Псьмо номер пятнадцать по Бартини

В период  построения самолета СТАЛЬ- 6  в НИИ ГАФ  выходила газета « Стальной самолёт «.  Один из номеров газеты был посвящён этому самолету. В передовой статье подчеркивалась огромнейшая важность для страны в его создании: « Сейчас мы развернули борьбу за постройку СТАЛЬ- 6, успешное завершение которой разрешит ряд проблем в самолетостроении и поставит нас в ряд первых стран по авиационной технике».В этом номере было опубликовано также интервью с Р Бартини под заголовком « Постройкой СТАЛЬ- 6 перегоним капиталистические страны «. С  создания этого самолета началась серия проектов Бартини, которые буквально взорвали научные способности человека того времени, он не переставал после этого постоянно удивлять своих коллег.
По гениальности и способности предвидеть будущее Бартини был сравним с великим итальянцем эпохи возрождения - с Леонардо да Винчи. Его  идеи намного опережали время. Поэтому лишь небольшая часть его проектов воплотилась в металл, в самолёт. Бартини спроектировал 60 самолетов, но лишь четыре из них были доведены до стадии испытаний и лишь один выпускался серийно. На всех этих проектах лежала печать его таланта, все было ново и оригинально. Но и то, что не воплотилось в жизнь, сыграло важную роль катализатора Советской авиации. Ведь многие построенные затем в  СССР летательные аппараты, вплоть до знаменитого « Бурана «,  включают в себя открытия Бартини. Разработки Бартини, которые применяются в авиации до сих пор, оказались настолько удачными, что были названы в его честь: Крыло Бартини, Кольцо Бартини и Эффект Бартини.  Авиаконструктор  Олег Антонов называл Роберта Людвиговича самым выдающимся  человеком в истории авиации, он пишет:
« Я не ошибусь, если скажу что он был гениальным. Если его не признать гениальным, то кого же? В его голове рождались оригинальные, новые и необыкновенные конструкции, которые трудно осваивались «.  Самолет СТАЛЬ- 6 был педставлен Комиссии Коминтерна, куда входил один из основателей коммунистической партии Италии- Э Дженнари. Это был отчет коммуниста Бартини о его партийной работе, в выполнении клятвы, которую он дал партии перед отъездом в  СССР: “ Красные самолеты должны летать быстрее чёрных«.
Эта клятва стала затем текстом эпитафии на его могиле.
Но если новая модель получила название СТАЛЬ- 6, значит перед этим были ещё пять моделей? Бартини действительно их создал. В 1926-м году он приехал в Севастополь, где работал в гидроавиации Черноморского флота . Здесь, в течение трёх лет Бартини, с невероятной скоростью, и сконструировал эти пять прототипов самолета СТАЛЬ-6.
На одном специальном заседании в Наркомвоенморе, с участием Ворошилова и Орджоникидзе, было принято решение поручить ГВФ выпустить СТАЛЬ- 6 в варианте истребителя. Так возникло задание на самолёт СТАЛЬ- 8.  Этот самолёт был дальнейшим развитием  СТАЛЬ- 6. Но размеры его были немного побольше и он имел иную конструкцию. Самолет СТАЛЬ -8 был оригинальный и предовой не только для своего времени. Достаточно сказать, что он должен был летать со скоростью более 600 километров в час. К сожалению, этот самолёт не был выпущени его доводка прекратилась при целых 60 процентах готовности. Бартини не дали возможности закончить над этим проектом, перкратили его финансирование. Причин было несколько. Гражданский Аэрофлот тяготился постройкой военного самолетакоторый был ему не нужен. С другой стороны, военная организация ГУАП тоже не считала его « своим», поскольку задание на создание самолета было дано не им, а Аэрофлоту. Кроме того, в это время летали самолеты- истребители И- 15 и И- 16. Это создавало впечатление, что на данный момент все задачи по истребителям, якобы, разрешены, хотя  самолёт
СТАЛЬ- 8 резко превосходил существующие самолеты этого класса по всем параметрам. Ведь этот истребитель должен был летать с огромной скоростью-  более 600 километрв в час. Несомненно, что СТАЛЬ - 8 все же следовало бы изготовить и испытать. Обидно, но на этот раз Тухачевский не проявил должной настойчивости, не использовал своё немалое влияние для того, чтобы добиться продолжения работ по этому самолету.
Работа над новыми самолётами   СТАЛЬ- 6 и СТАЛЬ - 8 раскрыла и другую грань талантливого конструктора, который активно и успешно занимался разработкой аэродинамических основ конструирования. Именно объединение теории с практикой позволило ему реализовать технические решения, которые по тем временам кзались просто фантастическими.


Рецензии
Читаю и думаю: какой же талантливый был человек Роберто Бартини. Такие успехи в самолётостроении в то далекое время!

Успехов и Здоровья Вам!

Татьяна Шмидт   24.11.2019 18:23     Заявить о нарушении