мой первый замполит

В 1978 году я, закончив Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище ,прибыл к месту службы на Северный Флот, в славный и многими проклятый город Гремиха! Как говорили тогда, если север- это задница, то Гремиха- это её дырка. Сразу скажу, что хоть и прошло с тех пор больше сорока лет, но до сих пор вспоминаю Гремиху только добром, считаю её самой лучшей базой, где мне довелось служить.
Придя на корабль и представившись командиру и офицерам, взяв в зубы все положенные зачетные листы, ринулся постигать тонкости корабельной службы, устройство корабля и требования руководящих документов, которых было столько, что до сих пор удивляюсь, как мне удалось всё это не только выучить, но и хотя бы прочитать
Зачёты- дело святое. Пока не сдашь- схода с корабля на берег нет. Так что жизнь без семьи, в железе в обнимку с любимым личным составом. Кстати, среди личного состава были уникумы, у которых можно было кое чему поучиться по устройству корабля. Ребята с высшим образованием и блеском разума в глазах. В отличие от тех, с кем я сталкивался заканчивая службу.
Рядом с моей каютой была каюта заместителя командира корабля по политической части капитана 2 ранга Варицкого. Человек это был во всех смыслах выдающийся. Не только по занимаемому положению на корабле, но и буквально. При своём росте примерно 170 см он весил около 150 кг.
И в этом был он весь. Это определяло всю его службу, всё его поведение и мировоззрение.
Вы знаете, что на корабле с 13.00 до 15.00-  так называемый «адмиральский час» когда весь экипаж должен отдыхать в койках.( час блаженства) Но замполит наш не отдыхал так никогда. И не потому, что верность идеям коммунизма или никогда не дремлющая совесть не позволяли ему вершить это святое действо. Нет. Причина весьма банальна: он не мог развязать шнурки и снять ботинки!( этим занималась его жена 2 раза в день-утром и вечером). Поэтому у любимого личного состава складывалось впечатление о его неслыханной стойкости и верности корабельной службе!
Кстати, о его жене. Это была верная спутница вершителя судеб матросов и офицеров, наверное так же преданная тому же, чему был предан и он. Внешне они тоже были похожи. Я имею ввиду не черты лица, а размеры. Вот точно, как в анекдоте: можно обнять , заплакать и сказать: »неужели это всё моё!» В семье у них имелось собственное средство передвижения-автомобиль с гордым именем «Запорожец»(горбатый) чем то похожий на своих хозяев. Автомобиль имел одну маленькую особенность: когда хозяин садился на место водителя, он, скрепя всем чем можно медленно наклонялся на левый борт, едва не касаясь земли. И только помощь боевой подруги, которая отважно кидалась на место пассажира, слегка спасало ситуацию и запорожец медленно, с неохотой возвращался в более менее горизонтальное положение. Поэтому на машине он ездил только с женой по магазинам и, никогда, на службу.
Перед самым окончанием службы, когда уже были свёрстаны  и отправлены документы на увольнение, зам принимал участие в некоем торжественном действе под эгидой политрабочих, которое закончилось вполне ожидаемо живым обсуждением текущего момента под звон стаканов с чаем и не только. И так он наобсуждался, так откровенно и доступно перечислил во что верит и как ему будет не хватать этого святого флотского братства в будущей жизни, где он просто пенсионер и от него ничего не зависит, и даже некого призвать вершить великие дела в честь непонятно чего. Короче. Всё закончилось закономерно. До лица в салате не дошло, но способность передвигаться он потерял напрочь! Довести его до дому так же как и он физически развитые пахари листа и ручки не смогли. Тем более, что находились примерно в одинаковым с ним состоянии реакции на окружающую действительность. Надо было что то делать и они вызвали патруль, чтобы помочь уставшему офицеру дойти до дома  не потеряв при этом лица и ещё чего нибудь. Патруль прибыл быстро ,но с первого взгляда понял, что поставленная перед ними задача для их субтильного телосложения невыполнима. Тогда был вызван второй патруль. И сразу-грузовой автомобиль! При таком раскладе задуманная операция была проведена, «тело» аккуратно, с почтением было загружено в кузов(ибо в кабину не влезло) и успешно доставлено по месту назначения!
Через некоторое время он ушёл на заслуженный отдых, а к нам с Балтийского Флота пришел новый проводник линии и архитектор нашего будущего.


Рецензии