами под названием «Подводная лодка».
Авторы и режиссер фильма не приукрашивают той жизни, которую вели немецкие подводники во Франции.  Пьянство  офицеров и матросов,  посещение борделей и прочих увеселительных заведений  было нормой для подводников. В тот период еще не было так много потопленных немецких лодок, как это началось годом позже. Но и тогда все понимали, что война на море идет на уничтожение. Ни один род войск не имел 75% потерь среди личного состава, как подводный флот Германии.  Поэтому и старались алкоголем моряки заглушить страх, который они испытывали перед выходом в море.  На все это на суше. А в море совсем не так. В фильме  перед нами встают немецкие матросы, исполняющие приказы своих командиров, у которых есть свой долг и своя честь. Это трагедия людей, которых послали воевать,  и  у этой  трагедии нет национальности и политических убеждений. В фильме бурлят настоящие эмоции от страха и ужаса.  И невольно ловишь себя на том, что переживаешь за них и хочешь, чтобы лодка вернулась с задания.  Режиссер передал реалистичность персонажей, поэтому часто встречаются грубые и матерные слова.

Очень реалистично переданы и  условия, в которых находились подводники  на немецких подводных лодках. Все было именно так – стесненность  всех отсеков, примитивные условия обитания, приема пищи  членов экипажа.

В той своей статье, на которую я дал чуть выше ссылку, я даю характеристику увиденных фильмов о подводниках и их перечень. Сейчас хочу порассуждать про фильмы о боях на поверхности морей и океанов, о некоторых крупнейших сражениях.  Постараюсь придерживаться хронологии происходящих столкновений противоборствующих сторон с участием самых крупных кораблей.  Одним из первых был бой между немецким рейдером, так называемым «карманным» линкором «Адмирал граф Шпее» с английскими кораблями,  о котором был поставлен кинофильм, и я его увидел в Интернете.

До начала войны немцы предусмотрительно выслали два крупных корабля в среднюю и южную часть Атлантики: 21 августа в море вышел  линкор «Адмирал граф Шпее», а тремя днями позже — «Дойчланд». Им предстояло после начала войны вести войну против торгового судоходства, одновременно вынуждая противника распылять силы своего военного флота. «Дойчланд» в середине ноября вернулся на родину, после того как потопил 2 парохода противника и захватил третий в качестве приза. О судьбе второго рейдера «Граф фон Шпее» расскажу более подробно.

Утром 13 декабря 1939 года около 6 часов утра «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров; на «Шпее» обнаружили верхушки мачт в 05:52, в 06:16 с крейсера «Эксетер», поступило донесение: «Полагаю, что это „карманный линкор“». Поначалу английские лёгкие крейсеры немцы приняли за эсминцы и командир «Адмирала Шпее» капитан цур зее Ганс Лангсдорф считал, что ведёт бой с крейсером и двумя эсминцами.

В 06:18 первый залп немецкого рейдера лёг между английскими крейсерами, а через четыре минуты открыли огонь орудия «Эксетера». Приняв лёгкие крейсеры за эсминцы, командир корабля «Адмирал граф Шпее» приказал сосредоточить огонь артиллерии главного калибра только на тяжёлом крейсере. Этот огонь оказался весьма точным: в течение следующих двадцати минут «Эксетер» получает несколько попаданий, в результате чего у него оказалась разбитой вторая носовая башня, разрушен командирский мостик, нарушена связь и выведены из строя механизмы управления рулями. Перейдя в кормовую боевую рубку, командир английского корабля приказывает дать по немецкому линкору торпедный залп, и в это самое мгновение корабль сотрясают ещё два тяжёлых попадания. Окутанный дымом, осевший на нос и накренившийся на борт, «Эксетер» в 07:40 выходит из боя.

Тем временем лёгкие крейсеры, обстреливаемые только вспомогательной артиллерией линкора, проскочили опасную зону и, по словам Лангсдорфа, вели себя с «непостижимой наглостью». Когда в 07:16 рейдер повернул к югу, намереваясь добить «Эксетер», лёгкие крейсеры «Аякс» и «Ахиллес», ринувшись на помощь своему собрату, стреляли так точно и эффективно, что двумя снарядами вывели из строя систему управления артиллерийским огнём на «Адмирале графе Шпее». И хотя эти действия не остались безнаказанными — один 280-мм немецкий снаряд вывел из строя кормовые башни на «Аяксе», а другой снёс его мачту, — оба англичанина продолжали как тени следовать за отходящим к западу «карманным» линкором. В полночь, когда «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео, «Аякс» и «Ахиллес», разделившись, поспешили перекрыть оба выхода из устья Ла-Платы. На следующую ночь к ним присоединился тяжёлый крейсер «Кумберлэнд» — это было всё, что Харвуд смог противопоставить германскому рейдеру.

Хотя повреждения «Адмирала графа Шпее» оказались не очень велики, он нуждался в ремонте, которого нельзя было сделать за трёхдневный срок, предоставленный правительством Уругвая согласно нормам международного права, к тому же, к концу подходили боеприпасы. Понимая его затруднительное положение, английская агентура в Монтевидео усиленно распространяла слухи: «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра, в составе которой находятся линейный крейсер «Ринаун» и авианосец «Арк Ройял». Уверовав в неминуемую гибель своего корабля, Лангсдорф послал запрос в Берлин, откуда был получен едва ли не личный приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить. 17 декабря 1939 года Лангсдорф приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована в нейтральной Аргентине. Командир застрелился 20 декабря в Буэнос-Айресе.

Было интересно глядеть на экране, как вели себя жители Монтевидео, когда в гавань вошел немецкий рейдер. Толпы народа собрались в гавани, откуда вели свои репортажи корреспонденты всех стран мира.  Для них, уругвайцев, Вторая мировая война, которая уже бушевала в Европе, совершенно не сказывалась.

В середине 1940 г. германские рейдеры «Шарнхорст» и Грейзенау» уже успешно уничтожали торговые корабли союзников не только в Атлантическом, но и в других океанах. Среди всех событий битвы за Атлантику выделяется уничтожение англичанами новейшего немецкого линкора «Бисмарк».  Этот самый мощный военный корабль Германии вышел в свой первый и последний боевой поход 19 мая 1941 г. Вместе с линкором « Бисмарк» на операцию отправился тяжёлый крейсер «Принц Ойген». Перед эскадрой стояла задача уничтожить грузовые суда и корабли, охраняющие конвои. Командовал отрядом адмирал Гюнтер Лютьенс. Немецких рейдеров,  совершавших переход из Балтийского моря к берегам Норвегии, обнаружили британские лётчики. И когда 22 мая оба корабля вышли на просторы Атлантики, на охоту за ними двинулся целый флот. 24 мая 1941 г. в Датском проливе, разделяющим Гренландию и Исландию, эскадра английского вице-адмирала Ланселота Э. Холланда, состоявшая из линейного крейсера «Худ», одного из крупнейших военных кораблей в мире, и линкора  «Принц Уэльский», догнали отряд Лютьенса. В утреннем сумраке, под ударами снежных шквалов команды немецких кораблей  вступили в схватку с британцами. На пятой минуте боя линейный крейсер  «Худ»  взорвался и почти сразу пошёл ко дну. Спастись удалось лишь трём морякам. В истории британского флота это было самое невероятное поражение. «Бисмарк» одержал громкую победу, но израсходовал слишком много топлива, к тому же в одну из топливных цистерн попал снаряд и топливо стало выткать. . Разделившись, чтобы уменьшить риск, корабли Лютьенса отправились во Францию. Однако 26 мая англичане обнаружили «Бисмарк», находившийся в 700 км от Бреста, после чего линкор атаковали самолёты, срочно поднятые с авианосца «Арк Рояль» . Из двух торпед, попавших в «Бисмарк», одна нанесла «смертельное ранение» - взрывом разбило рулевое устройство, и гигантский корабль потерял управление. Скорость линкора упала до 10 узлов, и уже ничто не могло спасти его от преследователей. Утром 27 мая линкоры «Родней» и «Кинг Георг V принялись расстреливать «Бисмарк». Бой шёл полтора часа, германский линкор полыхал от носа до кормы, но оставался на плаву. Только когда крейсер   почти в упор выпустил в него три торпеды, «Бисмарк» начал тонуть.  Адмирал Гюнтер Лютьенс отказался покинуть корабль. Вместе с ним в водах Атлантики нашли свою смерть 2 тыс. немецких моряков. 

Англичане в 1960 году сняли кинофильм «Потопить «Бисмарк», где рассказывается о происходящих в оперативном штабе английского Адмиралтейства событиях и принятых решениях по противодействую прорыву немецких рейдеров в Атлантику, и как-бы на втором плане показываются события на немецких и английских кораблях.  Мне этот фильм понравился.

После гибели линкора «Бисмарк» разочарованный Гитлер заявил: «Я всегда был раньше сторонником крупных кораблей. Но они уже отжили свое. Слишком уязвимы для воздушного нападения».  Поэтому однотипный с  «Бисмарком» линкор «Тирпиц»  был спрятан в фиордах северной Норвегии и крайне редко выходил в море.  На этот линкор англичане начали настоящую охоту, пытаясь потопить его с помощью мини-субмарин, а так же налетами авиации.  В конце концов, им это удалось, сверхмощная бомба с английского самолета пробила насквозь линкор, и тот сел на дно, так что из воды фиорда торчали лишь настройки когда-то грозного линкора «Тирпиц».

Следующим событием, при котором было потоплено и повреждено много крупных военных кораблей, было нападение японских самолетов на базе Перл-Харбор.  Об этом событии я видел американский фильм 2001 года выпуска, с множеством компьютерных сцен, где на фоне происходящих событий развивается история дружбы двух американских летчиков.  Но не только события 7 декабря 1941 года показаны в этом фильме, но и нападение американских наземных бомбардировщиков, взлетевших с палубы американского авианосца «Йорктаун» и бомбивших  Токио  18 апреля как акт возмездия за нападение на Перл-Харбор.  Это так называемый рейд Дулиттла,  о котором еще в 1944 году американцы сняли фильм «Тридцать секунд над Токио», сыгравшем важную пропагандистскую роль в продолжающейся  морской битве на Тихом океане.  Я тоже видел этот фильм в Интернете.

В японском фильме «Атака на Перл-Харбор», выпущенным в 2011 году, рассказывается о японском адмирале Ямамото, командующем объединенным японским флотов при этом нападении.  Но события в этом фильме не заканчиваются нападением на американскую базу, они рассказывают о еще одном известнейшем и важнейшем столкновении на море – атаке на атолл Мидуэй, который японцы хотели захватить под свою базу для нападения на США.  Я тоже видел этот современный фильм.

Одним из фильмов о завершающем этапе войны на море является «Крейсер» — военный фильм 2016 года режиссёра Марио Ван Пиблза с Николасом Кейджем в главной роли
.
Сюжет фильма основывается на реальных событиях. Во время Второй мировой войны тяжелый крейсер типа «Портленд» ВМС США «Индианаполис» доставил на американскую военную базу на острове Тиниан части атомной бомбы «Малыш», которая предназначалась для бомбардировки Хиросимы. 30 июля 1945 года на обратном пути корабль был торпедирован подводной лодкой I-58 Императорского флота Японии и затонул через 12 минут. В течение следующих 4 дней команда крейсера в ожидании помощи вынуждена была выживать в море под палящим солнцем, отбивая нападения акул. Очень впечатляющее зрелище, скажу я вам, хотя фильм получил крайне негативные отзывы кинокритиков. На сайте Rotten Tomatoes у фильма 9 % положительных рецензий на основе 11 рецензий. На Metacritic — 30 баллов из 100 на основе 8 рецензий.

Военно-морской флот в любой стране мира относился к элитному роду вооруженных сил.  Именно во флотских экипажах воспитывалось рыцарское отношение, поэтому на первых порах боевых действий в Атлантике между немецким флотом и флотом союзников соблюдались правила международных конвенций о войне на море.  В фильме про линкор «Граф фон Шпее» показывалось, как  немецкий рейдер, прежде чем утопить судно, давал возможность экипажу пересесть на спасательные шлюпки с запасом еды и пресной воды, взяв капитана судна в качестве трофея, и лишь потом топили торговое судно.  Но такое рыцарское поведение очень быстро исчезло. Вызвавшая большой общественный резонанс гибель английского пассажирского парохода «Атения» 5 сентября 1939 года в Северной Атлантике стала следствием ошибки командира германской подводной лодки, который решил, что перед ним вспомогательный английский крейсер. Об опубликованной на этот счет версии министерства пропаганды командование германских военно-морских сил ничего не знало вплоть до ее появления. В немецком художественном фильме «U-47. Капитан Прин» показано, как командующий немецкими подводными силами Карл Дёниц приказал командиру субмарины, потопившей «Атению»,  удалить из бортового журнала записи о потоплении пассажирского парохода.

В начале войны положение германских кригсмарине (ВМС) было далеко не блестящим. Британские военно-морские силы превосходили германские по тоннажу в семь раз, французские ВМС были по тому же показателю сильнее кригсмарине в три раза. Польские военно-морские силы уступали германским, но их вообще вряд ли стоило принимать во внимание. К этому следует добавить существенный potential de guerre — в немецком языке нет столь меткого слова — Британской империи. Оно выражает общую способность страны к ведению войны, ее благоприятное или неблагоприятное географическое положение, объем промышленного производства и природные богатства, численность народа этой страны и силу его духа, способность этого народа давать своей стране солдат и организаторов, рабочих и деятелей науки, а также ограниченность или неограниченность стратегического сырья, обеспечение населения и армии продовольствием и многое другое.

Поэтому неудивительно, что многие умудренные опытом старшие офицеры рассчитывали на продолжительность войны в течение примерно семи лет, отдавая себе отчет, что военно-морские силы противника можно победить только при активной поддержке военно-воздушных сил, количественно и качественно превосходящих авиацию противника.

О вторжении в Англию пока никто не помышлял: ни политическое руководство, ни руководители флотом, ни штаб оперативного руководства вермахта. Оно представлялось настолько невероятным, что для него не было подготовлено и разработано даже простой теоретической основы.

Поскольку Англия уже была противником Германии, немцам пришлось подумать, по крайней мере, о нанесении максимального ущерба ее коммуникациям, которые обеспечивали снабжение метрополии, и тем самым вынудить Англию к миру. Следовательно, задача заключалась в нанесении ударов по морским путям Англии на всех морях, по ее портам вывоза и, в особенности, по портам ввоза.

Для выполнения этой задачи в распоряжении немцев имелись подводные лодки, быстроходные боевые корабли всех классов с большой дальностью плавания, хорошо вооруженные вспомогательные крейсеры (быстроходные корабли, переоборудованные из грузового или пассажирского судна, предназначенные во время войны для действий на морских коммуникациях против транспортных судов противника, постановки минных заграждений, несения конвойной и дозорной службы. Такие суда имели водоизмещение 3500–20 000 тонн, скорость 14–24 узла (26–44 км/ч), вооружение: 4–8 орудий 100–150 мм, до 12 орудий 20–47 мм, до 4 торпедных аппаратов, 60–300 минных заграждений. На некоторых имелось 1–2 самолета-разведчика; и скоростные транспортные суда для подвоза снабжения боевым кораблям, действовавшим на коммуникациях противника, средства дальней разведки на море и, наконец, мощная боевая авиация. Боевые самолеты и корабли морского флота были вооружены пушками и торпедами, бомбами и минами.

К вышеупомянутым цифрам следует добавить, что водоизмещение некоторых кораблей в британских военно-морских силах было существенно выше, чем соответствующих кораблей кригсмарине, а это, в свою очередь, означало большую огневую мощь, более толстую броню и преимущество в скорости.

Личный состав кригсмарине вступил в войну с непреклонной решимостью, до конца осознавая серьезность предстоящей борьбы. Поскольку у военных моряков не было собственной морской авиации (самолетов для разведки и аэрофотосъемки, бомбардировщиков и истребителей), они надеялись, что этот недостаток будет хотя бы частично компенсирован сильными ВВС с хорошим стратегическим, оперативным и тактическим командованием.

Подходы к германскому побережью были прикрыты широким заградительным поясом из десятков минных заграждений, который тянулся от восточно-фризского побережья на север — до Скагеррака, а позднее и до центральной части Северного моря. К востоку от этого минного Западного вала могли действовать только подводные лодки противника, которые, однако, подавлялись многочисленными легкими кораблями и самолетами немцев. Проникшие сюда британские субмарины несли тяжелые потери, добиваясь лишь ничтожных успехов.

Воздушная война, как минная война, по планам германского командования должна была быть перенесена непосредственно к берегам Великобритании, чтобы остановить торговое судоходство из портов Нидерландов и Бельгии перед восточным входом в Ла-Манш, а также перехватывать суда, идущие из Норвегии, у английских портов. Английское каботажное судоходство, которое велось в коридоре между побережьем и минными заграждениями, также должно было быть нарушено.

Итак, командование военно-морских сил Германии, возглавляемое гросс-адмиралом Редером, приняло смелое решение об использовании эсминцев и подводных лодок для установки мин на подходах к британским портам. Сначала немцы ограничивались минами с минрепами, потом стали применять более современные магнитные донные мины, которые противник имевшимися в то время средствами не мог обезвредить.

Так началась война на море, которую позже назвали «Битва за Атлантику», и на первых порах немцам сопутствовал успех. Они уничтожали больше торговых судов, чем англичане могли построить.  Но вступление в войну США с её огромные промышленным потенциалом,  введение системы конвоев с боевым охранением,  изобретение «асдика» (Активный гидролокатор «Асдик» в его первоначальной примитивной форме был изобретён в конце первой мировой войны во Франции Константином Шиловским и Полем Ланжевеном. Основной принцип его действия остался неизменным до настоящего времени. Однако за прошедшие годы эффективность гидролокатора значительно возросла, расширились масштабы его использования, а также увеличилось число классов кораблей, с которых он мог применяться для проведения поиска и атак подводных лодок противника.) позволило союзникам перехватить инициативу  войны на море, и немецкие подводные лодки и надводные корабли  все чаще и чаще шли на дно под ударами авиации и кораблей союзников.

Известен и результат войны на Тихом океане.  Японцы, добившись на начальном этапе войны некоторых успехов, захватив территории с разнообразными природными ресурсами,  в дальнейшем не могли противостоять военной мощи США.  Но если бы в войну с Японией не вступил СССР, высадка американцев на японские острова могла бы привести к огромным потерям среди американцев. Атомная бомбардировка мирных японских городов Хиросимы и Нагасаки не имела военной цели, была лишь актом устрашения.  Но это уже другая история, не относящаяся к войне на море. Хотя художественные фильмы на эту тему появились и в Японии, и в США, и в Великобритании.

Вот такая статья появилась у меня об отечественных и зарубежных фильмах о войне на море. Естественно, наша страна континентальная,  и флот во Второй мировой войне играл вспомогательную роль. Поэтому число фильмов о войне на море было не таким уж большим, но, тем не менее, они появлялись и в годы войны, и после.  Война на море велась более ожесточенная между союзниками флотами Германии и Японии, причем в водах как Атлантического, так и Тихого и Индийского океанов. И увидеть, как это происходило, можно в тех кинофильмах, о которых я написал свою статью.


Рецензии