Хрустальные очки

Лауреаты Клуба Слава Фонда

ДИАНА ЕЛИЗАРОВА - http://proza.ru/avtor/montfort - ПЯТОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ ПАМЯТИ ГРИГОРИЯ ТЕР-АЗАРЯНА «СКАЗОЧНЫЙ МИР» КЛУБА СЛАВА ФОНДА
 
                ХРУСТАЛЬНЫЕ ОЧКИ.

   Жила-была в одном королевстве прекрасная Принцесса.
С детства ее окружали роскошь и достаток,  десятки слуг, готовых выполнить ее малейшее желание, ее  любой каприз.  Принцесса росла, окруженная лучшими игрушками и книжками, породистыми лошадьми и певчими птицами, верными собаками и ласковыми кошками. У нее всегда были лучшие наряды и украшения. Но, несмотря на все это, Принцесса не была счастлива.
   Ведь в королевском замке ее окружали не только красивые вещи и животные, но и люди. Среди королевского окружения было много подхалимов и лгунов, готовых ради собственной выгоды пойти на все – обман, предательство,  и даже преступление. Принцесса с детства видела шепчущихся по углам людей,  строчащих доносы друг на друга, и это угнетало ее.  Часто, уединившись от любопытных глаз в саду или своих комнатах, Принцесса листала свои книжки, и думала о том, что, наверное, где-то живут люди, которые всегда счастливы и довольны, как на волшебных картинках.  Как бы ей хотелось жить рядом с такими людьми!  Но, взрослея, Принцесса начинала понимать, что сказочные персонажи живут только в сказках.
А еще она прочитала о том, что на свете есть любовь, и что ради настоящей любви люди совершают подвиги и вообще совершают невозможные вещи.
- Что такое любовь? – спросила она у своей матери королевы.
- Это выдумка менестрелей и трубадуров, которые путешествуют по городам и поют песни ради  куска хлеба, - ответила королева, никогда не знавшая любви. Ведь браки между королями заключают без любви, а только ради выгоды. Но Принцесса хотела верить в то, что где-то на свете есть человек, который однажды полюбит ее и которого полюбит она. Она листала книги и представляла красавца-принца или прекрасного рыцаря в сверкающих доспехах, который однажды явится ко двору ее отца, что бы подарить ей счастье.
  А рядом с замком  жил Мастер.  У него была своя мастерская,  золотые руки и доброе сердце.  Вот только он был некрасив. Но, однажды увидев Принцессу, он полюбил ее.  Он часто видел ее, и она всегда была грустна, потому Мастер очень хотел развеселить ее и увидеть ее чудесную улыбку.
 И сам король очень хотел видеть свою дочь счастливой, потому что счастье единственной дочери было для него самым важным на свете.  Король не знал, что может сделать Принцессу счастливой. И тогда по всем соседним королевствам герольды протрубили его указ:
-  Тот, кто сможет сделать Принцессу счастливой, станет ее мужем, а впоследствии и королем! Все, кто хочет испытать судьбу, приглашаются на день совершеннолетия Принцессы!
Принцы и короли, слышавшие о неземной красоте Принцессы от странствующих менестрелей и трубадуров, устремились на зов короля.
  Мастер тоже слышал указ короля. Он понимал, что ему никогда не стать мужем Принцессы, но он любил ее, а потому решил порадовать ее необычным подарком. Он закрылся в своей мастерской и день и ночь трудился над тем, что могло развеселить Принцессу.
  И вот, в день рождения Принцессы в замке собралось множество гостей.
Принцы и короли соседних королевств, знатные аристократы и рыцари приехали добиваться руки Принцессы.  Чем только не пытались прельстить красавицу! Перед ней выступали клоуны и циркачи, танцоры и певцы, устраивались рыцарские турниры и балы, но Принцесса смотрела на все это с бесконечным равнодушием. В ее честь звучали громкие оды, пышные сонеты, и цветистые серенады, но сердце Принцессы оставалось холодным и безучастным. Потому, что она видела в глазах всех этих женихов только желание обладать ею и впоследствии королевством.
  Король был в отчаянии – никто из гостей не смог развеселить Принцессу. И тогда к нему подошел Мастер.
- Ваше Величество, позвольте сделать подарок Принцессе на ее день совершеннолетия!
  Король кивнул и Мастер, опустившись на колено перед Принцессой,  открыл шкатулку и протянул девушке. На обитой черным бархатом подушке лежали хрустальные очки.
- Что это? – спросила Принцесса, не глядя на Мастера.
- Оденьте их, Принцесса, - попросил Мастер. Девушка протянула руку и взяла подарок.
- Они совсем легкие, - заметила она, одевая очки. И тут произошло чудо!
Мир перед ее глазами преобразился и засиял всеми цветами радуги! И окружавшие их люди вдруг переменились. Принцесса больше не видела хмурых и недовольных лиц. Люди, стоявшие рядом были счастливы и веселы. И тогда Принцесса радостно засмеялась и захлопала в ладоши.
- Какой награды ты хочешь за свой подарок? – спросил король Мастера.
Принцесса с улыбкой посмотрела на Мастера. Она увидела красивого молодого человека с теплыми карими глазами и целой копной темных волос. Он очень понравился Принцессе. Их взгляды встретились, и Принцесса неожиданно смутилась, потому, что он отличался от взглядов всех остальных мужчин. В нем не было деланного восхищения или преклонения. В темных глазах Мастера была теплота, и особый блеск, завороживший Принцессу. А еще ей очень понравился его голос.
- Государь, - ответил Мастер, - смех и улыбка вашей дочери лучшая награда для меня. Больше мне ничего не надо.
 И Мастер ушел. А Принцесса до самого вечера радовалась чудесным очкам, и ее веселый смех звонким эхом раздавался под сводами замка.
  Утром Принцесса решила навестить Мастера и поблагодарить его за чудесный подарок. Она надела очки и выбежала из замка. И увидела, что и на улицах все стало иначе. За стенами замка царило веселье и радость, звонкий смех царил всюду. И тогда Принцесса тоже рассмеялась. Пританцовывая и напевая, она добралась до мастерской. Мастер очень удивился, увидев нарядную Принцессу в своей мастерской, среди инструментов.
- Я пришла поблагодарить тебя за подарок.
- Я рад, что сумел угодить вам, Принцесса.
Принцесса вновь увидела необыкновенную теплоту его блестящих глаз.
- Как ты можешь удивляться тому, что мне нравится твой подарок! Ведь ты изменил весь мир! Ты сделал это ради меня?
- Я ничего не менял, Принцесса. Мир остался прежним и не я его создал.
- Нет, изменил! Ты настоящий Мастер!
Тогда Мастер показал ей улицу.
- Скажите мне, Принцесса, что вы видите на улице?
- Зачем ты спрашиваешь меня об этом? Ведь ты сам смотришь на улицу и видишь все, что там происходит.
- Я прошу вас рассказать, что вы видите.
Принцесса улыбнулась.
- Ну хорошо.
Она подошла к открытой двери, и Мастер встал за ее спиной.
- Я вижу красивую молодую женщину в роскошном платье.  Она смеется, играя с прелестной малышкой. Наверное, это ее дочка. Смотри, Мастер! Ты видишь, какие счастливые у них лица? А вон там видишь?  Роскошная карета, запряженная прекрасными породистыми лошадьми.  А вот стоят юноша с девушкой, они не сводят глаз друг с друга!  О, Мастер, как я счастлива! Я никогда прежде не видела столько счастья в нашем городе!
- Значит, вы полагаете, изменилось все?
- Разве ты сам этого не видишь?
- Тогда, Принцесса, выполните еще одну мою просьбу. Снимите очки.
- Зачем?
- Снимите.
  И Принцесса сняла хрустальные очки.
И тут же невольно вскрикнула от испуга и разочарования. На месте молодой красавицы в роскошном наряде сидела нищенка, прижимая к себе  плачущую девочку в лохмотьях.  Вместо дорогой кареты с породистыми лошадьми стояла старая телега, запряженная усталыми и забрызганными грязью  лошадьми. На месте юных влюбленных стояла ссорящаяся посреди улицы пара.
- Что это, Мастер?
- Это то, что происходит на самом деле, Принцесса.
Тогда Принцесса повернулась к Мастеру и вновь вскрикнула – вместо  так понравившегося ей красавца она увидела молодого, но некрасивого человека.
- Неужели это ты? – прошептала Принцесса.
- Я был таким всегда, Принцесса.  Стекла очков меняют то, что вы видите. Мир не меняется.  То, что вы видели в очках, не было настоящим.  Настоящее то, что вы видите сейчас.  Нищенка с ребенком, ссорящаяся пара, мое лицо.  Я не менял мир.
Принцесса посмотрела на очки в своей руке, гордо выпрямилась и надменно сказала:
- А я думала, ты волшебник.
И ушла. Но прежде, чем направиться к замку, она вдруг подошла к нищенке и накинула ей на плечи свой плащ.
- Что вы, Принцесса! Я не смею принять его от вас.
- Возьми. У меня множество вещей, которыми я не пользуюсь. Другим они  нужнее.
И Принцесса ушла в замок.
С того дня Мастер часто видел Принцессу рядом со своей лавкой.  Принцесса раздала множество своих нарядов тем, кто нуждался в них. Ворох своей детской одежды она раздарила детям нищих и бедняков.  Много раз Мастер видел, как Принцесса в окружении своих фрейлин играет с детьми, а однажды увидел, как она  учит малышей грамоте по своим книгам с чудесными картинками. Каждое утро Принцесса вместе с фрейлинами угощала детей пирожками с королевской кухни, спелыми фруктами и дарила им сладости. Он улыбался, видя, как малыши полюбили Принцессу и его радовал вид довольной и нарядно одетой малышни.
Однажды  вечером Принцесса подошла к Мастеру.
- Почему ты никогда ко мне не подходишь и не говоришь со мной?
- Я подумал, если вы захотите, то заговорите со мной сами, - улыбнулся Мастер, - я думал, вы еще сердитесь на меня за то, что я не волшебник.
- Скажи мне, почему ты не просил никакой награды у моего отца за свой подарок? Ведь только твой дар развеселил меня. Ты мог просить его о чем угодно.
- Король не мог дать мне того, что я хотел.
- Король мог дать тебе все!
- Нет, не все, Принцесса.
- Что же ты хотел?
- Я хочу невозможного, Принцесса.
- Скажи мне.
- Хорошо.  Вы Принцесса, а я Мастер. Вы красивы, а я нет.  Вы выросли в достатке и роскоши, я с детства привык зарабатывать себе на хлеб.
- Так ты любишь меня, Мастер?
- Люблю с того дня, как увидел впервые.
- За мою красоту.
- Нет. За ваше доброе сердце.
- До недавнего времени я не совершала добрых дел.
- Вы были несчастны, видя окружающую вас несправедливость. А одев очки и увидев счастье окружающих, вы сами стали счастливы. Поддавшись порыву, вы подарили нищенке свой плащ.  И вам понравилось делать добро.
- Да, мне это нравится, Мастер.  Но я не люблю тебя.
Принцесса повернулась и побежала к замку.  И только добежав до своей комнаты и упав в ворох разноцветных подушек, она поняла, что плачет.  Слезы катились и катились из ее глаз, и Принцесса никак не могла понять, почему.
  А когда она успокоилась, то поняла, что плачет из-за Мастера.  Принцесса подошла к окну и распахнула его.  Наступала ночь, и яркая Луна царила на небе.  « Как странно, - подумала Принцесса, - я с детства мечтала о прекрасном принце или рыцаре. И у меня была возможность  выйти замуж за любого из них, а я вот плачу из-за простого Мастера. Простого Мастера?  Но он ради меня сделал эти очки, он единственный, кто смог подарить мне веселье и радость. Да, он не смог изменить окружающий мир, но ведь он просто человек. Когда я увидела его в очках, он был прекрасен. Красивее всех этих принцев и рыцарей. Но без очков он совсем иной. Он некрасив. Но он добр. И что-то есть в нем такое, что манит меня к нему, и не дает забыть. Я должна его увидеть снова, что бы понять, что».
Принцесса всю ночь не могла сомкнуть глаз, и едва взошло солнце, как она побежала к мастерской. Без стука распахнула дверь и  удивленно вскрикнула:
- Что ты делаешь?
Мастерская была приведена в порядок, инструменты собраны, и сам Мастер стоял в дорожном плаще.
- Почему вы здесь, Принцесса?
- Я пришла, что бы …  Но почему ты в дорожном плаще? Почему собраны твои инструменты?
- Я уезжаю.
- Из-за меня.
- Нет.
- Из-за меня. Я сказала, что не люблю тебя, и ты уезжаешь.
- Почему вы здесь? Еще очень рано.
- И ты хотел уехать,  пока я сплю.
- Зачем вы пришли?
Принцесса достала из кармашка очки и надела. Снова увидела перед собой красавца.
- Я думала, что ты такой – настоящий. Ты понравился мне, Мастер.  Но потом я сняла очки по твоей просьбе и увидела, что несовершенство мира осталось прежним. В королевстве моего отца много нищих и бедняков. И злые и алчные люди окружают моего отца. Но и у него доброе сердце, Мастер.  Иначе он давно выдал бы меня замуж исходя из политических выгод. Однако он думал и думает о моем счастье. И если бы ты просил моей руки в тот момент, когда я была счастлива, отец дал бы согласие. Ты знал это?
- Да, знал, Принцесса.
- Ты мог бы жениться на мне, и я  бы всю жизнь носила эти очки, и  думала, что у меня самый красивый муж и в моем королевстве самые счастливые люди. Но это было бы ложью.  И ты не позволил мне остаться в заблуждении. Ты заставил меня снять очки и посмотреть на мир. Принять его таким, какой он есть. Научиться жить в нем. Понять, что не волшебники меняют мир, а сами люди.
- У вас получается, Принцесса. Люди в городе стали счастливее.  Особенно дети. Им так нравится новая одежда и игрушки, и книги, а главное, ваше внимание. И они больше не голодают. Вы заставили других щедрее оплачивать работу их родителей, и в нашем городе больше нет нищих.
Принцесса подошла к Мастеру совсем близко. Увидела свое отражение в его глазах. Сняла очки. И поняла – не красота привлекла ее. Иное. То, что она увидела в ненастоящем Мастере, осталось у настоящего.  Теплота его глаз и  их блеск.  Вот то, что ей понравилось в этом человеке. И поняв это, она поняла и все остальное.
Она протянула руку и дотронулась до его волос.
- Я не позволю тебе уехать, Мастер.
- Почему, Принцесса? Я дал вам все, что мог.
- Нет. Не все.
- Вы надели очки, прежде чем заговорить. Наверное, вы никогда не сможете взглянуть на меня без них.
- Ошибаешься. Я хочу видеть тебя таким, какой ты есть на самом деле. Ты разбудил меня, Мастер. И только в твоих глазах я видела настоящую любовь. Иногда, что бы понять, где настоящее, стоит одеть волшебные очки. Главное, не забыть их снять! Мне они  больше не нужны.
И Принцесса разбила очки о пол мастерской, и хрустальные стекла разлетелись на множество сверкающих осколков.
- Я полюбила тебя, Мастер! Я люблю тебя таким, какой ты есть. Мне не нужны очки, что бы видеть настоящее. Ты научил меня жить в настоящем мире, научил не бояться. Я люблю тебя за это. Люблю за то, что не женился на мне, когда я была в плену иллюзий. Люблю за твое доброе сердце и тепло твоих глаз. Я хочу быть твоей женой. Только твоей, Мастер.
Мастер не мог поверить в свое счастье.  Но Принцесса стояла около него, улыбалась, и глаза ее светились таким счастьем и такой искренней любовью, что все сомнения Мастера улетучились в один миг и навсегда!
Король дал согласие на их брак.
Принцесса и Мастер стали мужем и женой,  и у них родились дети. А когда настал час, Принцесса и Мастер стали Королем и Королевой. Они были мудрыми и справедливыми правителями, королевство процветало, и в нем царили веселье и счастье без всяких хрустальных очков.
   А Принцесса и Мастер были очень счастливы друг с другом, и их любовь с каждым прожитым днем становилась все сильней.


Рецензии