Машенька Гл. 4

Жизнь семейная, письма.

«Муж с женой подобен луку,
Луку с крепкой тетивою,
Хоть она его сгибает,
Но ему сама послушна,
Хоть она его и тянет,
Но сама с ним неразлучна;
Порознь – оба бесполезны!»
Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

                «Брачующиеся должны служить друг другу.
                Поднимать, поддерживать, учить, укреплять друг друга,
                но более всего служить друг другу.
                Воспитывать детей честно, любовно и бережно.
                Дитя – гость в доме, его надо любить и уважать,
                но не властвовать над ним, ибо оно принадлежит Богу».
                Д.Д. Сэлинджер «Выше стропила, плотники»
                (Дневник Симора, из Веданты).

                И Мама: «Я детей не для себя, для Бога вырастила».

    Зачем изощряться в высоком стиле. Письма, сохранённые Наташиным отцом, Виктором Порфирьевичем, лежали в сарае, на полке старого шкафа:
«Все давно прочитаны страницы./ Только я не знаю, почему - / Сердце, словно раненая птица,/ Тянется к измятому письму…/ «Старые письма». –
     Надпись на потрёпанной папке почерком Виктора Порфирьевича, поверх зачёркнутого: 
     «Текущие, грядущие и безответные письма».
    Тёща, мама Наташина, Вера Тимофеевна: «И чего ты в них копаешься. Мышами всё изъедено». Но это, оказалось, считай, готовая летопись создания и жизни нашей семьи.



12.08.75.
Здравствуйте, мама и папа!
Буду писать не в хронологическом порядке, а то всё равно мама будет искать о работе.
Так вот, о работе. Как только я заявилась в отдел кадров, начальник, прочитав моё направление, говорит: «А мы эту специальность и не заказывали, а министерство нас даже не предупредило». Я и говорю: «Если не нужна – открепляйте, я не огорчусь». Одним словом, у них нет штатной единицы сварщика. А гражданин начальник (вообще-то он человек ничего, приветливый) явно не хочет этого делать. С кадрами здесь туго. И со специалистами тоже. Но он не по специальности даже не предлагал, начал звонить, а «тех» начальников не было. Он меня очень вежливо, предупредительно, я бы сказала, галантно, проводил в ЖЭК, а там определили меня, тоже очень приветливо, в общежитие. Выдали наволочку, простынь, одеяльце, пододеяльник

(третья страничка письма, без даты в конце, одно из первых?)
Было бы намного труднее, но и намного эффективнее, если бы меня послали в цех, но я уже говорила, что и там застой.
Сегодня Лена звонила. Она обещает приехать ко мне дня на 3 в конце месяца. Да! Она считает, что от Ленинграда ближе к Прибалтике. Но сейчас у нас с ней не получится Прибалтики. Так что, если у вас получится передача, то Лена привезла бы её. Но, если не получится – ничего страшного. А теперь моя просьба. Как только сможете, то пришлите мне, пожалуйста:
1) Если есть, вату;
2) В столе (тумба) есть папка –скоросшиватель (на ней написано РИСХМ, ВНИИЭСО) – мои дипломные материалы;
3) Мне, честно говоря, хочется иметь все лекции по сварке, электротехнике, автоматике;
4) Папа! Я вам отдала на растерзание 2 общих тетради – дипломные материалы, если они ещё «не использованы» - вышлите тоже;
5) Те вещи, что я отложила и спортивную кофту, и сумочку чёрную.
Ого! Сколько запросила. Но вы, по мере возможности, выполняйте.


18.08.75.
Здравствуйте!
Сижу «на телефоне». Решилась моя судьба на 3 года.  Главный инженер без особого промедления выделил должность, т.е. штатную единицу инженера-технолога, оклад 115 руб. Всё из-за сварки. Нужны специалисты эти. Неделю гуляла, ничего. А завтра на работу идти. Во!
Страшноватенько стало. Девчонки в комнате ни одного руководителя не называют хорошим. И ОГМет в хорошие, в их понимании, не попал. Посмотрим. Старая территория завода очень даже маленькая. Но строятся новые корпуса, и всё равно завод большим не будет, хотя в 10-й пятилетке он должен быть одним из ведущих в министерстве по валовой продукции. Сейчас на нём 3 тыс. рабочих, а будет 7 тысяч. С квартирами предельно туго. Я даже не знаю, есть ли смысл становиться на очередь. Скоро сдадут 80-квартирный дом для цеха, который находится в г. Острове (это районный городок, 56 км от Пскова), потом заложат для псковичан.  И то, желающих-то больше будет. Осенью этой завод будет праздновать 80-летие.
Из организационных дел осталось забрать паспорт с прописки и ещё раз сходить в горком партии. С подъёмными выяснится, когда выйдет приказ о приёме на работу. В отделе мне сказали, что должны приказ издать от 13 августа, а в отделе кадров заявили, что задержка была не по их вине. А я, мямля, и отстоять не смогла. Я понимаю, что главное – не дать себя «заклевать», но и ругаться не умею. Эх-хо-хо. Отдел я ещё «не разглядела». Потом опишу.
Девочки из комнаты питаются вместе, но я, одна уехала домой, другой сказала, что хочу самостоятельно хозяйничать. Не совсем ловко получается. Посмотрим.
Вчера ходила в театр им. Пушкина. Был Шахтинский театр «Василиса Мелентьева» Островского. Играли неплохо для своего круга. В сентябре приезжает Свердловский театр оперетты. Один из лучших в стране. Вот, ужо похожу.
Сегодня я разорилась на min кастрюль и одну сковородку. Тарелок здесь нет. Попрошу Лену привезти. Что-то от неё ничего нет ещё.
Пошла за продуктами. Капуста (средненькая головка) на 13 коп, картошка – 17 коп килограмм, морковка – 20 коп., лук – 50 коп., помидоры – 60 коп., перец сладкий – 50 коп. Есть куры, утки, просто мясо. Не всегда хорошее, но бывает и хорошее. Такая утка нормальненькая -2-60, курица – 4-50. Мама! Скажите объективно, сколько я могла бы тратить на еду в неделю?
Погода такая: днём 19-20-23 град., ночью 7-10 град. Сейчас дождички идут. Вообще-то, говорят, что ориентироваться надо приблизительно по Прибалтике. Зима здесь не холодная, даже говорят, сырая. За грибами, по-моему, коллективно не выезжают. Но на заводе много путёвок на выходные дни бывает (Минск, Рига, Таллинн, Ленинград). В моём отделе женщин, кажись, больше, и есть профсоюзные деятели, если я не ошибаюсь.
Мама! Если будет возможность, вышлите мне вату. Здесь её не бывает. И лекции: «Источники питания» (про трансформаторы, выпрямители), «Сварка плавлением», «Контактная сварка». Ну, а вещи те, вы, наверное уже выслали. Здесь тоже весьма «модно» в колхозы ездить. Теперь-то вы уже можете писать. Квартиру указывайте. Телеграммы приносят прямо в комнату, а письма по номерам комнат лежат. А мне ничего ещё не лежало. Ну, закругляюсь! Можете вызывать меня, когда захотите. Работа с 8 до 17, перерыв с 13 до 14. На обед я в общежитие ходить буду. И держитесь бодрее. Через это надо пройти. Да и не так уж это страшно. Как дела у папы?   
До свидания.   Наташа.    18.8.75.

21.08.75.
Здравствуйте, мама и папа!
Прошёл мой первый день и два последующих. Никаких восторгов. Никаких трудностей. Первый день я сидела за своим (!) рабочим столом. Читала техпроцессы, смотрела в потолок, слушала о чём говорят, поговорила с Игорем Даниловичем (нач. бюро сварки) и Юрием Николаевичем о Крыме, Ростове и немного о сварке якорей. Они сами сочиняют такую машину, которую я «делала» на дипломе. Сегодня и вчера отдел был в колхозе, на току. Работали как и в отделе – с прохладцей, и, боже упаси, переработать. Я более-менее познакомилась с 2-мя молодыми специалистами (год уже) – Тамара и Наташа (опять!).
Завтра я опять посижу за своим столом. А с понедельника на 2 недели на стройку (заводские корпуса) – я и нач. одного из бюро отдела. Я, конечно, заменяю Юрия Николаевича, который собрался в отпуск. А в сентябре – массовые выезды на картошку, а там – штурмовать стройку заводских корпусов и на прорыв в цеха. Мрачная картина, но это участь всех молодых специалистов.

Я закругляюсь. Мне уже не терпится получать письма от вас. Как платья у мамы, как у папы работа, как картошка (догнала соседскую?) и прочее (как котята?).
Пишите. Папа! Маме срочно нужны очки. Займитесь. Мама! Слушайтесь папу. Папа! Слушайтесь маму и бросьте курить.
Да! Мама, может быть у нас можно выписать журнал «Моды»? Здесь, практически, невозможно. Здесь ксилит есть, купить?
Ну, пока.    До свидания.   Наташа.
Р.S.  Пальто шьётся? (Грозно спрашиваю)      21.08.75.



(25.08.75)
Здравствуйте!
Я не стала писать после последнего «разговора» по телефону. Иначе  бы письмо получилось бы нехорошее. Меня очень огорчает ваше настроение. Я пробыла здесь 2 недели и ни разу не плакала, а вот после разговора – пришлось. Я знаю, что здоровье у мамы и папы неважное. Но если так плохо, то почему раньше не сказали?! Не собираюсь я тут вечно оставаться. Пробуду я здесь min. Но сколько это – я не знаю. Выбраться отсюда нормально (я не хочу спекулировать здоровьем своих родителей, а для перераспределения нужно какую-то степень инвалидности родителей. Так что – увольте!) – только перераспределиться через министерство. А для этого нужны доводы, подкреплённые документами. Уж лучше вступить в фиктивный брак. С. Ковалевская (псковичанка) сделала так, чтобы выбиться в люди. Но мне до неё далеко. Моя реакция на папины мысли – бурный протест. Во мне ещё есть капля «юношеского романтизма». С возрастом это пройдёт. Вы думаете, можно отделаться от обязанности ста рублями?
Насчёт денег у нас с вами разные взгляды. Ещё недавно у вас учились 2 дочери, и сейчас я ещё тяну. Откуда им взяться? И я ещё не заслужила возможности (морально и финансово) жить на широкую ногу. И это просто сентиментальности – переживать, что бедненькая Наташа была рядом с Леночкой и из-за рубчика не смогла её увидеть. Если бы я жёстче смотрела на жизнь, то всё было бы проще и практичнее. Мне понравилась телеграмма, где вы говорите, что начинать трудно. Я уверенна в том, что вы понимаете, что надо начинать. Ведь ничего страшного не произошло.
Вполне возможно, что эти годы будут потерей для меня, но не абсолютной. А, может быть, что-то и приобрету. Мама, Вы же сами говорите, что надо познавать в сравнении всё. Мне очень тяжело жить с таким вашим настроением – оно же ведь и моим становится. И, папа, возьмите себя в руки. Вы – отец, и от вас должна исходить суровость, чтобы мы готовы были к суровости жизни, а так только душу растравляете, расслабляете.
И не воспитывалась я среди ковылей степи и казачьих шашек, а в своей семье.
А здесь очень красиво. И насчёт колхоза – еду (из нашего отдела) я и нач. бюро термистов. Никто от этого не уходит (кроме начальников отделов и выше). С одеждой у меня нормально. Люди доброжелательные меня окружают. Много молодёжи, но одни девчонки.
Мне очень не хотелось деньги просить, но из-за колхоза я не успела получить подъёмные, а кое-что надо для колхоза купить. Колхоз, возможно, даст отгулы.
Мама, вы пишете, каким надо быть руководителем (даже маленьким). А я здесь не буду руководителем – и не пахнет. Всему надо время. Стол у меня свой есть, но самостоятельной работы не дают. Это и понятно, и непонятно. Мне нравится, когда бросают в воду, чтобы в борьбе с водой научиться плавать.
Сегодня была на общезаводском собрании (партийном).  Для новичка – интересно.  Хотя мало конкретных действий и мягкости (скорее, материализма). Директор о Японии и оборудовании японском рассказал. С 1976 года здесь начнутся большие дела. Но директор новый и своих кадров привёз.
Письма (мамины, поездом) шли три дня. Я закругляюсь. Теперь из колхоза напишу. Где-то недели через две высылайте барахлишко. Да! И обязательно чёрный халат, он в шифоньере на плечиках. Ладно?
Ну, до свидания. Давайте жить веселее. Я потеряла веру в ваше: «Дома всё в порядке». Только правда может исправить ситуацию. Мама! Выпишите мне  журнал «Моды». Я записалась  на курсы кройки и шитья.
Какое-то бестолковое письмо. Никак не могу сосредоточиться. Но вы-то меня понимаете?
До свидания.  Наташа.          25.08.75.






(Конец августа 1975)
Здравствуйте!
Всё никак не могла собраться написать. Доставили нас (7 человек: 4М и 3Жо) в д. Лосицы, в совхоз. Предоставили квартиру (не совсем достроенную) – 2 комнаты, кухня и столовая. Коллектив подобрался дружный. Все из разных отделов завода. Один из 4М неженатый. Довольно интересный парень (информация  для мамы: мал ростом). 3Жо – это Нина Васильевна, Валя (из ОТК) и я. Живём дружно, хорошо. Готовим (3Жо) по очереди. Сейчас моя очередь (неделя). Дали нам барана, картошка бесплатно, сами копаем. Остальное покупаем в магазине. Если нам дадут справку, что выполняем 130%, то будет 100% зарплаты на заводе и кое-что перепадёт здесь. Продуктов здесь в магазине почти нет. Овощей, разумеется, никаких. Лук дюфсит. Молоко приносим с фермы, парное. Вместо воды пьём. Я готовлю – не жалуются. Можно сказать, неплохо живём. Работа до сих пор была на току, а сейчас картошку копать (выбирать). Мне наш коллектив предлагает быть всё время поваром. Это, вообще-то, неплохо.
Привезли мне письмо сюда от Лены Д. Ирония судьбы! Она не хотела домой (сначала), а сейчас работает в Шахтах. В отделе главного металлурга, единственный сварщик. Хоть и жалуется, что одной, да ещё неопытной, трудно, да, видно, довольна. У неё хоть перспектива есть. А я тут с девчонками разговариваю и вижу, что мне надо сразу как-то отбиваться от рутины исполнительной служащей. Надо проверить возможность перейти в цех. Но, собственно говоря, я ведь всего 2 дня была в отделе.
В совхозе мы будем до19.09, так что высылайте одежду уже
Да! Тут же есть церковь и молодой (23 года) святой отец Иосиф (монах, т.к. не женился, когда в священники шёл), а у него есть работник Николай. Так он нам принёс журнал, и, оказалось, что 8 сентября у меня именины (здесь ещё одна Наташа есть, она дружит с Николаем). Сегодня у нас с ней праздник. Будет сабантуй (а их у нас уже немало было). И нас сегодня за уши таскали и по огромному букету ромашек подарили (вернее, дарил). А вчера уже второй раз баню топили. Ох, и напарилась же я! Еле до кровати добралась. Пыталась я позвонить, но ничего не получилось. Может, вы меня вызовите. Телефон №146 (после 20 часов) – это наша начальница. Но вы закажите на этот телефон мою фамилию. Нет! Не так! Запоминайте! Вызовите (телеграммой) по адресу, а телефон №145 (Лосицы, Плюсский район, Псковская область, тел. 145, Чернокнижникову Н. В.) Этот телефон общедоступен. Мне принесут телеграмму, и я буду сидеть на этом телефоне.
А, вообще-то, вполне могли бы и письмо написать.
Получила записку от девочки из Пскова. Мне предложили на курсы кройки и шитья. Только понедельник в 16 час. Это не подходит. Так что, приеду, попробую сама договориться. Но навряд ли. Очень много желающих. А занятия уже начались.
Такое хорошее утро было, а сейчас опять тучи идут. Я на улице пишу, замерзать начала. Так что, закругляюсь. Эту неделю я во вторую смену, с 16 до 24. Очень мне хочется письмо получить. А то, как позабытая.  И что-то тревожно мне. Пишите. Жду.
До свидания.     Наташа.

Дописываю письмо. Осталось добавить, что природа здесь богатейшая. Я просто не налюбуюсь. Как в сказке. И живём дружно. Коммуной. Леса, реки. Грибов нет – дождей не было. Брусника, голубика, ежевика. Вот, сегодня мужчины истопили русскую баню. Просто великолепно. А вы так расстраивались, что меня в колхоз заслали, а у меня отпуск натуральный получился. Нет худа без добра. Я закругляюсь. Чай пойду готовить.
Пишите. Жду.   До свидания.    Наташа.        30.08.75.


04.10.75.
Здравствуйте, мама и папа!
Сегодня суббота. Я с утра всё свой быт в порядок привожу. Надя и Наташа уехали в Ригу,  и я сегодня одна. Наконец-то. А то, как приехала с колхоза, так и не войду в нормальный ритм. Неделю свадебный беспорядок был, гости. Хоть я и в стороне почти была, но всё же. А потом в Ленинград.
Теперь о Ленинграде. Я взяла 2 отгула. Но я не совсем уверенна, что мне когда ни будь дадут остальные. И не только мне. Шумок прошёл на заводе, мол, не положены отгулы колхозникам. Ну, поглядим. В пятницу, в 0-50 я поехала. Причём, можно покупать и обратный билет, не только общий.  Что я и сделала. В 5-30 была в Ленинграде. Первые два дня свободно к Лене проходила, а потом натолкнулась на коменданта. Но, надо сказать, когда узнают, что я Ленина сестра (оказывается, мы всё-таки похожи, между прочим, мы сейчас, действительно, похожее стали: то ли Лена повзрослела, то ли ещё что ни будь), то пропускают. Комната у них неважная. Маленькая, а отсюда, наверное, и неуют. Кухня далеко, а туалет близко. У нас комната была больше. Мы с девчонками жили дружнее. У них 2х2: 2-е с энергомаша и Лена со Светой. Девочки, мне кажется (а Света точно), старше Лены. Лена одевается наша как-то не так. Мне тоже не нравится её нижнее бельё. Но больше этого мне не нравится, что нет системы в её вещах. Точнее, в хранении. Неаккуратно. Нет у неё и домашней одежды. А я даже не знаю, беспокоится ли она на этот счёт. Она иногда такое одевает, что никак не совместимо. Надо, мама, постоянно её контролировать. На мои «критические замечания» она отвечает резко. Ей постоянно не нравится мой тон. Она, конечно, права. Но иначе, мои замечания были бы просто ворчанием. Наверное, надо с ней «работать» потихоньку, изподтишка.  Комбинированное платье я с трудом заставила её одеть, хотя ей очень хорошо в нём. Зато синее таскает. Причём, купила какую-то непонятную синюю косыночку (та ей уже не нравится). Кажется, я её переубедила. Одним словом, сколько мы не разговаривали тогда, коренных изменений нет. А они нужны. Но инициатива должна исходить от неё, а мы должны корректировать. Я выписала «Журнал мод» и «Модели сезона». Надо воспитывать вкус постоянно. Ходили за пальто. Я уже  не помню, какой вы фасон сочиняли, но, на мой взгляд, пальто получилось оригинальным. Я смотрела пальто зимнее в магазинах. Такого как у меня, новое, и близко нет. Меха хорошие, а пальто – ширпотреб.  Купили ей за 5 руб. шапочку вязаную (тёмно-коричневую) спортивного типа. Сейчас такие модно, а она хорошо подходит под пальто и капюшон. А вот на осень (а уже просто необходимо) ничего не придумали. Для меня нашли, но был только 59 размер Пушистая, с козырьком, чёрная. Я Лене деньги оставила. Мы с Леной очень огорчаемся, что вытянули с вас деньги на сапоги, особенно мне стыдно. С деньгами что-то непонятное. Мы с Леной разбирались – ничего лишнего. И высылает достаточно. Надеюсь, сейчас всё наладится. С питанием (организацией) мне не нравится. Покупают по очереди, без учёта денег. Сами не готовят, я имею ввиду .домашние блюда. Все четыре дня я их (Свету и Лену) кормила натуральной пищей. И намекнула (Лене-то я прямо сказала) что пора им, если они вдвоём питаются, всё приводить в систему. Лена, судя по всему, имеет желание готовить. Честно говоря, Света мне не очень нравится. Ей 20 лет, но выглядит не старше Лены, а чувствует себя старшей. Но у Лены тоже самолюбие есть. Однако, кровать Ленина в самом неудобном месте. Полочки в тумбочках смешаны. Может ещё всё устроится. Они всего несколько дней там живут. Родители! Пишите ей философско-практичные письма. А то у меня не хватает силы убеждения. Если бы у меня была машинка швейная, я бы ей домашнюю одежду соорудила, а потом, может быть, и дальше  пошла бы. Очень хорошие машинки стоят 200 руб., а обычные 40-65. Первая цифра с моей зарплатой несоизмерима, а вторая вполне, но этих машинок нет почти. И на прокате нет – дефицит. Я купила себе фланель – синий фон в белый горошек – на длинный тёплый халат. Покрою и буду сама шить. Может у девчонок сошью – у них, в другом общежитии, есть машинка.
Я очень огорчена, что к дяде Вите не вырвалась. Я всё с Леной хотела, а у неё занятия в 5-7 часов кончались, а субботу и воскресенье упустили. Но Лена в эту субботу должна сходить. Вот у Вассы Михайловны были, забрали вещи остальные. Книги ещё остались. Скажите Лене, чтобы на Светлановский рынок свезла их, там принимают макулатуру. Васса Михайловна болеет, постарела заметно. Была там и Казимира Петровна. Хорошо встретили. Я была в японском пальто. Специально возила в Ленинград, и пальто и туфли. Сумочек белых и не видела. Ходила во ВНИИЭСО. У меня было и и деловое задание, разузнать про машину для сварки коллекторов (дипломная работа). Встретили меня очень хорошо. Жаль, Дергачёва не видела – у него учебный день (он сейчас на последнем курсе).
У меня к вам огромная просьба – вышлите мне мою папку (скоросшиватель) с дипломными материалами и лекции по сварке (по всем сваркам) и автоматике – они в столе. Была у Тани дома. Недолго. Передают привет и приглашают маму остановиться у них. Но, мне кажется, у Лены вольтом спать вполне можно. У Тани сейчас неприятности душевного порядка. Но держится она молодцом. Она мне много рассказала об отношениях с Володей. Но, мне кажется, это был порыв, или прорыв чувств. И я буду с неспокойной совестью, если буду говорить об этом.
Были с Леной на концерте международной эстрады «Осенний калейдоскоп». Я душой отдохнула. Давно я не слышала концерта на таком уровне. Это давно опять-таки было в Ленинграде.
В магазинах ничего особенного (пром.) не было. Купила замшевые перчатки (7 размер). У  меня туфли замшевые. Но они коричневые. Так что я вышлю их маме. Если не подойдут, тогда либо мне, либо Лене. На данном этапе они Лене к зимнему пальто подойдут, а мне подойдут, когда сошью осеннее пальто. Посуду кое-какую купила. А то мне неуютно с разнокалиберной посуды есть-пить.
Купили по три кулёчка полиэтиленовых. Лена очень огорчена, что мама отдала кулёчки лаборатории. Она старалась, а их достать трудно, 4 штуки – чтобы маме надолго хватило. Я вышлю перчатки, грибы сушёные и эти сумочки. Мы случайно на них напали. Поэтому мало купили. Купила Лене и себе колготы тонкие. Она на них не намолится. Купила химикаты для фотографий. Вчера печатала – хорошо Псков Кремль получился. Кое-что есть с церемониала посвящения в инженеры. Преподаватели получились при вручении дипломов. Крумбольт есть.
Вообще-то, мне почаще надо ездить к Лене. Хоть и спорим мы с ней постоянно, но надо ей толчок давать.
Купила продуктов. Отдел заказывал селёдку, но очередь большая была. Я привезла к чаю (в 10 часов в отделе чай пьют желающие) селёдочного масла. Никто, оказывается. его не ел раньше. Понравилось. Вообще-то в Пскове (все говорят) ухудшается снабжение продуктами. Но, всё равно, лучше, чем в Ростове. Вот, сарделек нет. Жаль.
Была на лекции с Леной. Народ у них отличается от нашего. Много взрослых. Я на математике была. Пол лекции высидела. Уже забыла почти всё. Видела Юру. Причём я сразу Лене сказала, что это основная цель моего посещения. Но, она мне его показала, когда это было «безопасно» для него. Она решила, что знакомить нас нет смысла и необходимости. Затылок его я рассмотрела. Волосы хорошие, тёмные. Когда пишет лекцию, одевает очки. Роста небольшого, но всё же выше Лены. Я только раз посмотрела на него и то, недолго, так как он стал опознавать меня. Так что, не рассмотрела. Но внешне вполне приемлемо. Я Лене рассказала про своего знакомого, а она не очень-то.
Насчёт моего знакомого. Зовут его Коля (Закаржевский)  и он, папа, не негр. А жаль, негры обычно высокие. А этот – моего роста. И сейчас он уделяет мне внимание, даже больше, чем мне хотелось бы. Поэтому, я делаю только то, что мне хочется. И не всегда принимаю его предложения погулять. А ведь осень мне очень нравится. Здесь такие красивые осенние деревья. Листья очень разные.
Теперь о работе. В среду я вышла на работу (после Ленинграда). Это  был очень хороший день, так как у меня появилась конкретная работа. Правда. бумажная, но к железкам отношение имеет. Я хоть начинаю со структурой завода разбираться. Дали мне и «умственную» работу – в свободное время (рабочее) я должна что-то придумать для защиты металла от брызг (чтоб не прилипали). Это надо рыться в литературе и сходить на соседний завод. Массово этот вопрос не решён. Даже звонила во ВНИИЭСО (деловой разговор). Насчёт машины для коллекторов. Злобина не было. Говорила с Дергачёвым. Но только на служебные темы. Во время разговора присутствовал нач. отдела – главный металлург.
Скоро группа специалистов в Японию поедет. Знакомиться с производством, которое закупается заводом. Везёт же некоторым.
В пятницу весь отдел ездил на картошку. Все возмущаются – нет возможности работать. А с 6 октября по 11 я (по графику отдела) на стройке буду работать. Я взяла Ленино пальто и укоротила его. Так что у меня отличная куртка. А такая одежда здесь просто необходима. Надо ещё будет ботинки купить.
Да! Чуть не забыла! Вышлите купальник зелёный. Я, наверное, в бассейн ходить буду. Вот только к врачам не хочется идти. Пожалуйста, я перечислю всё. Что мне хотелось бы получить:
1) Дипломные материалы и лекции;
2) Зелёный купальник;
3) Туфельки белые на низком каблуке (догадываетесь?).
Закругляюсь. Думала сегодня и Лене письмо написать, а вот уже 2 часа вам письмо пишу. Пора спать. Жду писем.
Папа! Весь обеденный перерыв читала ваше письмо. Есть возражения. Но это я завтра отпишу. Ладно?
Спокночь.     До свидания.  Наташа.       4.10.75.

Р.S. Я из Ленинграда тащила сумку коричневую и сетку. Это передачу перевозила. Много вы передаёте. Лучше отдыхайте больше.
Папа! Помогайте маме. Без выходных трудно. Мама, но нужно думать о себе, ради других хотя бы. Договорились?
Кое-какие фотографии высылаю. Но это так – тезисы. Башни с флюгерами меня просто завораживают – как в сказке.

(08.10.75)
Здесь есть ксилит. Купить?
Мама! Вышлите мне ещё, пожалуйста, брючки мои чёрные (шерстяные) и, если она дома, тёплую ночную. Здесь дают довольно приличное покрывало и пододеяльник (я попросила новый и сама стираю). Честно говоря, не помешало бы здесь и наше домашнее одеяло. Я разработала план реконструкции комнаты и заразила им Наташу. Надя во внимание уже не идёт – скоро к мужу уедет. Но, нужны капитальные затраты. Потихоньку осуществим.
Закругляюсь. Пора спать.
Скорее бы сезон кончался. Я боюсь. Что мама не использует полностью возможности отдыхать. Раз такая ненормальная работа, надо махнуть на всё рукой – и отдыхать!
Добро Лене – цветочки получит. А как она возмущалась: как только мама узнала, что Наташа в Ленинград приедет, так и цветы передала, а как она (Лена) всё время просила цветов, так ей не присылали. Лене кофта тёплая нужна.
Мама! Здесь совсем нет лука.
В огороде бузина, а в Киеве дядько!
Ну, всё, до свидания.  Наташа.      08.10.75.   Поездом письма очень быстро идут.

(20.10.75)
Добрый день, мама и папа!
Сегодня плюнула на все дела и решила писать письмо. Вот, у меня уже такая жизнь пошла, что и времени нет свободного.
На работе что-то проясняется, но и усложняется. Сейчас у меня 2 задания, но какие-то творческие. И пора мне переходить к практическому осуществлению. 1-ое – разработать мероприятия по защите металла от сварочных брызг (чтобы не прилипали), но «мы этого не проходили». 2-ое – в 1973 году изобрели здесь установочку (просто трансформатор) для сварки медных проводов угольной дугой. А она до сих пор не внедрена. Мой начальник дал задание разобраться и сказать – да или нет. Так что я сейчас уже вступаю в контакт с другими подразделениями заводоуправления и даже цехами. Установка находится в цехе намотки обмоток электромашин. Мне приходится и самой варить – экспериментировать и проверять. Но это,  я бы сказала, «галантерейная сварка» - 15В на выходе. Как мне не хватает знаний! Я это все больше чувствую. Но мне доставляет удовольствие влезать в халат и чегой-то делать. А вот в отделе сидеть – не очень. Теперь я обращаюсь за советом к родителям.
Прошёл слух, что при 7 цехе (это цех ОГМета и там сварочный участок) создаётся техбюро из трёх технологов -  литьё, пластмассы, сварка. Всем сварщикам предложил нач. цеха перейти. Но они не хотят по таким причинам: 1) Тамара Петровна (знающий человек) – там такое начальство, что будет давать в основном работу не сварщика и будут помыкать ею, а она властолюбивая и не из тихих людей, и всего на 10% больше зарплата за вредность; 2)Юра – всего 10% больше, а сваркой заниматься мало. Когда он на халтуре (реконструкция цеха), зарабатывает до 300 руб.
Сварку, ходят слухи, будут сокращать – ряд деталей передают на завод, где заключённые, ряд – снимают. Старший мастер ходит недовольный – нет фронта работ. Да и в отделе как-то к сварке слабо относятся. Но нач. бюро у нас энергичный человек (особенно в халтуре), хоть очень и недоволен порядками на заводе (я тоже),но что-то пытается новое вводить. Я всех поставила в известность, что не против пойти в цех, даже хочу. Но что-то никакой реакции. В техбюро пойдут (если начальник цеха настоит на его создании) инженеры из отдела. И отдел навсегда лишается штатных единиц (а я для них в этом случае «подарочек»). Это не нравится гл. металлургу. Вот такие дела.
Ну, теперь об остальной жизни. Лена едет ко мне уже третью неделю. Сапоги прислала – великолепно сейчас. Но вот отчебучила с шапкой. Я ей оставила деньги на неё, объяснила, даже показала фасон, цвет, размер. В последнем разговоре сказала. Что пусть будет больше размер. Иона мне прислала такую, как я хотела, но… синего цвета! Что делать с ней, ума не приложу. И с шляпой, и с Леной. Приедет – разберёмся.
Получила купальник, шапочку. Спасибо. Но авиа шла 5 дней, столько же, сколько и простая. Учтём.  Завтра иду в бассейн. Завтра же политзанятия. Послезавтра партсобрание и концерт (это отдельно) Мирова и Новицкого. А 1 октября на Хиля надо сходить. Эта суббота чёрная. Уже скоро 7 ноября – быстро как.
Да! Я всё-таки сшила себе длинный халат. Оригинально получилось, но технически некачественно. Наверное, скооперируемся с девчонками на машинку.
Надя (что вышла замуж) через 2 недели уезжает. Остаёмся мы с Наташей. Девочка хорошая, но с вполне сформировавшимся мнением обо всём, и себя в обиду не даст. Но на место Нади хочет перейти девочка (еврейка) из соседней комнаты. Это уже фрукт. И Наташа говорит, что в этом случае она  переходит в другую комнату, но только не с этой Эллой. А Элла хочет поселить ещё одну особу – это уже особа – и Наташа говорит, что это для неё невыносимо будет. Я же ничего не говорю, но постараюсь хоть немножко приложить сил, чтобы никаких резких перемещений не было. Хотя я себя считаю элементом устойчивым.
Мне очень хочется переделать в комнате обстановку (внешнюю), но кап. затраты сдерживают.
Я закругляюсь. Ладно! А то уже спать пора. Мне завтра нужна светлая голова! О! Мне бы хны! Я уже всё схнила.
Да! С Колей всё кончено. Я решила, что это не тот человек, и надо вовремя всё поставить на свои места. Уверенна, что не ошиблась. Хотя он, в принципе,  и неплохой человек. И он, наверное, расстроился немного от моего решения.
Ну, всё. Спок ночь. До свидания.    Наташа.                20.10.75.




(30.10.75.)
Здравствуйте!
Получила аж 2 письма от мамы и обещание на письмо от папы. А потом позвонила. И после никак не могла сесть и написать.
Вы меня развеселили историей, как мама в гости ходила, а папа в окно залазил. А ведь это, папа, обычное для многих явление (не лазанье в окно, а женские разговорчики на 0,5 часа). Меня, правда, на такое ещё не хватает. Но, если не уйду в цех – будет хватать. Вредность есть, конечно. Цех-то вредный. Но я же не сварщиком буду. А в отделе какой-то застой. Дел-то немало. Но они, если и  начинаются, то до конца не доводятся. Начальник у меня человек хороший, тактичный. Видит, что я скучать начинаю, подкинет азартное дельце. Так распишет его необходимость. И сам пытается что-то изменить. Но на заводе в технической политике сварка на последнем месте. Я уж говорила. Начальник отдела написал штатное расписание техбюро  цеха и отдал на утверждение. Но уж неделя прошла, а никаких звуков. Может быть, и прикроют это дело. У нас же сейчас относительно новый директор.
Есть анекдот про 3 конверта. На заводе происходит смена директоров. Вот старый директор напоследок оставляет новому 3 пронумерованных конверта. И говорит ему, как только будет трудно, пусть вскрывает по порядку. Взялся новый директор за дела – пол года завод идёт в гору, план перевыполняет, а потом начался спад. Вспомнил директор про конверты. Вскрыл первый: «Меняй кадры». Он срочно поменял кадры. Завод расцвёл. Но через 0,5 года опять спад. Он за 2-ой конверт: «Реконструируй завод». Директор быстренько соединил 2 цеха в один, один цех разделил на 2. Завод цветёт. Через полгода опять спад. Он в 3-ий конверт: «Готовь 3 конверта». У нас сейчас уже реконструкция заканчивается.
В цехе будет труднее намного. Но интереснее, полезнее.
Мама! Насчёт снежинок, дождинок я согласна полностью. И поэтому я сейчас одна. А хочется, чтобы был кто-то рядом. И есть парень, который нравится. Но он не подозревает о моём существовании, и к тому же у него девушка есть, хорошая. Но не расстраивайтесь. У меня разум над чувствами преобладает. Да это не так уж и серьёзно. Это, чтобы вы не думали, что я чулок «голубой». Сейчас у меня одна отрада – бассейн. Спасибо Андронову (зам. начальника отдела – уговорил). Вот, магнитофон бы ещё. В отделе организовали конкурс фотографий любительских. Я своих котят (две сюжетные подборки) отдала. Посмотрим. Избрали меня главным политинформатором. Хожу в областную библиотеку. Надо мне политсамообразованием заняться. На праздники я буду одна (ещё 2 девушки с нашего отдела – но это уж лучше одной). Я не огорчаюсь. Я здесь очень мало чтобы войти в какую-то компанию. А у моих знакомых нет такой компании, потому, видимо, что нет знакомых ребят (у них).
Мама! Одеяло, подушку и постельное бельё не надо мне. У нас довольно тепло. А я возьму 2-ой комплект белья (нового) и сама стираю. Мама! А может не надо лису на красное пальто? Уж слишком шикарно, и я  буду плохо чувствовать себя. С деньгами я не лажу – тютелька в тютельку. Но, торжественно обещаю, с ноября буду следить за этим. Но это вовсе не  значит, что мне надо высылать. Мне и так за сапоги стыдно. И подарки никак не куплю вам.
Питаюсь я очень хорошо. Я взяла за правило – каждый день творог. И строго выполняю. Правда, я сырой не могу – так я сырники (мало муки) делаю. Часто покупаю рыбу. Капуста тушёная почти не исчезает у меня. Борщ постный часто варю. А вот мясо редко покупаю- кажется, что дорого. А на колбасу больше уходит.
Ну, я закругляюсь. Пора спать.
До свидания.   Наташа.                30.10.75.



09.11.75.
Здравствуйте, мама и папа!
До конца работы 0,5 часа, и я пишу. Уже несколько дней собираюсь, да всё ждала. Когда утрясётся с работой. Но теперь уже ясно. С 17.11. перехожу в цех. Зарплата осталась прежней (115+10%). ОТЗ не пропустило 120 – молодой специалист. Уже познакомилась с начальником цеха. Очень энергичный человек. В разговорной речи тоже (но ещё цензурно). И вообще, я уже частенько трусь в производственной среде. Когда узнают о том, что я в цех перехожу, одни (их больше значительно) одобряют, а есть и не одобряют. Я ничуть ещё не жалею.  Будет труднее, ответственнее. Я ведь ничего не понимаю. А столько сложных вещей. Но главное – это люди. Какие они разные! И даже хорошие люди бывают плохими. Но хитрых ещё больше. У меня работа пошла веселее. Хоть немного разобралась в структуре завода. А вот чёткого представления о своей работе не имею. И это меня несколько пугает.
Надо подумать и об одежде (рабочей). Цех не из чистых, а я остаюсь «интеллигенцией», да и в административном корпусе частенько придётся бывать.
Мама! Может попадётся джинсовый костюм или материал? Хорошо бы. И на ноги бы что-то такое, как мои замшевые.
Теперь о быте. Огромнейшее спасибо за посылки. Особенно праздничная посылка была великолепной. Она нам все праздничное настроение принесла. Мне так цветов хотелось (только наших). Мама говорит, что я не часто прошу посылки. Так вы меня сами «забрасываете» посылками. Я не успеваю спасибо говорить. Решила я оставить мысль о коплении денег на сберкнижку, а лучше устроить свой быт. Вчера я устроила революцию в комнате. Но старалась не быть диктатором, и девчонки вошли в азарт.
Дописываю на следующий день.
Комнату мы переоборудовали. Правда, пришлось затратить собственные средства. Но теперь у нас стало хоть немножко уютнее. У нас есть будуар (спальня) и гостиная (она же столовая). Мне прямо стыдно, что мама приедет, а у меня никакого запаса денег. Вот если бы не праздники и не переустройка, могла бы отложить. Но, увы, реальность не совпадает с моими планами. Сама виновата.
Теперь о Ленином приезде. Какая она всё-таки рассеянная. Что с ней делать. Я уже писала, что посылка нам всю праздничную погоду сделала. У нас была свободная кровать с бельём, и Лена хорошо устроена была. 7-го пошли на демонстрацию. Втроём сначала (с Наташей). Потом примкнули к молодёжи (девчонки). Отдемонстрировали. Я ОГМет перетащила к молодёжи. Женщин наших не было. Демонстрация мне не понравилась, а оркестр хороший был. Даже «Цыплёнок жареный» играли. А зам. начальника отдела Андронов анекдоты рассказывал. После демонстрации пошли обедать. Стол был великолепен. Мы шампанского купили. Пришли ещё девчонки, двое с нашего отдела и сестра одной из них. Они (сёстры) хорошо играют на гитаре и поют. Было очень хорошо. Потом прогулялись. Хорошо, что приехала Лена. А то бы я пассивно отдыхала. А так мы с ней в город вылазки делали. Ну, я полагаю, она своё мнение написала.
8-го числа мы не дозвонились домой, и вчера не дозвонились. Это меня тревожит. На переговорном мы поссорились, а потом так помирились, что я её на откровенность вызвала (для того и ссорилась). Я не могу точно описать, о чём мы с ней говорили. Но смысл таков. С Юрой у неё не то, чтобы серьёзно, но инее просто так. Когда у неё были душевные переживания (на 1 курсе), никто из нас и не подозревал. Но, судя по всему, Юра серьёзный человек. Говорит, что время покажет. Но, Лена, видимо, первая обратила на него внимание. Тем самым, вызвав его внимание к себе. Но ничего этого не было сказано явно. Это мои выводы. А какой я психолог – мне трудно судить. А вот мне пришлось и ей рассказать о своей «симпатии». Но  эта «симпатия» на меня не обращает своего внимания. Я пытаюсь делать вид, что и я не обращаю. А он мне нравится очень (чисто внешне). А чар моих явно не хватает. Да и вижу я его редко. А уйду в цех – вообще видеть не буду. Во! Какая драма!
 У меня сейчас не бывает свободного времени. То переустройка, то ещё что ни будь. Вот появятся деньги, буду вязать себе шапочку. А бассейн – здорово во всех смыслах. Хочется ещё в театр ходить. Но одной не хочется. С Наташей мы сдружились, насколько это возможно. Она противоположность Лене Дергачёвой. Это грубое сравнение. Но пока принципиальных разногласий нет. Мама, папа! Всё таки мы с ней будем питаться вдвоём. Просто трудно быть в хороших  отношениях, питаться врозь. Я полагаю, что вдвоём – это не так уж плохо будет.
Вот я уйду в цех, и с молодёжью я вообще редко сталкиваться буду. Надо сейчас связи налаживать.
Мама, я полагаю, что  неплохо было бы мне встретить вас в Москве. Но это 20 рублей – туда, обратно. Переезжать с вокзала на вокзал с большими вещами лучше на такси. Но только лучше не берите с собой много вещей. Одеяло, подушку и постельное бельё не надо. А плёнки магнитофона и запчасти в столе письменном. Всё – всё возьмите, ладно? И ещё. В столе был штангенциркуль, папа. Но что-то он в последнее время исчез. Может у вас? А мне бы он очень пригодился, особенно в цехе.
Папино письмо я читала на работе после обеда. Так я весь остаток дня хохотала. Редко, но метко. Это я о количестве и качестве писем от папы. Я как дома побыла.
Мама, а что из продуктов везти, я и не знаю. Я бы всё съела. Но ведь всего не привезти будет. Так что на ваше усмотрение. Но не надо перегружаться. А то, что за поездка, если устанете. Да и «жадность фраера сгубила».
Так, ну сейчас я в цех пошла, вечером допишу.
Завтра пойду на завод АДС на экскурсию. Опят перенимать. Ладно. Я отошлю письмо, а то вечером опять дел бытовых куча.
Пишите. До свидания. Наташа.                13.11.75.

(17.11.75.)
Здравствуйте!  Мама и папа!
Вот сегодня я работала первый день в цехе. По первому дню, конечно, судить трудно. Но, чувствую, – это то, что надо. Вернее, не всё. Не хватает культуры, уровня производства. Здесь скучать не придётся. Одним словом, материальное производство. Действительно, много мелочей решать надо. Но сейчас для меня каждая мелочь – событие. Мне нужно проверить себя. Вот, говорит старший мастер, – плохое формирование шва, - надо наладить. Это значит, проверить техпроцесс, оборудование и соблюдение техпроцесса. А я во всём этом профан. Мастера, ст. мастер хорошие люди, но хитрости им не занимать. Надо мне самостоятельно решения принимать, а ведь от первых шагов много зависит. Сложно всё так.
Наше бюро находится на антресолях, смотрит окнами на литейный участок. Сейчас у нас неуютно. Но все полны решимости довести до ума. Заделать щели всякого рода – первая цель. Бюро пока из трёх человек: литейный участок – Валера Яковлев (женат), пластмассы – Нина (не замужем), я – сварочный участок. Начальник бюро – Станислав Иванович Фоменков. Андронов (нач. отдела) договорился с Фоменковым, и мне будут отгулы.
Сейчас у меня две задачи – пустить головку АБС, защита от брызг. Текучка – приспособа для корпусов электромагнитов. Перспектива – подключение полуавтомата для сварки порошковой проволокой. Я плохо ориентируюсь в номенклатуре. Надо в чертежах копаться. Надо добиться своих экземпляров чертежей, техпроцессов.
Работать буду с 7-30 до 16-00, перерыв с 11 до 11-30. На целый час приходить раньше буду. Дали уже талончики на молоко.
Быт у меня сейчас наладился. В комнате уютно, но, вернее, нормально. Для уюта не хватает кое-чего из художественного оформления. Но это будет со временем. Появилась возможность перейти в общежитие квартирного типа: комната 20 м кв., кухня, ванная – 4 человека. Но, видимо, мне  там придётся жить без прописки, точнее – с пропиской на Октябрьском. С Наташей у нас дружно получается.
Для полноты ощущений не хватает магнитофона.
Мама! Я считаю, что вам лучше ехать сразу в Ленинград. Там мы с Леной встретим. Да, и т.к. вы приедете в праздничные дни – 5 декабря, мы просто погуляем, посмотрим в Ленинграде. А потом я беру отгулы и мы поедем в Псков, потом в Ригу. Если бы Лена вырвалась, то мы бы с ней встретились в Москве. Но это, сколько же денег надо? И где жить в Москве? Одним словом, планы грандиозные. Но, может быть, без Москвы обойдёмся?
Сейчас я перечислю, что мне «надо».
1) Духи «Рябинушка» и, если есть, пробирочку с маслом, а то у меня деревянная коробочка пустует;
2) Лекции по сварке (по всей), источникам питания, автоматике;
3) Брошюрку на украинском языке про тесто;
4) Желатин;
5) Лимонную кислоту;
6) Тельняшку;
7) Если есть, перец чёрный;
8) Штангенциркуль;
9) Луковицу гиацинта!!! В горшочек посадим.
А, когда будете магнитофон собирать, проверьте, чтобы все шнуры были, запчасти, плёнки, инструкция. Ладно? И ни в коем разе, чтобы рядом не было магнита. Если будет стоять вопрос (консервированное) – варенье или соленья, то – соленья, овощное. Но это вовсе не значит, что варенье не нравится. Чай с малиновым вареньем – это праздник для нас.
Насчёт настроения, что Лене не понравилось. В том письме я писала уже. Это я немножко взгрустнула – «на чувственной почве. Но потом-то я махнула рукой на эти лирические переживания. Но мне всё равно хочется пойти в театр с кем-нибудь, не в девчоночьей компании.
До сих пор я приходила с работы и почти не вспоминала о своих рабочих делах. Сейчас будет иначе. И это мне нравится. Только поделиться не с кем. Так что, я Вам с папой частенько «про себя» рассказываю, про свои дела.
А то, что я не дома, не огорчайтесь. Я, пожалуй, даже благодарна вам, что отпустили меня по свету покуролесить. Я себя виноватой считаю, что не помогаю вам. Мне бы очень хотелось быть уверенной в том, что Вы меня сразу позовёте, когда надо будет. И не будете скрывать от меня свои беды и неудачи.
Ну вот, уже поздно. Спок ночь!
Жду писем. Ещё 2 недели маму ждать!    Наташа.                17.11.75.


18.12.75.
Всё собираюсь написать письмо – и никак. Сейчас вот решила на работе в виде перекура писать.
Основное, из-за чего мне нужно было писать – это тревога за маму. Если дядя Витя приедет, мама, я очень прошу, держите себя в руках. Я понимаю, что это очень трудно. Но вы уже не сможете его перевоспитать. Я очень прошу.
Доехала я хорошо. Ехала в псковском (прицепном) вагоне. Даже умудрилась поспать. Таня и Володя меня проводили, посадили. Очень настаивали, чтобы я приехала к ним на Новый Год.
Но я думаю, что лучше в Пскове остаться. Вообще, как-то общее впечатление о поездке, очевидно, у вас неважное осталось. Это потому, что много ездили, а потом я ещё подбавила. И когда провожали – всё как-то комом. Лену в субботу на переговоры вызову. Как она добралась? Но, мама, не так уж всё и плохо. И не такая у меня уж застойная жизнь. И вечерами мы дома редко бываем. Я почти не хандрю. Только вот тяжко было, когда вас проводила. Сейчас потихоньку вхожу в ритм.
Наташа завтра уезжает в отпуск. Сначала заедет к Наде в Наро-Фоминск  (под Москвой). Она ездила в Резекне за покупками – тоже ничего не купила.
На работе без меня было совещание технологов у нач. цеха. Теперь мы работаем по плану на месяц.

(вторая половина декабря 1975)
Здравствуйте!
Вот пишу уже второе письмо. Оцените! Коренных изменений нет. Вот начало встречи Нового Года: 27 – в клубе (типа «Огонька», отделы гл. технолога (ОГТ), гл. конструктора (ОГК), гл. металлурга (ОГМет). Здесь молодёжи мало будет. Но у нас уже кружок соберётся. А 28 - достала билет в ресторан. Я уже, кажется, писала – это Машзавод (комсомол) организует. И пригласили 30 чел. с нашего завода. Здесь я тоже одна не буду. Но, пока одни девчонки.
А до 27-28 предстоит неделя с «чёрной» субботой и с «часом качества» у начальника цеха. У меня никаких мыслей, никаких предложений по улучшению качества и вообще, что-то тоскливо – это насчёт моей деятельности инженера-сварщика.
Сегодня воскресенье. Попыталась позвонить вам. А мне дают на 23 на 23 часа! С ума сойти! Вот так и звонить. Если успею с бассейна, то позвоню. Вчера у меня событие было – первый раз взяла в руки и одела на ноги лыжи! Впечатление великолепное. Было страшно, больно и смешно. Страшно – всё время казалось, что поломаю лыжи, больно и смешно - это когда моим лыжам надоедало ждать меня и они уезжали вперёд, а я оставалась где-то там, но жёстко соединённая с этими лыжами.
Я ездила на базу. Там дают лыжи, можно переодеться (и даже пообедать). И потом  в лес. Если не уходить с проложенных лыжней, то заблудиться невозможно. Меня с лыжни не тянуло. А как красиво! Чудесно. Я была в чёрном + розовый свитер. И мне было очень жарко. Часа 3 ездила – и не заметила время. А сегодня волейбол. А вечер решила посвятить письмам. Т. к. эта неделя напряжённая – не будет времени. А все меня очень ругают (и вы больше всех) за то, что не пишу.
Получила от Наташи Дарморезовой письмо. И немного погоревала – не везёт мне. У них такие чудесные места на работу! 2 места Кировский завод Ленинград! Минск, Москва и т.д. И даже… Симферополь. А? Каково! Есть и Псков – Машзавод. Наташа просит разузнать про него. Она планирует одно из мест себе. С московским «женихом» у неё разлад полнейший. А сейчас она в Подольске на преддипломной практике. Полна оптимизма. Кстати, об оптимизме и антиоптимизме. Пессимист – это тот, кто пьёт коньяк и говорит, что клопами пахнет, а оптимист тот, кто раздавит клопа и говорит, что коньяком пахнет. Я, хоть клопов не давлю, но оптимист. Не будем огорчаться.
Завтра общезаводское партсобрание. Что-то не могу длинное письмо писать. Мне нужен толчок, а это может быть и письмо из дому.
Мама! Я хнюсь! Во. И вообще, готовлю свою «личность» к Новому Году. И пришлю от скобарской снегурочки южным Деде Морозу и Доброй Фее подарочек.
Пишите. Может вызовите меня в воскресенье (28.12) утром на переговоры?
До свидания.     Наташа.                (без даты, вторая половина декабря 1975?)

30.12.75.
Здравствуйте, мама и папа!
Я решила под конец года всем написать письма. И начала с вас. Лена вчера  ночью уехала. Я ей сырников «в дорогу» нажарила. И нотацию, всё-таки, прочитала. Она обещает ещё раз приехать. Видимо, ей больше нравится в Ленинграде по понятной или, наоборот, непонятной причине. Она предлагала приехать на один день с Юрой и привезти мне передачу. Я, вообще-то, считаю, что подобные разъезды в сессию нежелательны. С Юрой у них, видимо, всё более и более серьёзно. Честно говоря, я ей  давать наставления в этой области не имею морального права – ведь у меня никогда не было парня. Ни с кем в такой степени не дружила. Тут она меня опережает. Наверное, это к лучшему.
Везде уже новогоднее настроение. Это чувствуется по работе в отделах. В цехах hnещё работают, а вот в отделах сплошной предпраздник.
27 я была на вечере ОГМет, ОГТ. Из молодёжи было нас 4 девчонки из ОГМета и 2 парней из ОГТ. Но они не в счёт. И было очень даже неплохо. Безотносительная обстановка. Как нам сказали, мы украшали общество. Я даже танцевала со своим производственным врагом. А вот 28 я пошла в ресторан. Надо сказать, ПЭМЗ разобщенно держался. Мы были втроём: Надя (мы с ней в колхозе были), её парень и я. Пскопское соотношение Яна и ён здесь даже было выдержано. Столько хороших девчонок, и почти у всех затаённая грусть в глазах. Я решила не таить её в глазах,  а вообще к себе не подпускать. Мы втроём развеселились, а потом ещё пошли к ПЭМЗовским и их втянули. Но, так как они уже были полуразочарованные, они не выдержали (точнее не поддержали?) нашего веселья. Хотя на следующий день говорили – вам хорошо было. Но всё относительно. Дело в том, что с ПЭМЗа ребят (неженатых) вообще не было. Иначе бы было, видимо, интереснее. Но я довольна.
Сегодня хочу завершить все бытовые дела, чтобы завтра жить для души. Яблоки я получила. Спасибо. Это мои любимые. Мама! А давайте попробуем курицу в посылке в уксусной марлечке послать. Говорят, что 5 дней выдерживает хорошо.
Я очень довольна, что наконец-то вы свою комнату привели в порядок, но только не делайте из неё музей.
Отпуск у меня в августе. И я тоже не хочу, чтобы в доме были чужие люди. Отпуск 24 дня  (а в отделе был бы 18). Прогрессивка зависит от участка, а сварочный участок обычно  получает – это считается много.
Новогодний стол мы решили делать лёгким, изящным, но для этого предварительно пообедав.
Ой! Я закругляюсь. На работе как ни как нахожусь. Привет дяде Вите и моё пожелание всё-таки исправляться к лучшему.
Пишите.   Наташа.                30.12.75.

Продолжение. http://proza.ru/2019/11/22/1076


Рецензии
Василий!Как всё Знакомо. Интересно читать. Привет половинке.
Твой
В.

Вахтанг Рошаль   23.11.2019 20:19     Заявить о нарушении
Ничего себе...
Оказывается, неблагодарным я оказался.
Не поблагодарил доброго друга Вахтанга за отзыв.
Исправляюсь. Лучше поздно, чем никогда.
Мои Добрые пожелания! И, Главное
- Здоровья! Привет Гале.

Василий Овчинников   11.04.2024 04:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.