Бабушкины посиделки. Продолжение

-
Как всегда, на скамеечке собрались наши старые знакомые: Анна Ивановна, Вера Петровна и Надежда Николаевна! Сегодня к ним присоединился Иван Федорович (помним его по первой части «посиделок»). Женщины заметно оживились, когда к ним присел такой интересный сосед.
- О чем беседу ведете девчонки!?
- Да все о вас, о мужиках! – весело отвечала самая активная и разговорчивая из всех подруг, Вера, - Вот Надежда, наконец решила рассказать нам о том, как ездила в Чечню, к дочке в гости.
- Надеюсь я вам не помешаю? А то могу и уйти,…коль секрет большой.
- Да чего уж там, давно ведь поездка была,…уж и забылось многое, - Надежда Николаевна  продолжила рассказывать свою грустную историю.
- Наташе, сами знаете, в то время не до поездки было, она как раз мужа схоронила,…а Лялечка меня ждала (я же ей обещала приехать). Страшнее всего для моего возраста было через перевал, по серпантину ихнему ехать. Думала там и умру – такой страх пережила,..не дай Господь никому! Давление поднялось даже.

- Я бы тоже перепугалась до смерти! – заохала Вера, - Небось кругом красоту и не заметила.
- Горы то я потом разглядела, как приехали,…на вершинах снег, а по ущелью речушка вьется,....вниз глянешь, как будто точки движутся -  а это скот оказывается пасется, чудно, необычно для нас.
Встретили меня очень хорошо, приветливо! Барана зарезали (хотя семья не богато жила). Знатный стол накрыли, каких только кушаний не было! Спрашивать названия неудобно, но на вкус – объедение. Жаль, что мне жирного много нельзя, а глазами все бы съела!
- А повседневная кухня какая у них? – любопытствует Вера, - небось не такая как у нас….

- Еда у них сытная, много мучных изделий, хлеб сами пекут в печках специальных,…первое время я их вкусные лепешки ела просто так,..с чаем травяным. По утрам часто блинчики пекли из кукурузной и пшеничной муки,…каши не едят. Пироги с творогом, мясом на сухой сковороде жарят, а потом сверху маслом сливочным смазывают – ну очень все вкусно и жирно.

Долму делали, меня к готовке не допускали, но смотреть разрешали – это как наши голубцы, только за место капусты, листья виноградные, мясо баранье, жирное. Еще угощали галушками, готовятся из теста, накладывают их на большое блюдо, рядом мясо (иногда вяленое) и обязательно соус чесночный, в него макают галушки и мясо.
- Кавказцы очень гостеприимный народ, щедрые на угощение, - поделился своей мыслью Иван, - Я служил с чеченцами в одной части, они друг за друга всегда «горой стояли», обособленно держались, посылки получали большие с дома – всегда делились,….не жадничали.

- Не скупые, тут ничего плохого не скажешь, мне, как матери Ларисы, поднесли дорогой подарок: Одеяло из овечьей шерсти (очень теплое), халат красивый с орнаментом, тапочки ручной работы, платок чудесный с национальным узором.
 У чеченцев есть прекрасная традиция – почитание и уважение старших. Родителям не прекословят никогда, на Вы обращаются, слушают мать и отца. Ох нашему народу не мешало бы  позаимствовать кое-что у восточных народов!
Ко мне, кто был дома,  подошли по приезду, поклонились, обняли, на лучшее место посадили, все вроде улыбались доброжелательно. Это потом я уж разглядела хорошо родню,…поняла, что не все так любезны.
-Чем новая семья Ларисы занимается в горах, работают где, али своим хозяйством живут?! – спросила Анна Ивановна, - Наверно не из богатых, раз твой зять в Россию на заработки подался.

- Это правда, не в роскоши живут! Хоть дом и большой, но в нем три семьи живут: родители Аслана, его младшая сестра Ясмин, старший брат Нохчо со своей семьей и старшая сестра Зухра с сыном подростком, муж  которой погиб в 2005 году, во время вооруженного конфликта между Р.Ф. и Чеченской республикой. Братья оба работают в Москве – Нохчо в бригаде строителей, зять мой в магазине,….лет пять назад его в охрану перевели работать.
Женщины все дома, сама Фатима (мать) с невесткой и дочерьми, то в поле, то со скотиной,…у них две коровы дойные в то время были, бык большой и две телочки, баранов стадо небольшое, птица разная – корму всем много надо! Как я поняла, на женских плечах основные тяготы. Младшая дочь училась в школе днем, Зухра в фельдшерском пункте убирала, ходила с утра на работу, а потом до вечера в поле, да на огороде. Сын Зухры (уж и имя забыла) с дедом что-то все делали по хозяйству, на меня парень смотрел волчонком, ни он, ни дед со мной не разговаривали.


Я у Ларисы тихонько спросила, почему мужчины такие хмурые всегда, оказалось, что все из-за той войны с русскими,…винят во всем нас, а у мальчишки отца убили в боях за Грозный. Да и женщины хоть и общались со мной, я всегда чувствовала холодок в отношениях между нами.
Народу много в доме,….жена Нохчи с красивым именем Асия и дети (их трое),…все рядом бегают, шумно все время и в доме и во дворе. Тихо только, когда время молитвы,…видела, как сам хозяин Мухамед стоял на коленях…
Мне очень понравилась младшая сестра Аслана – Ясмин, что означает жасмин! Такая миленькая, веселая,…со мной иногда болтала, внука моего Тимура на руках таскала, пока Лариса помогала готовить и стол накрывать.

- Жены и дочери там бесправные,…к матерям правда у взрослых сыновей отношение особое, уважительное. Сочувствую я нашим девушкам, которые соглашаются выйти замуж за парней кавказкой национальности, -  Иван Федорович видно не плохо знал о жизни на Кавказе, - Хоть чадру они не носят, но все равно пофорсить в открытых нарядах не могут, хиджаб ( специальный шарф) носят постоянно.

- А Как твоя Лариса одета была и чем занималась? – Вере было все интересно,…когда еще случай представится узнать о жизни в горных селениях.
- Как и все с покрытой головой ходила, ребенком занималась, а как свободная минута, так с Фатимой на кухне готовила, да дом убирала.
 Я с внуком нянчилась, с Тимурчиком, такой хорошенький был, весь в кудряшках,…на Аслана больше похож, но ласковый и спокойный в маму. Дочка со мной не особо секретничала, замкнутая вдруг стала, или боялась чего – не знаю! Предложила я ей со мной уехать, пока муж в Росси на заработках был, видела ведь, что несладко Лялечке там,….чужая она для их семьи! – воспоминания совсем расстроили Надежду, она постоянно вытирала набежавшие слезы платочком.
- Успокойся дорогая, может тебе все показалось и Лара вполне счастлива, не накручивай на себя, а то давление подскочит и сердце заболит, - Анна Ивановна приобняла подругу, - Ведь она тебе ни на что не жаловалась, захотела бы так вернулась домой!

 - Бедная доченька, представляю, как ей в такой недружелюбной семье живется! Зачем только она согласилась туда ехать! – Надежда Николаевна горестно вздохнула, - Где же она сейчас Ларочка моя!? Почему весточки не шлет?
- А Вы официальный запрос делали по месту жительства дочери!? – Иван вопросительно посмотрел на Надежду, а женщинам глазами намекнул, что им пора по домам.

Соседкам нет, чтобы закончить тяжелый разговор, и разойтись, так нет же! Их «бабье» любопытство взяло верх над здравым смыслом, и они не торопились уходить, догадываясь, что подруга что-то не договаривает и самое важное в разговоре, еще впереди.
Надежда совсем сникла,…надолго замолчала, как бы обдумывая стоит ли продолжать неприятную беседу.
- Вам по всей видимости пришел ответ, что Лариса не проживает сейчас в Чечне, что она выехала с семьей за границу!? – Иван Федорович настойчиво направлял женщину к ожидаемому ответу, желая на самом деле узнать правду и попытаться как-то помочь ей.

- Нам так с Наташей и сказали в эмиграционной службе еще год назад, а недавно подтвердились мои опасения,….оказывается Лариса с мужем в Сирии! – Надежда, не сумевшая сдержать слез, горько расплакалась, - Наташа с семьей была проездом в Питере, заходила в тот магазин, где работал зять,…вот там по секрету и сказали…
Женщины, услышав такую новость, одновременно громко ахнули, чем разозлили Ивана. Он так на них грозно поглядел, что те сразу «онемели».

Все свидетели разговора понимали, что Аслан поехал туда за большими деньгами, которые обещали платить иностранным добровольцам, участвующим в военных действиях против правительственных войск Башара Асада. И догадывались, что на той, чужой войне могло случиться все, что угодно,…вплоть до гибели, или они попали в плен всей семьей. Конечно подобные тревожные сведения могли довести до инфаркта кого угодно, тем более такую пожилую, как Надежда Николаевна.
- Не надо так расстраиваться, а надо послать заявления в посольства Сирии, Турции и Ирана со всеми данными родных, военные действия почти закончились и теперь легче найти тех, кто считается пропавшими без вести. – Иван, как самый «продвинутый» в столь щекотливом деле говорил правильные мысли, - Вашей дочке Наташе надо идти опять в эмиграционную службу, а те в свою очередь будут искать, делать официальные запросы. Для этого они там и работают.
- Ой, ой, ой, может их уже и в живых никого не-е-ету! – тянула на одной ноте Надежда.

- С ума сошла баба, прекращай уже реветь, что ты раньше времени их хоронишь, - Вера Петровна стала поднимать ослабевшую от переживаний соседку, - Пошли домой, мы тебя проводим,….все будет хорошо! В Сирии уже давно мирная жизнь налаживается, чужих военных по домам отправляют,…и Лариса  твоя найдется!
Вера с Иваном Федоровичем подхватили Надежду с двух сторон, тихонько повели ее в подъезд, Анна Ивановна побрела следом.

Продолжение миниатюр о жизни Анны Ивановны, Веры Петровны, Ивана Федоровича и окончание рассказа о судьбе дочери Надежды – Ларисы, в следующих главах.


Рецензии
Очень интересный рассказ. Сегодня бы дочитала с удовольствием, но сделаю
это завтра,сегодня ещё должок есть.
У меня много нового: и маленького, и побольше.
Заходите в гости. Терять вас не хочу. А что за красота
у вас на странице. Внучка,наверное. Куколка.

С радостью, что нашла вас, с теплом и уважением

Анна Куликова-Адонкина   27.01.2024 17:32     Заявить о нарушении
Рецензии написала. (для подстраховки, если они улетят. Правда,
и это замечание уйдёт вниз, если кто после меня напишет отклик

Анна Куликова-Адонкина   27.01.2024 17:33   Заявить о нарушении
Анна, так рада Вам! Спасибо за внимание к моим работам! Этот цикл рассказов про соседок я к сожалению не закончила. Возвращаться уже поздно. Извините если не отвечаю вовремя, и к Вам не получается иногда заглянуть. НО обязательно, как только смогу приду в гости!!!
С благодарностью за отзыв,

Татьяна Самань   28.01.2024 23:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.