8 февраля- память прп. Феодора Студита, исповед

     Дни памяти преподобного Феодора Студита (~759–826гг.):
     8 февраля – в этот день 845 г. мощи святого перенесены из места последней его ссылки в Студийский монастырь;
     24 ноября – преставление.

     Преподобный Феодор Студит родился в христианской семье, в Константинополе, в 758 (759) году. Родители Феодора, Фотин и Феоктиста, несмотря на богатство и знатность (Фотин заведовал сбором податей, по другим сведениям – царской казной), вели благочестивую жизнь. Феодор с детства был приобщён к Церкви, воспитывался в рамках христианских законов и православных традиций.
     Желая дать сыну достойное образование, родители определили его к лучшим столичным учителям (преподавателям богословия, красноречия, философии и др.). Феодор учился охотно, предпочитая занятия бессмысленным юношеским забавам и пустым развлечениям.
     Промыслом Божьим Феодору выпало жить в период церковных потрясений. В те времена Православная Церковь столкнулась с одной из наиболее разрушительных за всю её историю ересей: ересью иконоборцев. Как часто случалось и раньше, эта ересь поддерживалась не только отступившими от веры священнослужителями, но и императорской властью.

     В основе иконоборческой ереси лежало ложное отношение к Православным иконам как к идолам, запрет на почитание которых был озвучен Законодателем ещё во времена Ветхого Завета. Запрет на иконы, успевших стать к тому времени неотъемлемым элементом частных и храмовых богослужений, подрывал не только доверие к пастырям Церкви, как якобы способствовавшим идолопоклонству, но и коренные устои христианского богопочитания.
     Ввиду того, что на стороне еретиков выступал царь, распространение ереси сопровождалось насилием и репрессиями.
     Отец Феодора, Фотин, будучи мужем весьма добродетельным, не пожелал служить при дворе императора-иконоборца, Константина Копронима, и отказался от государственной службы.
     Мать Феодора, Феоктиста, одобрила и поддержала решение мужа. По взаимной договоренности супруги, презрев мирское благополучие, оставили всё и последовали за Христом: дали слугам свободу, раздали имущество бедным и постриглись во ангельский образ.
     Дети всецело разделяли душевный порыв своих родителей. Феодор, будучи ревностным и образованным христианином, противодействовал ереси, как мог. На иконопочитание он смотрел как на дело Божье, к этому же приучал и всех тех, с кем сводил его Господь. Словно не страшась возможных преследований, он неоднократно участвовал в спорах и диспутах с еретиками. Вскоре о Феодоре заговорили как о зрелом и ревностном проповеднике, защитнике икон.
 
     VII Вселенский Собор отверг уподобление святых икон мерзким идолам, утвердил иконопочитание, осудил еретиков. Среди участников Собора был дядя Феодора, праведный Платон. Долгое время он жил и подвизался на Олимпе. По завершении деятельности Собора Платон взял Феодора под своё наставничество. Вместе с ним взял его братьев, Иосифа и Евфимия, а также малолетнюю сестру. Все вместе удалились в пустыню, чтобы предаться там аскетическим подвигам.
     В качестве места подвижничества выбрали труднодоступное, но весьма живописное и хорошо орошаемое место: Саккудион. Пребывая в любви и единомыслии здесь они подвизались в посте, бдении и молитвах.
     Достойно пройдя испытания, Феодор был пострижен блаженным Платоном в монашество. Из всех монашеских добродетелей наиболее важными он почитал послушание и смирение. Следуя этому внутреннему убеждению, он не только не гнушался выполнять поручения, связанные с самой грязной и тяжелой работой, но нередко и сам избирал для себя этот труд: рубил и корчевал деревья, вскапывал землю, таскал камни, носил воду из реки, собирал и переносил на плечах навоз (от мулов). Часто, дабы избежать суетных похвал, он трудился по ночам.
    
     Феодор искренне исповедовал перед старцем Платоном грехи, открывая не только поступки, но и самые сокровенные помыслы. Мудрые увещевания и повеления духовника он слушал так, как если бы через него вещал Сам Господь. Под руководством Платона Феодор, шаг за шагом, раскрывал в себе Божьи дарования, умерщвлял страсти, взращивал добродетели.
     Когда пришло время, старец Платон поручил Феодору строительство храма, в честь и память Евангелиста Иоанна Богослова. Несмотря на скудность возможностей по строительству и убранству, храм получился отменным.
     Вскоре к братиям стали стекаться люди, ищущие мудрого наставничества и благословений, желающие связать свою жизнь с аскетическим деланием. Так образовалась обитель, настоятелем которой, по Промыслу Божию, стал духоносный Платон.
     Наряду с исполнением монастырских послушаний, братия занимались изучением Священных Книг, чтением творений отцов и вселенских учителей. Сам Феодор много времени уделял богомыслию, а из святоотеческой литературы особое внимание уделял сочинениям святителя Василия Великого.

     Проведя несколько лет в строгих подвигах, Феодор, с благословения духовника, был возведён в иерейское достоинство. Несмотря на огромное уважение к старцу Платону и на обет послушания, Феодор, по смирению, долго отказывался от принятия столь высокого сана. В конце концов Платон убедил любимого послушника и тот согласился.
     Приняв сан священника, сознавая, что отныне он должен быть для братий не только руководителем, но и примером, святой Феодор увеличил строгость и без того суровых аскетических подвигов.
     Братия относились к нему с доверием. После того, как игумен Платон отошёл на покой, они единодушно избрали его своим настоятелем. Будучи не в состоянии противостоять желанию братий, он принял руководство монастырём. В управлении Феодор показал себя не только как добрый пастырь, но и как замечательный организатор.

     Случилось, что государь Константин, сын царицы Ирины, преступив нормы нравственности, окружил себя бесстыдными людьми и стал развращать своим поведением подданных. Будучи одержим плотской страстью, он изгнал из дворца законную супругу, насильно отправил её в монастырь, принудил к постригу, а в спальню царицы ввел объект своей страсти, прелюбодейку Феодоту.
     Патриарх, движимый ревностью, отказался освещать этот «брачный» союз. Но нашёлся священник, некий Иосиф, раболепствовавший перед императором более, чем подчинялся Христу и Его Церкви. Он благословил и скрепил беззаконное супружество. После случившегося многие сановники, подражая царю, стали изгонять своих жен, заменяя их новыми, более симпатичными или удобными.
     Возмущаясь столь грубым попранием Православных канонов и опасаясь, как бы подобная практика ни была одобрена новым законодательным актом, Феодор публично осудил императорский поступок и повелел считать его отлученным от Церкви. Эту мысль он донёс через послания и до братий прочих обителей.
     Реакция самодержца была предсказуемой: раздражение, ярость. Между тем поначалу, остерегаясь более масштабного осуждения, император стал действовать лестью, посылал к обличителю богатые дары, и даже пытался уговорить преподобного (отступить от своих слов) в личной беседе. Но беседа не состоялась, а Феодор продолжал стоять на своём.
     Убедившись в тщетности попыток склонить преподобного на свою сторону, царь сбросил маску ягнёнка и показал себя волком: повелел бичевать Феодора, а затем, вместе с его сторонниками, сослал его в Солунь, заточил страдальцев в тамошних темницах.
     Между тем Феодор продолжал отстаивать правду, поддерживая связь с внешним миром через переписку. Благодаря этому самоотверженному подвигу он сыскал себе широкую славу.

     В 796 году царица Ирина, возвратив императорский трон, вернула преподобного из ссылки. Он был встречен в столице с почётом. Затем возвратился в свою обитель. Вскоре, по причине нашествия агарян, Феодосий вынужден был оставить Сакудион вместе с братиями. Когда они прибыли в Константинополь, царица Ирина и Патриарх, предложили отцу Феодору возглавить Студийский монастырь.
     Жизнь в обители, опустевшей во время правления прежнего самодержца, стала налаживаться. Вскоре в ней собралось около тысячи иноков. В целях лучшего управления монастырём, но главное, из соображений нравственной пользы, святой Феодор составил устав, получивший, впоследствии, наименование «Студийский».
     Со временем монастырь покрыл себя неувядающей славой. К преподобному Феодору Студиту стали стекаться толпы людей. Он увещевал приходящих пастырским словом, вразумлял на основе Писаний, утешал в трудностях, вдохновлял и благословлял на добро.
    
     После того как Никифор, завладев царством, занял императорский престол, ко всем своим мирским беззакониям он присоединил самочинство в отношении Церкви. Пользуясь авторитетом императорской власти и вместе с тем прикрываясь словами любви, царь потребовал от Патриарха ввести в общение с Церковью отлученного ранее нечестивца-пресвитера и вернуть ему священнический сан. Патриарх, остерегаясь серьёзных последствий, подчинился, вопреки Православным канонам и голосу совести.
Преподобный Феодор, негодуя, не побоялся мести царя и выступил с обличением. За этот поступок он был подвергнут физическим истязаниям, после чего его изгнали из Константинополя и заточили в тюрьме.
Там, в трудах и молитвах, преподобный пробыл около двух лет. Затем его освободили по распоряжению нового императора, Михаила.

     Очередной самодержец, Лев Армянин, пока не окреп на престоле, старался казаться благочестивым. Но затем окружил себя такими же злодеями, как и сам, и показал всему царству свое настоящее лицо.
     Он ненавидел святые иконы, нещадно бросал образа на публичное поругание. Сыны Церкви, ревностные пастыри Христовы, стремились объяснить императору его неправоту, но он не хотел им внимать.
     Святой Феодор, не желая мириться с таким святотатством, организовал Крестный ход. Шествие происходило вокруг обители, при этом братия шли с высоко поднятыми Православными иконами. В устных проповедях и посланиях преподобный не переставал поддерживать верующих в их борьбе против возобновившейся ереси.
     Зная об этом, царь-иконоборец разрывался от досады. Он угрожал преподобному карами, смертью, но тот, храня верность Христу, оставался непреклонным.
     В конце концов по приказу царя Феодор Студит был отконвоирован в Аполлонию и заточен в крепость Метопа, а спустя некоторое время – в более отдалённое место, в Бониту (Вониту). Здесь он страдал от зноя и холода, нехватки пищи и воды, но всегда пребывал в твёрдости духа и надежде. Бог же хранил Своего исповедника. Несмотря на царский запрет, Феодор всё это время, по мере возможности, проповедовал, утверждал людей в вере и Истине.
     Когда узника перевели в Смирну, Господь, по его молитвам, исцелил тамошнего воеводу, царского родственника, страдавшего от тяжелой болезни. Феодор, разумея, в чём заключается Промысл Божий, повелел воеводе покаяться и отречься от иконоборческой ереси. Тот было послушал святого, но затем вновь взялся за святотатство и умер.

     Принципиальность Студийского игумена стяжала высокий авторитет не только ему, но и Церкви, отстоявшей право определять догматы. Всем были известны безстрашные слова святого, сказанные Льву Армянину:
     «Царь, пойми и уразумей, что не твое дело – рассматривать и исследовать церковные постановления: твоей власти свойственно обсуждать мирские дела и ими управлять, а дела церковные подведомственны святителям и учителям церковным; тебе же приказано только следовать им и повиноваться… Священное Писание повелевает церковными делами управлять церковным учителям, а не царям».

     Правивший после Льва Армянина царь Михаил Травлий хотя и не спешил поддержать иконопочитание, тем не менее не преследовал православных, дозволяя каждому верить так, как считает уместным. Он освободил из мест заключения многих христианских исповедников, страдавших за веру. В этот период был освобождён и святой Феодор Студит.
     Когда Феодор возвращался, по пути следования его приветствовали толпы народа. Так Бог в очередной раз прославил Своего угодника. Ввиду запрета на размещение священных изображений в столице, Феодор Студит не пожелал там остаться и поселился в Акритовом Херсонесе.
     В этот период он страдал от проблем со здоровьем. Несмотря на телесную слабость, Феодор продолжал проповедовать, каждодневно совершал Божественную Литургию.
     Заблаговременно зная о приближении смерти, он призвал братий, завещал им хранить Православную веру, соблюдать монастырский устав, чтить святые иконы. Непосредственно перед кончиной Феодор Студит повелел верующим зажечь свечи. Во время пения канона на исход души он мирно преставился. Это случилось в 826 году.

     Преподобный Феодор Студит запечатлен в памяти Церкви не только как выдающийся подвижник, ревностный борец, но и как один из наиболее значимых христианских писателей. Творения Феодора Студита многочисленны и разнообразны. Они посвящены толкованию богослужения, полемике с иконоборчеством и почитанию икон, правилам монашеской жизни. Среди наиболее известных творений преподобного:
     Огласительные поучения;
     Опровержения на иконоборцев, которых известно 4;
     Толкования на Литургию преждеосвященных Даров;
     Устав Студийского монастыря;
     Слова и толкования на церковные праздники;
     Письма и послания;
     Гимны, составленные для богослужения;
     Эпиграммы.
     Творения переведены на русский язык и не раз издавались.

     ЭПИГРАММЫ преподобного Феодора Студита

     К МИРЯНАМ
     Вы, ученики Христа, благого и кроткого,
     Бранью [друг с другом] навлекаете гнев на самих себя.
     Как войдете вы в Его внушающие трепет чертоги?
     Как примете вы, отчуждаясь от Него, Его Пресвятые Дары?
     Ведь и Иуда, который приступил с лукавством,
     Внешне предстал любящим, внутри же был преисполнен злобы,
     Внешне он казался учеником, [внутри уже] предал Господа.
     Никто же пусть не приступает [к Святому Причастию], вражду питая в себе,
     Вонзая меч в собственное сердце,
     Ибо воздаянием ему будет вечный огонь.
     Зная это, будем же относиться друг к другу с совершенной любовью.

     К БОГАТЫМ И БЕДНЫМ 
     Знай, кто ты есть, человек, и что тебе остается,
     Где ты обитаешь и куда тебе предстоит вселиться.
     Имей всецелое попечение твое о горнем (ср. Кол.;3:1):
     Там всё исполнено света, но там и непрестанный суд.
     Здесь же [на земле], что бы ты ни назвал – [всё] легкое дуновение, [всё] течет, [Всё – преходящее] сновидение;
     Золото обращается в прах, слава отцветает, всё остальное течет; [Всё здесь] исполнено стона, всё источает здесь слезы.
     Смотри же, будь внимателен, чтобы тебя не закрутило время,
     У которого ничего нельзя ни забрать назад, ни снова растратить.

     К БОЛЯЩИМ
     Болезнь, чадо, прими охотно, как дар,
     Ведь это тебя посещает Божие попечение.
     Сноси терпеливо пещной пламень, [Пребывая] в прохладе благодарения (ср. Дан.;3:21–26).
     Иовом стань, помяни его слова,
     Когда он не предался греху даже в речи своей.
     Если же кто-то проходит мимо, не взглянув на тебя, молчи
     И послушно принимай даваемые [тебе] необходимые [лекарства],
     Чтобы телом твоим ты страдал ради души.

     ЦИТАТЫ

     О скорбях
    «В скорби бывает живущий в Господе, ибо тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7:14), а противоположный путь иного свойства»

     «Величайшее оружие»
     «Будем относится друг ко другу со снисходительностью, будем побеждать других своею готовностью покориться, выдвигая вперед величайшее на диавола оружие – слово «ПРОСТИ».

     О малых согрешениях
     «Маленькое нерадение, пренебрежение, неожиданно тебя охватившее и подчинившее, ввергают тебя тут же в бездну греха».
     «Смотрите за собою, чада мои, и дальше, ибо добро приобретается трудно, у невнимательного оно легко похищается и даже добытое ценою многолетних поисков оно легко исчезает при малейшей небрежности».
         
                *******
     В бывшем Константинополе сохранились только развалины Студийской обители – память о подвиге человека, через всю жизнь пронесшего свою несгибаемую веру. Почти исчезло имя Феодора в мусульманском Стамбуле, но жив исповедник в Царстве Небесном и в памяти верующих, назидающихся его жизнью.   
     В России известны сейчас 3 храма прп. Феодора Студита (включая церкви с посвященными святому приделами в Костромской области – церковь Богоматери Федоровской и в Татарстане – Покровская, в Спасском районе).
     Наиболее известный храм находится в Москве у Никитских ворот. Церковь построил в 1626 г. патриарх Филарет, в мире носивший имя Феодора. Федоровская церковь, как считают – место крещения А.В.Суворова. Здание восстановлено в 1990-е гг., в 1993 г. передано Церкви.
    
      Преподобного призывают на помощь:
       • в различных болезнях, особенно болезнях желудка. Как сам страдавший этим недугом, прп. Феодор особенно сострадателен и скор на помощь таким больным;
       • для укрепления веры, борьбы с помыслами и сомнениями;
       • для дарования терпения в различных скорбях.

     Тропарь преподобному Феодору Студиту, исповеднику, глас 8
     Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты,  вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, Феодоре премудре, / ученьми твоими вся просветил еси,  цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

     Кондак преподобному Феодору Студиту, глас 2
     Постническое и равноангельное житие твое страдальческими уяснил еси подвиги и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре.  С ними Христу Богу моляся не престай о всех нас.
     Величание
     Ублажаем тя, преподобне отче Феодоре, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

                Молитва преподобному Феодору Студиту

     О, святой Феодоре, исповедник Православия, ревнитель закона Божия и наставник правой веры, помоги нам и обрати свой взор на нас, с верою и усердием молящихся тебе!
     От царей иконоборцев за почитание святых икон узы, изгнание и заточение претерпел ты, преподобный, и множество тяжких ран и жестоких ударов, от которых и болезнь тяжелую получил.
     Великий и дивный Феодоре, до конца претерпевший скорби! Подай нам, обуреваемым бедами и волнениями житейскими, силу душевную и телесную для борьбы с бедами и для одоления страстей и атак вражеских.
     Моли о нас Милосердного Господа, верный раб Божий, Феодоре, да избавит Он нас от ожесточения и холодности, и дарует нам кротость, безгневие, незлобие, смирение и любовь.
     Видя помощь Твою, прославим мы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, и тебя, благодетеля нашего, возблагодарим, с благоговением почитая память твою.
     О, преславный, преподобный Феодоре, учением и песнями своими Церковь Божию напоивший и обрадовавший, и нас, ослепленных умом от соблазнов и суеты мира этого, просвети познанием истины и избавь от заблуждений и сомнений, чтобы не подражать нам образу этого века.
     О, угодник Христов, Феодоре, получивший от Бога благодать исцеления больных, а прежде всего - больных желудком, вылечи и нас, одержимых различными болезнями и исцели больных желудком и подай нам здоровье, бодрость и мир душевный. Не отвергни нас, обращающихся к тебе, но защити и помоги нам.
     Покровительствуй нам перед Спасителем нашим, вними мольбам нашим и исполни прошения наши, да урепимся мы с твоей помощью в трудах и добрых делах, проживем жизнь нашу и удостоимся войти в Царствие Небесное, да вместе с тобою восхвалим и прославим Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

     Преподобне отче Феодоре, моли Бога о нас.



Источник:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/
https://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/epigrammy
https://yandex.ru/turbo?text=https.wiki
https://molitvoslov.my1.ru/index/prepodobnyj_
feodor_studit/0-130


Рецензии
Галочка, здравствуйте. Спаси Бог за труды Ваши. Меня всегда интересует тема прощения, кто как её понимает. Запомнилось изречение пр.Феодоре
«Будем относится друг ко другу со снисходительностью, будем побеждать других своею готовностью покориться, выдвигая вперед величайшее на диавола оружие – слово «ПРОСТИ». Галочка, Вам здоровья и благополучия. С добром. Люда.

Людмила Алексеева 3   22.11.2019 15:37     Заявить о нарушении
Людочка, Господа поблагодарим за святого Феодора.
Да исправятся пути наши ко Христу молитвами преподобного.
С любовью, Галина.

Галина Николаевна Николаева   22.11.2019 18:09   Заявить о нарушении