Казаки в вермахте, выдача в Лиенце ч. 11

Одной из уступок казакам со стороны всё того же Альфреда Розенберга летом 1944 г. было выделение нового пристанища на севере Италии. Это был один из немногих районов, оставшихся под властью агонизирующего рейха, наиболее отдалённый от линии наступления Красной армии. В частности, речь идёт о территории, прилегающей к Карнийским Альпам с городами Толмеццо, Джемона и сел. Озоппо. Из Белоруссии, казаки Атамана Т. Доманова были временно (июль-сентябрь) переброшены в Польшу - городок Здунска Воля, а затем их всех направили для размещения в Сев. Италию. Маленький казачий народ снова двинулся со всем своим скарбом в путь через Польшу, Германию и Австрию. В Италии их вначале поселили в Гемоне (область Фриуле), а затем перевели в Карнию, в Толмеццо. По состоянию на сентябрь 1944 г. штаб полковника Т.И. Доманова находился в г. Джемона. Его возглавлял полковник Е.В. Кравченко - окончивший Николаевское кавалерийское училище, служивший в 1-м Екатеринодарском полку ККВ. На греческом о. Лемнос был офицером военного училища. Затем жил во Франции, окончил «Зарубежные Высшие военно-научные Курсы генерала Н.Н. Головина». С началом войны сражался с казаками на фронте в немецких частях, потом был у ген. Власова. Здесь они снова образовали особое поселение «Казачий Стан», реорганизовав его в апреле 1945 г., в Группу Походного Атамана (именовавшуюся также отдельным казачьим корпусом), подчинявшуюся командующему войсками СС и полиции прибрежной зоны Адриатического моря обер-группенфюреру СС Одило Глобочнику.

Он поручил пяти казачьим полкам обеспечение безопасности на предоставленных им землях. Численный состав Казачьего Стана к 6 января 1945 г. составлял: боевой состав - 9411 чел., нестроевых - 3733, женщин - 2848, детей - 1721; всего - 17713 чел. Группа Походного атамана составляли две дивизии. 1-я Казачья пешая дивизия (казаки от 19 до 40 лет) включала в себя 1-й и 2-й Донские, 3-й Кубанский и 4-й Терско-Ставропольский полки, сведённые в 1-ю Донскую и 2-ю Сводную пластунские бригады. Кроме этого, имелись штабная и транспортная роты, конный и жандармский эскадроны, рота связи и бронеотряд. 2-я Казачья пешая дивизия (казаки от 40 до 52 лет) состояла из 3-й Сводной пластунской бригады, включавшей 5-й Сводно-казачий и 6-й Донской полки, и 4-й Сводной пластунской бригады, объединявшей 3-й Запасной полк, три батальона станичной самообороны (Донской, Кубанский и Сводно-казачий) и Особый отряд полковника Грекова. Кроме того, в Группе ещё имелись: 1-й Казачий конный полк (6 эскадронов: 1, 2 и 4-й донские, 2-й терско-донской, 6-й кубанский и 5-й офицерский), Атаманский конвойный конный полк (5 эскадронов), 1-е Казачье юнкерское училище (2 пластунские роты, рота тяжёлого оружия, артбатарея). Отдельные дивизионы - офицерский, жандармский и комендантский пеший, а также «Казачья парашютно-десантная школа особой группы «Атаман» (конспиративное название - «Казачья автомотошкола») находилась к началу 1945 г. в Толмеццо. Школой руководил бывший лейтенант РККА Кантемиров. Для обучения набиралась казачья молодёжь от 20 до 30 лет с законченным средним образованием.

Одновременно обучались до 80 чел. (2 группы) сроком от 3 до 6 мес. После капитуляции Германии англичане курсантов разведшколы Советам не выдали. Казачья разведывательно-диверсионная школа была создана в г. Новогрудок. Её приписали к штабу походного атамана Павлова, затем в октябре 1944 г. перевели в Сев. Италию. Абвер ещё в оккупированном Краснодаре создал спецшколу для подготовки диверсантов из молодых казаков. Кадры этой школы, возможно, пригодились и в Италии. К строевым частям Казачьего Стана, по некоторым данным, была присоединена и отдельная казачья группа «Савойя». Она была выведена в Италию с Восточного фронта вместе с остатками 8-й итальянской армии в 1943 г. В основу структуры всех воинских частей Стана был положен принцип комплектования Русской Императорской армии. «В полку 6 сотен; личный состав: командир, 2 заместителя, адъютант, 6 командиров сотен, 24 командира взводов, 24 вахмистра, 24 урядника, 768 строевых чинов, 16 писарей, 2 делопроизводителя, 2 казначея, 38 обозных 1-го разряда, 28 обозных 2-го разряда, 8 поваров, 2 знаменосца, 8 портных, 16 сапожников, 8 фуражиров, 8 фельдшеров, 16 санитаров, 7 оружейных мастеров, 2 переводчика, 1 священник, 1 врач. Всего 1000 человек». На вооружении частей Группы Походного Атамана имелось свыше 900 ручных и станковых пулемётов разных систем. 95 ротных и батальонных миномётов, более 30 советских 45-мм противотанковых пушек и 4 полевых орудия (76,2-мм), а также 2 лёгких бронеавтомобиля, отбитых у партизан. На 27 апреля 1945 г. численность Казачьего Стана составляла 31 463 чел.

Его центром стал г. Толмеццо, а в окрестных сёлах разместились казачьи семьи и казаки-одиночки, которые по разным причинам не несли службу в строевых частях. Эти, последние, стали называться «казачьими станицами». Духовенство продолжало совершать богослужения, причём у кого были святые антиминсы - проводили литургии, у кого их не было - служили обедницы и молебны. В Казачьем Стане даже стала выходить газета «Казачья земля». Вначале итальянские партизаны оказали пришельцам сильное сопротивление, а затем жизнь станиц вошла в абсолютно мирное русло. Только казачьи полки, несшие охранную службу в районе Удино-Триест, иногда вступали в мелкие стычки с партизанами. От них казаками особо охранялся и железнодорожный путь от Джемоны до г. Удино. Население станиц жило у итальянцев на положении квартирантов и только в двух донских станицах местные жители были выселены и земли переданы казакам для обработки. Это вызвало возмущение не только итальянцев, но и большинства казаков (приказ о выселении издали немцы). Итак, жизнь в станицах протекала относительно мирно и спокойно и в эту «тихую пристань» шёл непрерывный поток русских беженцев из Германии, особенно из Берлина. В Италию ехали казаки и не казаки, каким-то образом сумевшие получить нужные документы. Процент не казачьего элемента в Стане, вообще, не был высок, но особенно резко он вырос в первые месяцы 1945 г. Хотя официально, все числились казаками. «Тихая пристань» взволновалась в марте-апреле 1945 г., когда в Италии появился начальник ГУКВ ген. П.Н. Краснов, с одной стороны, и представитель штаба РОА полковник А.М. Бочаров – с другой.

Это было время организационных и значимых успехов РОА и среди казаков появились активисты немедленного союза с «власовцами». Этому решительно противодействовал П. Краснов. Взаимоотношения Власова с Красновым складывались хуже, чем с иными эмигрантскими руководителями. Одна из причин - явная прогерманская позиция Петра Николаевича, официально поступившего 16 сентября 1943 г. на германскую службу. В конце войны, чтобы предотвратить назревавший крах, немцы пошли на объединение всех частей из советских граждан в единую армию (РОА) во главе с ген. Власовым. Учитывая, что ген. Краснов выступил против созданного КНОР, в противовес ГУКВ, в феврале было учреждено управление казачьих войск при КОНР. 28 марта 1945 г. Власов совместно с ген. Науменко подписали приказ № 061-к об учреждении Совета Казачьих Войск. В него вошли походные атаманы Донского, Кубанского и Терского казачьих войск, представители оренбургских, уральских, астраханских, сибирских, семиреченских, забайкальских, амурских, уссурийских казаков. 22 марта 1945 г. Атаман Науменко объявил в вечерней передаче по радио КОНР о подчинении ККВ ген. Власову. Спустя два дня общеказачий съезд в Вировитице принял решение о немедленном подчинении всех казачьих войск КОНР, сосредоточении их в районе Зальцбурга и Клагенфурта для создания казачьей ударной армии, отстранении всех не согласных с этим немецких офицеров и атамана Краснова. В подчинение Власова в марте 1945 г. перешла группа ген. А.В. Туркула, позже преобразованная в казачью кавалерийскую бригаду из трёх полков.

Во второй половине апреля под знамёна КНОР встали Казачий Стан и учебный казачий полк А.Г. Шкуро. Впервые походным атаманом казаков был избран иностранец – немецкий ген.-л-нт фон Паннвиц. Далее, стоит упомянуть ещё об одном крупном военном формировании (6-10 тыс.), действовавшем в составе Вермахта в годы войны под командованием белоэмигранта, графа, ген. Бориса Смысловского (зондефюрер Абвера под псевдонимом Артур Хольмстон). Дивизия Россия - «Руссланд» (с 12.02. по 04.04.1945 г. «Зелёная армия особого назначения», затем 1-я РНА - Русская национальная армия) создавалась на территории Третьего рейха из русских эмигрантов и советских военнопленных. В результате разногласий Б.А. Смысловского с А.А. Власовым 1-я РНА не вошла в состав РОА, как многие русские формирования Вермахта. 1-я РНА воевала только на Восточном фронте под бело-сине-красным российским флагом. Уже после предоставления РОА союзного статуса 4 апреля 1945 г., формирование ген. Смысловского получило статус союзной вермахту армии, а не подразделения в его составе, и наименование «1-я Русская национальная армия». 18 апреля 1945 г. она начала отступление на Запад. Кадровый состав 1-й РНА под общим руководством полковников Раснянского и Соболева в походном порядке перешёл Альпы и, обойдя горные перевалы Тироля, занятые заградительными отрядами войск СС, вышел в долину Боденсного озера. Многие подразделения армии так и не пробились в назначенный район, погибли или попали в плен к западным союзникам. В районе Кемптена армия ген. Смысловского встретила части 3-й дивизии ВС КОНР.

Продолжение следует в части  12                http://proza.ru/2019/11/28/1019


Рецензии