Генрих Семирадский. Похороны знатного руса

Генрих Семирадский. Похороны знатного руса.1883г. Исторический музей.
   
  Если вы побываете в историческом музее,то обязательно увидите там картину"Похороны знатного руса".Одних она приводит в восторг, других — в ужас, но никто точно не остаётся равнодушным. Старший научный сотрудник Отдела археологии Государственного Исторического музея Сергей Юрьевич Каинов рассказывает о картине.

          Картина  написана  Семирадским в 1883 году  специально для экспозиции Исторического музея, создана на основании сведений, содержащихся в «Книге» Ахмада ибн Фадлана, участника посольства 921-922 гг.,арабского путешественника и писателя, отправленного аббасидским халифом ал-Муктадиром на Волгу к царю Булгара.Для халифа дружба с булгарами сулила торговые привилегии. Также она способствовала упрочению влияния ислама в странах Восточной Европы.
      12 мая 922 года (12 мухаррама 310 года по хиджре) посольство халифа прибыло в ставку правителя булгар.
        Результатом этого путешествия стал подробнейший отчет о встречах Ибн Фадлана с огузами, башкирами, булгарами, хазарами и загадочными русами.

    Кем именно были эти русы, сейчас сказать сложно. Путешественник мог называть так любую из народностей тех земель, это могли быть и скандинавы, которых также можно было встретить в тех краях. Вообще, судя по описаниям Ибн Фадлана его встреч с русами, он находился под большим впечатлением, уместнее даже сказать, в состоянии шока от этого дикого, не знакомого ему народа.

 Первоначальный текст книги утерян. Фрагменты дошли в «Географическом словаре» арабского энциклопедиста XIII века Йакута ар-Руми. В данном виде произведение впервые было опубликовано в 1823 году российским академиком Френом на немецком языке. Единственный известный список «Записок» был обнаружен востоковедом Ахмет-Заки Валидовым в 1923 году в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде (Иран)

     В 1937 году фотокопия документа была передана правительством Ирана в дар Академии наук СССР. На её основе А. П. Ковалевским был сделан перевод, опубликованный в 1939 году под редакцией И. Ю. Крачковского . В том же году вышел немецкий перевод А.-З. В. Тогана. Второе переработанное издание перевода Ковалевского вышло в 1956 году.

      Первой упомянутой особенностью, которую замечает в русах путешественник, была их удивительная телесная развитость:

     «Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни кафтанов».

    Но после многообещающего начала уже через пару строк автор в ужасе добавляет:

     «Они грязнейшие из твари Аллаха, — не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы».

ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ ЗНАТНОГО РУСА.

   В «Книге» подробно описан обряд погребения знатного руса, очевидцем которого был непосредственно Ибн Фадлан, что, несомненно, делает это описание очень важным источником информации об обычаях и материальной культуре русов первой половины Х века.       

     Он писал, что процедура захоронения длилась 10 дней. Покойного укладывали в холодное место (часто, если была такая возможность, обкладывали льдом). Само место сожжения готовилось примерно таким образом: готовилось кострище размером 3Х4 м или 4Х6 м в виде кольца диаметром 7 м.

    Очерчивался очень точный круг, по которому рыли неглубокий ров, и устраивали ограду из плетня и прутьев. На картине этого не видно. Это помешает рассмотреть действующих лиц. Семирадский («Похороны знатного руса») сознательно исключил этот элемент из картины. Но в повседневности ограда присутствовала. Покойник вместе с жертвами сгорали внутри ограды. На картине видны только березовые бревна, которые быстро разгорятся, и покойный уйдет наверх, в высший мир духов.

       Следующим шагом после смерти правителя спрашивали  его близких и девушек, окружавших его при жизни, кто из них собирается уйти в мир иной вместе с ним.Если девушка дала согласие на уход из жизни вслед за господином, заботу о ее благополучии поручали двум другим женщинам, которые отныне должны были следить за тем, чтобы она не передумала, оберегать ее, мыть ей ноги и каждый день заботиться только о том, чтобы она пила и радовалась будущей смерти.Приглашали женщину-старуху, которая в дальнейшем должна была убить девушку.

   Корабль усопшего  вытаскивали  на берег и ставили на деревянные подпорки. На корабль ставили  скамью со стегаными матрасами и византий­ской парчой.Доставали покойника из могилы и относили его на корабль.Одевали его в красивые одежды.
Рядом с покойником клали всё его оружие.

    Перед покойником бросали хлеб,мясо,лук.Приносили собаку ,резали её на две части и бросали на корабль.«Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)»

   Перед тем как подняться на корабль, девушке необходимо провести обряд приветствия с миром мертвых. Она должна встать на ладони мужчинам, чтобы те подняли ее в воздух. Для проведения ритуала ей необходимо произнести три фразы, а мужчины должны трижды ее поднять и трижды опустить.

    «Она сказала в первый раз, когда ее подняли, — вот я вижу моего отца и мою мать, — и сказала во второй, — вот все мои умершие родственники сидящие, — и сказала в третий, — вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему».
Девушка поднималась на корабль и пела в окружении мужей.

    «И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой».

     «Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла».

   «Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем»(https://arzamas.academy/materials/706)
 

   После смерти руса ,его собственность делили на три части. Одну часть оставляли его женщинам, другую использовали для похорон, и последнюю – на похоронный пир. Тризна означала не пир, но совсем другое – боевые ристалища после похорон.
            
     На картине изображен самый последний момент перед началом захоронения.  Уже разрублены жертвы: два коня, бык и собака. Вокруг руса стоят колчаны со стрелами, меч, шлем, щит, сосуды для вина и другая золотая посуда.
    
      Внизу сидит человек с топором, чтобы самому успеть ритуально уничтожить девушку-жертву. Ноги на всякий случай ей придерживает служанка. Сама же рабыня протягивает руку, чтобы ей налили еще вина.

 Справа в толпе простого люда стоит идол, которому они поклоняются. Уже зажжен огонь, и совсем готов строгий муж средних лет поднести горящий факел к бревнам, на которых стоит ладья, и начать кремацию.


Рецензии
Уважаемая Алина, здравствуйте.
Я всегда с удовольствием и интересом знакомлюсь с Вашими замечательными "культуртрегерскими" работами.
Многое и многих я и не знал, несмотря на давний интерес к изобразительному искусству.
Вот и этот очерк-эссе интересен и с точки зрения искусствоведческой, и с точки зрения исторического "ликбеза".
При этом рождаются мрачные мысли.
История человечества полна дикости, мракобесия и варварства. Прогресс в морально- этической области неспешен, и двояко смотрится. Разве варварские жертвоприношения и обряды древних язычников, русов, ацтеков, майя и пр, чем они страшнее "цивилизованных" христианских умерщвлений католиками- конквистадорами аборигенов обеих Америк?
Всего Вам доброго и успехов!

Евгений Прокопов   24.11.2019 13:38     Заявить о нарушении
Спасибо,Евгений за отзыв. При обсуждении этой статьи в Фб было очень много отрицательных отзывов. Никто не хочет верить ,что такие обычаи существовали у русских.Большинство говорит,что он всё придумал.Но это документ и очень сложно его отрицать.

Алина Алексеева-Маркезин   25.11.2019 13:42   Заявить о нарушении