2. Царь восхищался Лермонтовым

2. Царь восхищался Лермонтовым.



     Лермонтов – ДИПЛОМАТ.
Это понятие в начальном «лермонтоведении» всплывало неоднократно. Неоформившееся, никак не объясняемое, но оно было.
Воспринимали слово «дипломат», в значении разном до бытового…, самое простое, способность человека мирно договариваться.

     Почитаем в инет пространстве фрагмент, «Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова.
«Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ».

Ссылка…, в том числе с обязанностями дипломата. В полной военной форме, с надлежаще оформленными документами и… курьер, командировка на фронт. На время, пока уляжется шум.
В ссылку?! С личным боевым оружием, с секретными поручениями.
В то время, каждый, кто отправлялся «на войну», облагался множеством поручений фронтовым командирам и личными весточками воинам от родных и знакомых.
… В школе в прошлом веке, пытливые ученики с «язвой», задавали вопросы учителям литературы, в ссылку по… «форме» одетый, это как?

     ССЫЛАТЬ по Далю, первое значение,
«… сослать кого куда, отправлять, отсылать куда на жительство, на пребыванье, удалять куда против воли, в наказанье, в опалу, в ссылку, заточать».
События, как и словарь, были в 19 веке, время становления русской словесности. Много было «пробных» слов их значений. Ссылать в ссылку, фраза по Лермонтову и Пушкину из их века. Правительство принудительно посылало на работу, на службу например, в «дыру» (народн.). Интеллигенция и через печать, тут же давала определение, послали, заслали в ссылку. (Ни сколько не отличимое понятие и сегодня).

     Первое  Предписание царя в ссылке поэту Лермонтову.
Что, кто и как знает про смерть Александра Сергеевича Пушкина на Кавказе среди своих военных, прежде всего. Интерес для  ЦАРЯ, не менее и для  ПОЭТА  Лермонтова.
Отголоски с той стороны Кавказа о трагическом происшествии, гибели знаменитого русского…
Дипломат он же разведчик, аксиома. Добавим, военнослужащий, хочет или не хочет, царь наделил его правами дознавателя… Расследуй смерть Пушкина. Сподобился написать стих «Смерть поэта», тебе и карты в руки. Первое Предписание переплетается со Вторым…

     Немного хронологии.
«19 марта 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга на Кавказ и затем в течении целого года был «в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом».
… «В связи с пребыванием в Закавказье и на Кавказе Николая первого, осенняя экспедиция против горцев в 1837г. была отменена. По собственному признанию, Лермонтов «слышал только 2-3 выстрела».

В «вечной» «странной» войне, стороны, бывало, воевали по заказу, то есть, договаривались…
В какое время пострелять, создать видимость войны. Организовать столкновение придуманных «летучих» отрядов. Создать видимость глубокой разведки боем. Режиссировали не раз битву с одной целью, нужны были звания и награды за бои.
Воевали родственники, друг друга знали в лицо. 47 лет Кавказской войны и до смешного было не раз.
Царь – Государь приехал, договорились не стрелять, «как батюшка скажет-с…». Осенняя экспедиция вообще прекращена?! То есть, война временно была отменена…

Но война… Были настоящие бои, потери товарищей, смерть, кровь, грязь войны.

     Действие Первого Предписания и продолжение сохранение государственной тайны смерти Пушкина во второй ссылке, (командировке в «горячую» точку) 1840-го года
Арапова А.П., старшая дочь Н. Н. Пушкиной от второго брака с П. П. Ланским. Воспоминания.
«Наступил канун отъезда Лермонтова на Кавказ. Верный дорогой привычке, он приехал провести последний вечер к Карамзиным…

Мать (Н.Н.) поняла, что эта исповедь должна была служить в некотором роде объяснением; она почуяла, что упоение юной, но уже признанной славой не заглушило в нем неудовлетворенность жизнью…
В заключение этой беседы, удивившей Карамзиных своей продолжительностью, Лермонтов сказал:
— Когда я только подумаю, как мы часто с вами здесь встречались!.. Сколько вечеров, проведенных здесь, в этой гостиной, но в разных углах! Я чуждался вас, малодушно поддаваясь враждебным влияниям. Я видел в вас только холодную неприступную красавицу, готов был гордиться, что не подчиняюсь общему здешнему культу, и только накануне отъезда надо было мне разглядеть под этой оболочкой женщину, постигнуть ее обаяние искренности, которое не разбираешь, а признаешь, чтобы унести с собою вечный упрек в близорукости, бесплодное сожаление о даром утраченных часах! Но когда я вернусь, я сумею заслужить прощение и, если не слишком самонадеянна мечта, стать когда-нибудь вам другом. Никто не может помешать посвятить вам ту беззаветную преданность, на которую я чувствую себя способным.

— Прощать мне вам нечего, — ответила Наталья Николаевна, — но если вам жаль уехать с изменившимся мнением обо мне, то поверьте, что мне отраднее оставаться при этом убеждении.

Прощание их было самое задушевное, и много толков было потом у Карамзиных о непонятной перемене, происшедшей с Лермонтовым перед самым отъездом».

     … Влияние на общество слухов, сплетен, вины в смерти мужа спустя три года.
Как яростно «вражеское» окружение давило сплетнями всё это время, только она виновата, изменщица мужу, с давно высланным из страны Дантесом.
Лермонтов знал истинные причины «дуэли» - государственная тайна, высшая секретность, но и он «… много толков было потом у Карамзиных о непонятной перемене, происшедшей с Лермонтовым перед самым отъездом».
Сомнения его возможные были по приговорке, одно другому не мешало… В смысле поведения Натальи, но разительная перемена? Что это?

Арапова А., продолжение.
«Ему не суждено было вернуться в Петербург, и когда весть о его трагической смерти дошла до матери, сердце ее болезненно сжалось…
Мать тогда мне передала их последнюю встречу и прибавила:

— Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала, что это было из-за красоты. Этот раз была победа сердца, и вот чем была она мне дорога. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу».

     Слова Лермонтова - дознавателя Наталье перед отъездом на Кавказ…, ещё раз убедился, она ни при чём. Он извиняется, наслушался сплетен…  «Но когда я вернусь (с Кавказа), я сумею заслужить прощение…».

     … Первое Предписание - задание Лермонтову на Кавказ действовало во второй «командировке» в горы, в 1840 году.
Поэт знал высказывания родного человека, брата Льва Пушкина, его оценка смерти Александра… «Судьба…» и «… служение Отечеству…» и только.  Молва среди военных донесла его мнение причин гибели… Никаких женщин причиной смерти не было…

Тайна смерти Пушкина была завязана с именем Данзас.
«… после приговора к повешению Константина Карловича освободили. Правда, произошло это лишь 19 мая 1837 года, когда он уже несколько месяцев пробыл в Петропавловской крепости.

Выйдя из-под ареста, Данзас долгое время послужил в Санкт-Петербургской инженерной команде, потом опять не поладил с начальством и был отправлен, по его личной просьбе, на Кавказ, командовать Тенгинским полком, где служил Михаил Юрьевич Лермонтов. По отзывам людей бывалых, в частности декабриста Николая Лорера, храбрости, подобной той, которая была у полковника Данзаса, они не видели...».

Именно встреча, разговор с Данзасом, одна из разгадок фразы Наталье, «… я вернусь (с Кавказа), я сумею заслужить прощение…».… Не забудем, Лермонтов – дознаватель после написания «Смерть поэта», стал им автоматически.

     Отголосков дипломатического разговора на фронте по теме гибели Пушкина нет! Данзас поубавил в храбрости и стал молчаливым. Он всё понимал, так называемой дуэлью, подставил Государя, искупал вину кровью. Судьба к нему была благосклонна, остался жив, тайну хранил.
Вырос в звании до генерала, заслуженно награждался и за… молчание.
В 1863 году надиктовал писателю – офицеру Аммосову «нужные» царям воспоминания…

     Кавказ, первая ссылка Лермонтова, (для военного, командировка в «горячую» точку).
«… Горцы отличные стрелки, и очень метко попадают в цель. Я чудом остался жив, а фуражку мою пробили свинцом…»
И… ЗАГАДКА…, горцы знали кто такой Лермонтов. Зачем он в местах боевых действий, в чём его задача.
Невероятно!
«… горцы очень уважали Лермонтова за его беспримерную смелость. Один из очевидцев вспоминал: «Он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов».
Горцы армии или противника? Те, что по ту сторону…

И вопрос? Горцы знали каждый шаг поэта. Жизнь, быт, его участие в стычках, схватках, боях. Могли выкрасть, тщательно прицелиться и застрелить, взорвать, а они наблюдали за ним. ВОСХИЩАЛИСЬ!
Они знали, он на Кавказе за стихотворение «Смерть поэта». Пушкина – дипломата. Все всё знали, а иначе в «вечной» войне даже что -  то было скучно.
Разгадка проста, Кавказские войны, 1817 – 1864 годы. 47 лет вялотекущих событий…, войны.

Война частью стала плацдармом сосланным «патриотам», по мнению правящего двора. По всем революционерам, не отданных под суд. По масонам, участникам разных тайных организаций. Вся провинившиеся интеллигенция за разные проступки, отметилась присутствием на фронте. Убитые, раненные, много по неопытности.
Воевала кадровая армия «шумною толпою» и тишина...
В полвека длиной военное противостояние, историками характеризуется, как специальное выгодное царям предприятие. В прошлом столетии, нередко встречалось определение – проверка на патриотизм «патриотов».

Всё оправдывалось стратегий защиты в противостоянии с Османской империей за хребтами Кавказа, а империя канула… Кавказские горы и народы там,… «буфер»… Царские методы колониальных захватов, средневековая тактика – осада, полное отсутствие дипломатии договариваться с народом разного религиозного окраса.
А тогда это и было по определению, религиозной войной 19-го века, длиною почти в 50 лет... Чернь после очередного промаха на фронте, скандировала толпою: «Немцы, немцы во всём виноваты…».
С последствиями в идеологическом противостоянии в несколько веков.

     В прошлом веке на учёбе в столице, в перерывах между часами – уроками дипломатии и как быть дипломатом на границе, я и мои сокурсники офицеры – пограничники, задавали «скользкие» вопросы преподавателям, ветеранам МИДа…
Каким был дипломатом Пушкин и каким мог стать совсем юный в 26 лет, Лермонтов. Преподаватели сами приводили пример с ними, мы в ответ «хором во все уши» слушали.
Они со знанием дела, даже таинственно, сообщали что ни будь сенсационное, от тех незабываемых уроках дипломатии и мои публикации.

С тех бесед сформировалось значение слов царя,
Николай I: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Заменить дипломата Пушкина, сотрудника МИДа,  дипломатом Лермонтовым.
Потому что поэтов знал народ. Воюющий и мирный. Границы не препятствие, горы не границы.
С древности поэт был дипломатом слова в общении людей.
Метод, пушкинская теория – изустно. Безграмотный люд заучиванием и передавал их творения слова от одного другим.
Поэт – дипломат мог выиграть сражение, изменить ход войны!... В мирной обыденной жизни, сочинитель стихов…


Продолжение следует.


Рецензии