Философия в живописи

     Арт-проект известного живописца  Виктора Альшевского «Точка притяжения», приуроченный  к  Году малой родины, открылся в Могилевском областном художественном музее имени Павла Масленикова. Это творческий эксперимент художника, где представлен уникальный сплав философии и искусства.  Экспозиция,  включающая  90 работ большого мастера кисти, расположилась в нескольких залах музея. Центральное место среди представленных работ занимает  «Вавилонская башня» - металлическая конструкция, которая  в высоту составляет около 4,3 м. По ее периметру размещены 52 холста разных форм и размеров, на которых, как в ярком калейдоскопе, образы исторических памятников и артефактов, символы разных стран и эпох, объекты архитектуры, геометрические фигуры. В музейное пространство, которое дышит классическими формами и древними памятниками культуры, вписаны наши современники с современными атрибутами, среди которых есть почетное место и для белорусских артефактов.
     Название выставки, по словам художника, выбрано не случайно. В сердце  каждого человека особое место занимает уголок, где он появился на свет и вырос - малая родина, о которой он говорит с особой теплотой и посвящает ей свои работы.
     Виктор Альшевский - белорусский художник, профессор, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, удостоенный медали Франциска Скорины и других наград, известен не только в Республике Беларусь, но и далеко за её пределами. Художник родился в 1953 году на Могилевщине, в деревне Угольщина Белыничского района. Окончил Белорусский театрально-художественный институт. Работал в творческих мастерских Академии художеств СССР в Минске под руководством Михаила Савицкого. В 1984 году  стал членом Союза художников СССР (ныне – Белорусский союз художников). С 2012 года  по настоящее время является членом совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи. Виктор Альшевский является участником республиканских и международных выставок, инициатором и куратором национальных и международных арт-проектов. Его работы хранятся в Национальном художественном музее, Национальном центре современного искусства, Могилёвском областном художественном музее имени П.В.Масленикова, Центральном доме художника в Москве, художественных галереях  Германии, Норвегии, Польши, Италии, Франции, США, Китая и других стран. В 2019 году он был избран факелоносцем и вошел в состав участников эстафеты огня «Пламя мира» II Европейских игр.
     Музеи, по мнению художника, это -  отпечаток цивилизации на земле, поэтому ради поиска места нашей культуры в мировой он побывал в разных странах «от побережья Тихого океана до Цейлона, в африканских странах и Европе».
«Этот проект – не просто произведение, но и весь мой творческий путь, где я стремлюсь выразить взаимосвязь различных цивилизаций, - рассказал Виктор Альшевский. – На картинах они обозначены условно, знаково – образами тех или иных объектов, ставших визитными карточками этих цивилизаций, стран, народов».
     Так, Древний Египет представлен каменным сфинксом. Среди изображений - Ангкор Ват (памятник культуры Камбоджи). Рядом – Персеполь (Иран), пирамиды, календарь народов майя (Мексика), фрагмент дракара викингов и величественный, сказочный Махабалипурам (Индия). Китай для художника ассоциируется с «терракотовой армией» - воинами Тинь Ши-Хуанди из Сиань, Большим Буддой – символом несломленного духа и истинной веры Поднебесной. Частью башни стал многогранник Леонардо да Винчи, великая мечеть в Кайруане (Тунис), Карфагенский акведук, Пальмира (Сирия), венецианский лев и кремлевские куранты.  Беларусь звучит симфонией Мирского замка, который формирует в себе модель архитектуры европейского Возрождения. 
     Виктор Альшевский создавал собственную «Вавилонскую башню» с 2003 года. В таком виде картины художника презентованы впервые в Беларуси. Помог автору воплотить идею в жизнь скульптор и художник Владимир Каноник. Выставка  «Точка отсчета» представляет определенный феномен, где собраны культурные достижения разных стран, представляющие собой уникальные произведения искусства. Предполагается, что конструкция будет путешествовать по различным выставочным залам, в том числе за рубежом.


Рецензии