Вернуться в чащу

Примечание: официальная биография героя тут:
https://ru.wikipedia.org/wiki/-
Но даже и в этой статье много белых пятен.

***
Посреди круга, образуемого берегами реки Макензи и Большого Медвежьего озера, подножием Скалистых гор и большой излучиной Юкона, ты увидишь чащу, большую и темную, как Северное море, из волн которого торчат каменные острова — одинокие глыбы гранитных скал.
Откуда взялись эти глыбы? Об этом рассказывают старые воины у костров.
Прежде чем в чаще родился первый ее обитатель — индеец, за нее боролись два духа: Канага — Дух тьмы и Набаш-циса — Дух света…
Борьба их была беспощадной — такой же, как и вся жизнь чащи. Властелин тьмы пытался задушить свет, Дух света — уничтожить тьму…

***
— Schneller! Schneller! — каркают конвоиры, загоняя «унтерменшей» в эшелон.

Это он — унтерменш. Недочеловек неарийской крови. Его кожа слишком смугла, а волосы — темны. Он знает, что похож на еврея или цыгана. Ни тем, ни другим нет места в этой стране, куда привезла его мать.

Он не разговаривал с нею много месяцев после приезда. Ни с кем не разговаривал.

Потом началась война.

— Schneller! Schneller! — кричат конвоиры, и он едва успевает уклониться от занесённого над ним приклада.

Эшелон идёт в лагерь смерти — это он тоже знает.

Стать дымом. Стать пеплом, подняться к небу. Стать наконец свободным.

Вернуться домой.

***
Если бы орел поднял тебя ввысь и медленно пронес над чащей, ты увидел бы в ее тени большую серебряную рыболовную сеть: неисчислимое множество ручейков, рек, водопадов и озер.
Но вот птица снижается, и ты касаешься ногами одной из скал. Попрощайся с орлом по обычаю этого края — подними вверх правую руку. Он улетает в сторону гор.
Ты же спустись со мной со скалы в самое сердце чащи. Вокруг нас полумрак и тишина.

***
Жажда жизни оказывается в нём сильнее тяги к смерти. Ночью он выламывает доски в полу раскачивающегося на стыках вагона вместе с парой таких же отчаянных смельчаков. Но лишь ему одному удаётся уцелеть, соскользнув под вагон, в грохочущую тьму. Ноги заносит на рельсы, он чудом ухитряется не попасть под колёса, изо всех сил цепляясь за края пролома. Потом стремительно катится вниз по откосу, пока не ударяется боком о камни, окровавленный, в разодранной одежде, но живой.

Он долго бредёт по лесу и наконец выходит к кострам Армии Крайовой. К партизанам.

***
Если у тебя добрые намерения, будь спокоен: чаща поймет тебя. Но, если ты неразумно захочешь возмутить ее покой, она тебя уничтожит.
Я привел тебя в чащу и хочу, чтобы ты познал ее, хочу научить тебя всему тому, что сам к ней чувствую, — уважению и любви. Она — мой дом, дом моего отца, друзей, дом моего племени шеванезов. Она кормит нас и одевает, радует своей красотой, но может научить и страху.

***
Янек настороженно присматривается к странному парню, которого привёл командир. Тот сказал: «Я такого разведчика ещё не видел».

И правда. Этот странный парень не просто прекрасно ориентируется в лесу: он сам — будто часть этого леса, как ель, растущая у тропинки, или неясыть, бесшумно парящая в ночи.

Он сам — ночь. Он — тень. Он — смерть для фашистских часовых, которых он убивает так быстро и спокойно, словно переламывает хребет пойманной рыбе.

Янеку кажется, что этот парень — немой. Он ни с кем не разговаривает. Его тёмные волосы припорошены сединой, будто снегом. В отряде толковали, что он бежал из эшелона смерти и уцелел — единственный из всех узников, а теперь мстит. Янек верит этому.

Но однажды он видит, как чужак кормит с ладони прибившуюся к их костру бродячую собаку, что-то говорит ей — едва слышно. Язык его незнаком Янеку, непохож на другие наречия, слышанные им раньше, хотя в их отряде не только поляки, но и русские, и венгры, и сербы.

***
Взгляни, со старых огромных деревьев ниспадают до самой земли темные покрывала мха, зеленые и бурые.
Когда на ствол упадет луч солнца, кора заблестит серебром, как голова столетнего воина.
Помни, что чаща полна духов. Они могут быть приветливы и благосклонны, но, если ты нарушишь их покой, они будут безжалостны.
Лес живет. Даже этот, где между стволами развесил тоненькую паутину зузи — паук, и этот имеет душу. Что ж говорить о больших деревьях и животных!

***
Янек идёт вдвоём с чужаком на задание. Они вместе ставят мины под рельсы, ковыряя ножами мёрзлую землю. И когда немецкие цистерны летят под откос, Янек видит на лице парня, освещённом заревом пожара, такое же бешеное ликование, что бушует сейчас в его собственной груди.

— Кто ты? — решается наконец спросить Янек по дороге к биваку. И напряжённо ждёт, уверенный, что парень не ответит.

Но тот, разлепив сухие губы, негромко говорит:

— Я Сат-Ок, Длинное Перо. Мой отец — вождь племени шеванезов. Моё племя живёт в Канаде. Меня привезла сюда мать.

Он спокойно смотрит на изумлённое лицо Янека и убеждённо добавляет:

— Я обязательно туда вернусь. Я поклялся.

Но он так и не сдержал своей клятвы.

Он станет моряком польского торгового флота, автором нескольких книг о жизни племени шеванезов и звездой телевидения, но в чащу меж берегами реки Макензи и Большого Медвежьего озера он не ввернётся никогда.

***
Мы проведем вместе много лет, много Больших и Малых Солнц, я научу тебя нашим песням и танцам, ты узнаешь судьбу нашего племени — племени свободных еще и сегодня индейцев шеванезов. Я приведу тебя в мое селение. Мы придем туда впервые в месяц Луны, летящей вверх. Это месяц снегов и морозов. Ты оглядываешься? Ищешь орла? Он уже вернулся в гнездо.
Пойдем же со мною…


Рецензии