Воспоминание о моём учителе профессоре В. Г. Несте

Воспоминание о моём учителе профессоре В.Г. Нестерове и кафедре лесоводства.

Судьба человека, предопределена свыше, и изменить ее невозможно. В один из январских дней 1965 года, мой начальник В/О «Леспроекта», где я работал попросил меня послушать лекцию «о Будущих лесах» профессора Валентина Григорьевича Нестерова в доме «Науки и техники». Я с удовольствием пошел на лекцию своего учителя по МЛТИ.
Когда перед лекцией вошёл в конференц-зал, где присутствовало около пятидесяти человек, Валентин Григорьевич, увидев меня, поздоровался и с удивлением спросил, какими судьбами я оказался в СССР?  Я коротко ответил, что это длинная история. Тогда он попросил  меня остаться  в зале после лекции для разговора.
Лекцию я слушал с большим интересом. В ней В.Г. Нестеров впервые в СССР теоретически обосновал пути решения проблемы выбора породного состава лесных культур не интуитивно, а на основе экономико-математических методов.  Меня эти исследования очень заинтересовали.
После лекции я рассказал Валентину Григорьевичу, что бежал из Албании от диктаторского режима Энвера Ходжи через границу с Югославией. При побеге в меня стреляли албанские пограничники, но промахнулись, я остался жив и сам сдался югославским пограничникам. Шесть месяцев провел в югославской тюрьме, пока не пришло разрешение из Москвы вернуться в Советский Союз к жене и сыну. Услышав мой краткий рассказ, он произнес: «Слава Богу что остался жив, остальное наладится». Потом спросил, какое впечатление осталось у меня от лекции. Я ответил, что много не понял, но сама идея очень интересна. Я продолжил, что всю жизнь любил математику и мне бы очень хотелось работать под его руководством. Валентин Григорьевич сразу предложил мне поступить в аспирантуру на кафедру лесоводства ТСХА, которую он возглавлял.
За несколько дней я собрал необходимые документы, и в начале февраля принес их в отдел аспирантуры ТСХА. Заведующая отделом, просмотрев их сказала, что, к сожалению, от «человека без гражданства» не может принять документы, и если я хочу поступить в аспирантуру, то надо принять советское гражданство.
В этот же день я подал документы в ОВИР для получения гражданства СССР, и в первых числах марта 1965 года я стал гражданином Советского Союза. Документы в аспирантуру были приняты и, сдав все вступительные экзамены, с 15 мая 1965 года был зачислен в аспирантуру к профессора В.Г. Нестерову.
Когда я появился на кафедре, Валентин Григорьевич   представил меня сотрудникам кафедры и многочисленным аспирантам после чего, пригласил в свой кабинет. Кабинет был необычный полукруглой формы с массивными дверями, большими окнами, паркетным полом, высоким потолком. В нем стояли два письменных стола, а стены были увешены портретами ученых.
Валентин Григорьевич начал знакомить меня с обстановкой кабинета: «Это мой стол, а тот - профессора Владимира Петровича Тимофеева. Он заведует лесной дачей и не каждый день бывает на кафедре». Потом начал рассказывать о своих предшественниках, заведующих кафедрой, портреты которых весели на стене. Мы долго сидели за его столом и говорили о теме моей диссертации. Валентин Григорьевич предложил назвать диссертацию «Обоснование состава древесных пород лесов будущего для хозяйства «Русский лес».
Он прекрасно знал положение дел лесоустройства в Московской области и рассказал мне, что Управление лесного хозяйства Москвы посредством экспедиции института Союзгипролесхоз, с прошлого года начало устраивать леса опытно показательного лесхоза «Русский лес», то есть леса Серпуховского и Ступинского районов Московской области. «Материалов для твоей диссертации будет так много, что, если не разберёшься в них, то утонишь, поэтому готовься к серьезному бою». Так закончился первый день моей аспирантуры.
В течение трех месяцев я знакомился с материалами экспедиции в институте Союзгипролесхоз. Начал с того, что взял из данных института тысячу проб химических анализов почв и сгруппировал их по условиям местопроизрастания, потом рассчитал сколько кг. азота, фосфора, калия и кальция содержится в одном гектаре почвы по условиям местопроизрастания. Но, что делать дальше - не знал. Несмотря на то, что много работал в библиотеке ТСХА, я не мог найти ответа, как определить породный состав программных лесов. В душе появилась тревога, мне казалось, что я не справлюсь с темой диссертации. Все свои сомнения высказал Валентину Григорьевичу. Долго и обстоятельно мы обсуждали мои проблемы, но практического решения не находили.
Однажды Валентин Григорьевич пригласил меня прогуляться и познакомится с лесной дачей ТСХА. Когда мы туда пришли, он  начал свой рассказ: «Вот мы с тобой вступили на территорию заказника «Петровско-Розумовское», теперь она называется – «Лесная дача» ТСХА - место это уникальное. Ее основателем в 1861 стал граф Альфонс Романович Варгас де Бедемар. Он разделил территорию бывшей усадьбы на 14 кварталов (участков), существующих до настоящего времени, и определил мероприятия по дальнейшему ведению лесного хозяйства на этих землях. Это особо охраняемая природная территория, расположенная в черте Москвы, что позволяет ей быть и учебной базой, и местом отдыха москвичей.». Я спросил: «Как удалось практически в центре столицы сохранить такой лесной массив до сегодняшнего дня?»
«Становление и сохранение лесной дачи, - продолжал Валентин Григорьевич, -как экспериментальной базы и места отдыха москвичей связано с именами целой плеяды профессоров: В. Е.Графа, Ф.К.Арнольда,  В.Т.Собичевского,  М.К. Турского, Н.С. Нестерова и В.П. Тимофеева. Они, совместно с ректорами Академии в разное время неоднократно ставили вопрос перед властью о неприкосновенности этой территории, их голоса были услышаны властью, поэтому лесная дача сохранена до сих пор, и будет оставаться уникальным лесом в черте московского мегаполиса».
Мы побывали почти в каждом квартале, и Валентин Григорьевич рассказал мне об исследованиях, которые здесь проводились.
Когда мы вошли в квартал с лиственничными насаждениями, Валентин Григорьевич сказал, что лиственница в лесной даче -  это детище В.П. Тимофеева. Он хорошо изучил эту породу и пришёл к выводу, что она в европейской части СССР более продуктивна чем в Сибири. Чтобы убедить в этом чиновников он посадил лиственницу в лесной даче, и они в воочию могли увидеть высокую продуктивность и красоту этой породы. Наша прогулка продолжалась более дух часов и подошла к концу. Валентин Григорьевич предложил мне пройти в кабинет В.П. Тимофеева, немного отдохнуть и познакомиться с профессором.
Войдя в кабинет Владимира Петровича, я увидел сидящего за столом пожилого человека с усами, которые делали его лицо импозантным. Валентин Григорьевич представил меня профессору и Владимир Петрович продолжил рассказ о лесной даче: «В перспективе Лесная опытная дача будет трансформироваться в музей леса под открытым небом, как пример рационального ведения лесного хозяйства в СССР. Лесная дача сегодня выполняет не только важные для мегаполиса экологические функции, но и является базой для многолетних научных исследований Московской сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Кафедра лесоводства проводит в лесной даче множество научных исследований, используя при этом и пробные площади, заложенные еще в XIX веке, поэтому в лесной даче можно увидеть связь времен. В лесоводстве это особенно важно. Лесная опытная дача- это рукотворный лес с искусственно сформированными ярусами, он сегодня представляет собой макет идеального леса. В последнее время Валентин Григорьевич занимается вопросами достижения идеального леса в СССР, но создание такого леса в нашей стране принадлежит будущим поколениям. Я подготовил большой труд о результатах исследования в лесной даче за 100 лет. Эти результаты могут быть использованы в научной работе любым студентом и исследователем», - так закончил свой рассказ Владимир Петрович.
Как-то, работая в библиотеке ТСХА, я прочитал в газете «Вечерняя Москва» объявление, что при кафедре экономической кибернетики Академии имени Плеханова открываются трехмесячные вечерние курсы по применению экономико-математических методов в планировании, о чем я информировал Валентина Григорьевича. Он после некоторого раздумья сказал: «Сельман, немедленно запишись на эти курсы, если нужно будет заплатить за учёбу, то я заплачу».
Наследующий день я поехал к заведующему кафедрой экономической кибернетики Академии народного хозяйства им. Плеханова профессору Ивану Герасимовичу Попову, к которому обратился с просьбой зачислить меня на вечерние курсы по применению экономико–математических методов планирования. Он сказал, что курсы уже три дня, как функционируют, но он готов помочь албанскому аспиранту Валентина Григорьевича Нестерова. Иван Герасимович не только зачислил меня на курсы, но и в дальнейшем помог в выборе необходимой литературы по теме диссертации ив практических расчетах симплекс методом вручную.
Через три месяца я понял какие данные нужны для составления задач по определению программных лесов. Эти данные я взял из лесоустроительных материалов экспедиции Союзгипролесхоза, составил матрицы по каждому из условий местопроизрастания и рассчитал на ЭВМ ТСХА состав пород будущих лесов опытно-показательного лесхоза «Русский лес».
Когда я показал Валентину Григорьевичу результаты расчетов он с восторгом произнес: «Браво, Сельман, мы добились того, о чем мечтали». В.Г. Нестеров стал брать меня в качестве ассистента на лекции, которые читал в различных организациях и городах нашей страны. Я был горд, когда он рассказывал слушателям, что впервые его аспирант, албанец по национальности, определил состав будущих лесов на ЭВМ. Данные этих исследований опубликованы в сборниках научных трудов ТСХА.
В то время кафедра лесоводства ТСХА им. К.А. Тимирязева имела широкую известность в СССР и за рубежом благодаря новизны своих научных исследований. Она стала местом повышения квалификации специалистов, как нашей страны, так и стран социалистического лагеря. Профессором В.Г. Нестеровым была разработана и названа его именем «шкала пожара-опасности», по которой до сих пор Метеослужба и МЧС России осуществляют прогноз возникновения пожаров в лесу. Он занимался теоретическими вопросами лесоводства и Агро лесомелиорации, его учение о стадийном развитии лесных пород способствовало проведению рубок ухода на более высоком уровне, учение о «Биоэкосе» (биологическое учение о лесе) рекомендовало определять состав лесных культур будущих лесов в полном соответствии с требованиями пород к условиям местопроизрастания.  На основе этой теории в 1966 г. был спроектирован состав пород будущих лесов опытно-показательного лесхоза «Русский лес». Сегодня эти леса являются высокопродуктивными насаждениями. Валентин Григорьевич, также внес большой вклад в развитие высшего лесного образования.
В.Г. Нестеров написал и опубликовал более 400 работ, из них 50 книг и брошюр. Его учебник «Общее лесоводство» переведен на несколько языков Республик Советского Союза и зарубежных стран. В 1958 году В.Г. Нестеров выпустил учебное пособие для сельскохозяйственных вузов по лесоводству, в 1961 г.-  монографию «Вопросы современного лесоводства», в 1962 г. – монографию «Кибернетика живой природы», в 1964 г.  издал учебник «Лесоводство».
В.Г. Нестеров был не только крупным ученым, но и прекрасным педагогом. Он подготовил сотни инженеров лесного хозяйства и агролесомелиорации, которые служат повсеместно лесному и сельскому хозяйству России. Кроме того, В.Г. Нестеров много времени уделял подготовке научных работников. Под его руководством защищено свыше 30 кандидатских диссертаций. Многие кандидаты стали в последствие докторами наук (Атрохин В.Г., Дарахвелидзе В.Ф., Генсирук С.А.) и руководителями производства (Бородин А.М., Кашлев В.Ф., Степин В.В.) и др. Для своих учеников В.Г. Нестеров был настоящим учителем и старшим другом. С первого дня поступления в аспирантуру и до защиты диссертации аспиранты постоянно чувствовали его поддержу и помощь. Как настоящий наставник, он всегда находил индивидуальный подход к каждому ученику и был незаменимым помощником в написании статьей и научных работ. С его помощью и под его руководством в октябре 1967 года я подготовил и успешно защитил кандидатскую диссертацию.
 После зашиты я был принят старшим научным сотрудником ВНИПИЭИ лепром. Так сложилось, что после смерти И.Г. Нестерова около двадцати летя не был в Тимирязевской Академии. Но судьба не предсказуемая. В мае 2005 года по рекомендации директора ВНИИЛМая Родина С.А. представил на рассмотрение кафедры лесоводства РГАУ МСХА свою докторскую диссертацию, которую должен был защищать по совокупности работ. Там я впервые познакомился с заведующим кафедрой, профессором Виталием Константиновичем Хлютовым. После доклада на кафедре мою работу рекомендовали к защите по специальности «Экология», «Лесоведение, лесоводство, лесные пожары и борьба с ними».
22июня 2005 года я успешно защитил диссертацию на учёном совете по экологии РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева.
Я работал во ВНИИЛМе главным научным сотрудником, когда В.К. Хлюстов пригласил меня на должность профессора кафедры лесоводства РГАУ МСХА имени К.А. Тимирязева. Я согласился и с 2007 г, по 2015 г. с удовольствием работал вместе с профессором В.К. Хлюстовым, который сохраняет и продолжает традиции кафедры, заложенные моим учителем В.Г. Нестеровым.
Научная деятельность В.К. Хлюстова начиналась в Казахстане. Благодаря его упорству и целеустремленности, он в 1987 году становится кандидатом сельскохозяйственных наук, а впоследствии - доктором и профессором. В 1992 г. Министерство лесного хозяйства Казахстана назначает В.К. Хлюстова ректором Казахского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства. В 1994 г. он проходит по конкурсу на должность заведующего кафедрой лесной таксации и лесоустройства Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. С 1997 г. В.К. Хлюстов – декан лесохозяйственного факультета, затем - проректор по учебной работе, а с июня 1998 г. в течение 5 лет – ректор академии. В 2004 г. его пригласили на работу в РГАУ МСХА им. К.А. Тимирязева на должность заведующего кафедрой лесоводства и научного руководителя исследований, проводимых на лесной даче.
Основные научные работы В.К. Хлюстова посвящены выявлению закономерностей формирования лесных насаждений различного целевого назначения, статистическому моделированию процессов роста, самоизреживания, строению, продуктивности и товарной структуры древостоев. Им написаны учебник для лесных и сельскохозяйственных вузов и большое количество монографий. Научные исследования В.К. Хлюстова, проводимые на лесной даче, направлены на выявление закономерностей роста и развития насаждений.
В.К. Хлюстов является прекрасным и требовательным педагогом -«педагогом от Бога», любимцем студентов. Под его руководством защищено и удостоено международными дипломами   победителей множество бакалаврских работ и магистерских диссертаций. За годы работы в РГАУ МСХА он всегда работал, на пределе возможного. После объединения кафедры лесоводства с кафедрой мелиорации и геодезии В.К. Хлюстов работает в должности профессора кафедры и по-прежнему является генератором новых идей по управлению лесным хозяйством.
В настоящее время заведует кафедрой лесоводства и мелиорации ландшафтов академик Н.Н. Дубенок. Я уверен, что, как и профессор В.К. Хлюстов он будет продолжать вековые традиции кафедры лесоводства, и объединенная кафедра будет маяком в исследованиях лесного хозяйства России. Несомненно, будет решать насущные задачи современного лесного комплекса в соответствии с экономическими положениями лесного кодексом 2006 года, предусматривающими оптимизировать лесохозяйственную деятельность с эффективным производством лесной промышленности.
Выражаю свою уверенность, что на базе «учения о лесе» Г.Ф. Морозова, «принципа непрерывного и неистощительного лесопользования» М.М. Орлова, теории «нормального леса» Н.П. Анучина, теории «биоэкоса» В.Г. Нестерова, теории «непрерывно продуцирующего леса» Н.А. Моисеева и теоретических и практических  «моделей роста и развития лесных насаждений» В.К. Хлюстова, Николай Николаевич сумеет создать тот фундамент, на основе которого можно будет построить практическую модель  оптимизации лесного планирования, о чем мечтали В.Г. Нестеров и В.П. Тимофеев.


Рецензии
Хорошая познавательная работа широкому кругу читателей и замечательный памятник учёным лесоводам ТСХА и профессорам В.Г. Нестерову и В.П. Тимофееву. Спасибо Сельман Халилович за ваш интересный и нужный труд.
С искренним уважением

Валентин Кашлев   11.12.2020 02:44     Заявить о нарушении
Дорогой Валентин Федорович! Мне очень приятно читать от друга такой похвал. Спасибо тебе мой друг.

Сельман Лямеборшай   12.12.2020 16:09   Заявить о нарушении