Ит. Володя

                Володя. Владимир Григорьевич Игнатов. Мой старший товарищ и друг. Мы вместе учились, рядом работали. Много разных ситуаций, смешных и не очень, довелось пережить. Это еще более сблизило.

        Несколько эпизодов из нашей жизни запомнились мне в мельчайших деталях.  Я  чувстаую тепло души Володи, когда рассказываю об этом.
          Для близких, друзей и сослуживцев,  он был Володей. Никакие Вовы, Вовчики и прочие вариации к нему не подходили. Володя. И все!

         Мы с Володей были одного роста. Проверяли трижды. По 182 см. Я был шатен. У Володи была светлая голова. Во всех смыслах. А волосы золотистого оттенка, с любимой стрижкой "ёжик". Светло-серые, с лукавинкой, глаза. Открытое,симпатичное лицо. Институтские дамы задерживали на нем взгляды.
    
.
         Володя владел всеми специальностями и ремеслами. В работе с  металлами и  другими материалами ему не было равных. Мне, во всяком случае, они не известны. Я не шучу и  совсем не преувеличиваю.
         
         Мы работали над усовершенствованием одной сложной машины. Работы было много. Хотелось, чтобы все уполучилось.

         Володя изготавливал самые хитроумные механизмы. Мне доставались детали попроще. Но с таким Учителем и я подтягивался и повышал квалификацию. В лаборатории у меня были свои верстачок и шкаф с инструментами.

         В шкафу я оборудовал две полки, где помещались чайник, посуда и коробочки с чаем, сахаром, конфетами и печеньем. Однажды Володя принес висячий замок.

         - Вот, держи! Шкаф пора запирать! Много людей знают о сокровищах  в этом сейфе! - сказал он, протягивая мне замок. Ключ, на шнурке, висел на дужке.

         Я освободил ключ, сунул его в скважину и… не смог открыть. Все мои попытки окончились неудачами.

         - Это точно родной ключ? - с сомнением спросил я.
         - Абсолютно! Дай! - он взял ключ, сунул в скважину и спокойно открыл замок. Я с интересом смотрел.

         - На! Попробуй! - я попробовал. Не открыл. Володя, довольный, смеялся.
         - Смотри! - Володя показал, как этот чудо-замок открывается. Ничего хитрого, если знаешь. Не знаешь - не откроешь!

.         - Здорово! Это значит,  что даже имея ключ, его не открыть! Спасибо! Я пожал руку моему другу.
         - Не за что! Владей!  У меня есть кусочек нержавейки. Ключ запасной сделаешь! А этот повесим на стенку, чтобы не искать! - опять смеялся Володя. Он любил такие случаи.

         Володя ушел в мастерскую ( так назывался в нашем институте механический цех). Я занялся вторым ключом. С виду обычный, плоский. Отличие состояло в том.что ключ имел две бородки.

          Нижняя примерно две трети по длине от верхней. И "смотрела" в другую  сторону. Но внимания не привлекала. Ключ легко входил в замочную скважину, но не  желал поворачиваться . Ни по, ни против часовой стрелки. Секрет был не прост.

         Ключ следовало вводить до половины длины и повернуть налево. То есть,. против часовой. Вернуть в нейтральное положение и засунуть до упора. Повернуть направо, по часовой, открывая замок. Вытащить ключ, действуя в обратном порядке.

         Действительно, не зная  "секрета", не откроешь! Где Володя добыл  такое чудо, он не сказал. Я сделал дубликат.  Родной  ключ повесил на боковой  стенке шкафа.

         Многие пробовали открыть чудо-замок. Никому не удалось.
 
         Володя закончил изготовление длинной, метров пяти, подвески. На ней в лаборатории металловедения будут размещены их микрошлифы и прочие пособия. Я не очень понял, но помогал в изготовлении этой штуки.

         - Поможешь отнести в лабораторию? - спросил, кивнув на  конструкцию, Володя.
         - И установить помогу! - согласился я Теплилась надежда, что пойму назначение этой  "вешалки".

         Мы положили концы  "вешалки" на плечи и понесли. Лаборатория располагалась в конце длиннющего коридора. Мы шли осторожно. В коридоре вдоль стен стояло и лежало разное оборудование. Была опасность зацепиться, споткнуться.

         Из двери  в левой стене вышли два парня. Аккуратно вынесли плетеную корзину с 20-ти литровой бутылью. Дверь они закрыли. Восстановился полумрак. Парни подхватили корзину и понесли ее перед нами.

         - Мужики!  "ОН" что ли? - громко спросил Володя.
         - Он, родимый! - ответил правый несущий.

         Они несли корзину не торопясь, опасаясь запнуться. Наконец свернули налево в боковой коридор. В самом конце была нужная нам лаборатория. Похоже, они щли туда же.

         Неожиданно дно корзины оторвалось. Парни рефлекторно потянули корзину вверх, бутыль выскользнула и разбилась. Огромная лужа спирта образовалась на очень шладком цементном полу.

         Звон разбившейся бутыли еще не утих , как прибежали человек пять с огромными охапками нежного, расчесанного хлопка. Они мигом промокнули лужу. И исчезли с охапками, напитанными спиртом.

         Расчесаный хлопок - продукт работы чесальной машины.  Волокна сориентированы и выходит из машины, похожая на длинную макаронину, нежная, ровная, круглая в сечении, лента. Так она называется.

         Длина ее колеблется. Ленту, из машины измеряют не длиной, а весом.  Потом она идет на другие машины, согласно техпроцессу. Парни прибежали с охапками ленты. Гигроскопичность  которой весьма высокая.

         - Мы в эту историю не вписываемся. Максимум, скажем, что видели, как ребята промокали лужу. - сказал Володя  серьезно.

         Ногой он сдвинул осколки бутыли в сторону. Мы вошли в лабораторию. Длинная подвеска прошла с трудом. Но мы осторожно донесли ее до нужной стены. В лаборатории никого не было.

         Пока мы крепили ее к стене, прошло не менее часа. Наконец,с шумом и смехом пришли почти все сотрудники преподаватели.  Увидели подвеску и очень обрадовались. Волдю благодарили и мне тоже перепало.

         - Сегодня у нас занятий нет, чай попьем вдвоем! - смеясь, сказал Володя.
         - Лучше пойдем в кафе и спокойно там потолкуем! .- предложил я.
         - По 200-ти хорошего коньяка освоим здесь. Я уже все припас. Двери закроем изнутри. Никто нам не помешает! - ответил он.

         - Они появились слишком быстро. - сказал я.
         - Так много ленты поблизости нет. - согласился Володя.
         -  Похоже на подготовленную операцию. - продолжил я.

         Мы  "организовали" стол с бутылочкой коньяка, лимоном и котлетами из столовой. Зато рюмки были хрустальными. Коньяк оказался отличным.

         - Сколько, интересно, удалось спасти? - спросил я.
         - Если в бутыли было 20 литров, в бетон мало что впиталось, то от 15-ти до 18-ти литров! - прикинул Володя.


         - Можно предположить. Но слишком много народу задействовано.  Опять же, надо объяснять  "аварию" с бутылью. А мы свидетели, но нас не спрашивали. - рассуждал я.
         - Спирт из ваты надо было отжимать.  В какую-то тару. Потом переливать во что-то. - дополнил Володя.
         - Странная история! Либо решили разжиться спиртом, либо прикрывают недостачу. - продолжил я, после второй рюмки.
         - Как говорят знающие люди: "без поллитра не разберешься!" А у нас только 400 грамм! - смеялся Володя.

         Мы не собирались проводить расследование. Для разминки мозгов проанализировали увиденное. У нас были дела поважнее. Вскоре предстояла защита дипломов.

         После защиты мы уже не работали ни вместе, ни рядом. А года через два и вовсе потеряли связь. Мои попытки разыскать Володю долго не давали результатов.

         Я работал на заводе. Три месяца назад был назначен  главным технологом. Володю вспоминал очень часто. Мне не хватало его улыбки, мягкого юмора Я скучал по другу.

         На совещании у директора я получил задание разобраться с упаковкой готовой продукции. Выяснилось, что нужные, картонные коробки производят в тюрьме. Я позвонил и мне четко и ясно рассказали что и как. Когда все документы были готовы, я отправился в пересыльную тюрьму.

         Это заведение находилось в оживленном районе. Когда-то бывшая окраина, а теперь обычный городской пейзаж. Кругом дома. Магазины, междугороднее шоссе.

         Я отыскал тюрьму. Минут 40-ок эждал пропуска и .не без волнения вошел в дверь проходной. Много металлических, из арматуры двкрей. Несколько дежурных,  клетка с собаками. Наконец я во дворе. Очень похоже  на обычное произвоственное подразделение.

         В Управлении мы быстро решили все вопросы. Подписали договор и я, отбыв  "за решеткой" около часа, отправился  "на свободу". Я шел к проходной не спеша. Рассматривал внутренние постройки.

          Обычные  цеховые здания. Ничего,.что подчеркивало бы статус заведения. Вдруг на мое плечо легла чь-то рука. Я повернулся и замер. Дыхание сбилось. Передо мной стоял Володя. Через секунду мы крепко обнялись.

         - Какая статья? Давно сел? Рад, что встретились! - балагурил  он.
         - Вот, выхожу  "по  УДО"! Отбыл почти час! - поддержал я, ощущая тепло и радость. Володя!
         - Теперь не потеряемся! Под охраной оба! Пойдем на "волю"! - мы выбрались наружу.

         Часа два, в кафе, мы говорили. Бутылка коньяка нам не мешала. Все-таки есть где-то надзорно-регулирующий центр. Мы нашлись. В тюрьме! Но нашлись! Факт!

         Мы часто созванивались. Изредка использовали свои связи, помогая друг другу. Володя работал в Институте охраны труда, начальником одного из отделов.

        Однажды Объединению, где я работал, понадобился прибор, (его не было  в нашем арсенале). Во всей Республике было только два таких. И один - в Володином институте. Я позвонил. Володя сказал, что  "этот красавец" стоит у него в шкафу. Объяснил, как ехать.

         Я доложил начальнику, что могу решить вопрос. Не очень поверив, попросил ускорить процесс. Странный человек! Недобрый. Но меня ждал Володя!  Я поехал в институт охраны труда.

         Большое здание,просторный двор. Я вошел в вестибюль. Длинный коридор бы освещен неярко. Я сделал ннсколько шагов. Нпвстречу мне шла невысокая, хрупкая женщина.

         - Здравствуйте! Мне нужен Игнатов! Подскажите, пожалуйста, где его обитель! - обратился я к ней.
         - Владимир Григорьевич? Вы с ним знакомы? - глядя га меня оценивающим взглядом, строго спросила она.

         Очень аккуратно одетая, на высоких каблуках, лет сорока. Судя по  взгляду и вопросам, она неравнодушна к  товарищу Игнатову. Скоро узнаю.

         - Вы правы! Мы знакомы! Так где его можно увидеть? - повторил я попытку.
         - Вы давно знакомы? - продолжила она допрос. Мне стало интересно.
         - Да уже около 20-ти лет! - вежливо ответил я.
         - А где Вы встречались последний раз? - вела расследование строгая охранительница Володи.
         - В тюрьме! - честно и правдиво сообщил я.

         Она отступила от меня на пару шагов, одарив меня подозрительным и недоверчивым взглядом. Ну да!  Владимир Григорьевич и тюрьма! Нонсенс!  И я смею называться давним знакомым!

         - Следуйте за мной! - холодно скомандовала она.
         - Как нитка за иголкой!  - приготовился я.

         - Ну вот! Ты ловец, а я - зверь, бегущий навстречу! Дай обниму! - Володя смеялся, мы обнялись, хлопали друг друга по плечам и смеялись.
         - Спасибо, Надежда Константиновна! - поблагодарил Володя маленькую, строгую мою проводницу. Она кивнула и не спеша ушла.

         - Идем ко мне! Решим твой  вопрос, потом Надя оборудует нам встречу! - Володя был в прекрасном расположении духа. А я просто радовался. Пакет с парой бутылок, который привез, отдал ему.
у
         Володя относился к тому типу людей, с которыми приятно быть рядом. Он излучал нечто притягательное. Мудрость, юмор, живой ум, очень всё умеющие руки. Как еще можно описать человека. Таков он, Володя!

         - Ты привез официальное письмо. Хотя могли бы спокойно обойтись без этого. Поскольку я тебя знаю не первый десяток лет, делаю вывод: ты  очень не любишь своего начальника! Я прав? - глядя в глаза, спросил  Володя.
         - Без  "очень" прав, как всегда! - подтвердил я.

         - На том же основании делаю второй вывод: он недобрый, завистливый и злопамятный.  Значит,  тебе надо с ним расстаться! - быстро все понял мой старинный друг.
         - Так и случится! Сейчас, с твоей помощью, утру ему нос и уйду. Давно зовут в новое КБ. Денег больше, должность выше! - пояснил я.

         - Владимир Григорьевич! Приглашайте Вашего друга! - это Надя сообщила, что к  "встрече" все готово.
         - Прошу Вас, Борис Григорьевич! Спасибо, Надюша! - хитрый Володя тихонько подначивал серьезную Надю.

         Я позвонил на работу, сказал, что прибор привезу завтра утром и предоставил себя в полное  распоряжение Володе.

         За столом нас было пятеро. Володя, Надя, я, Сергей и Анатолий. С последними мы были знакомы с институтских времен. Встреча была взаиморадостной. Так, что  все свои.

         - Один из редких случаев, когда после стольких лет собрались такой компанией. Но наш сегодняшний  "гость" мало известен только Надежде. - начал Володя.

         - Скоро и она кое-что узнает! Давайте перейдем к  банальным  "выпить и закусить"! - завершил он вступительную речь.

         - Я рад, что  впервые за два десятка лет появилась возможность узнать истину из первоисточников. - сказал Сергей,улыбаясь.
         - Что за истину Ты ждал так долго? - спросил Володя.

         - После знаменитого  "длинного хлопка" про Вас двоих в институте легенды ходили. Одна из них - это, как Вы вдвоем спали  "на Ленине". Но точно, что и как, можете рассказать только Вы! - пояснил Сергей.
         - Еще были туманные рассказы про  "безмены". - припомнил Анатолий.
         - И еще хочется узнать, как это Вы вдвоем оказались в  тюрьме!? И правда ли это? - спросила Надежда.

         Мы с Володей смеялись. Давнюю историю еще помнят!
Обе истории были, вроде бы, известны лишь узкому кругу. Но оказалось, что  они стали  "легендами"! Впрочем, это хорошие истории.Вспомним!

         - Начну я и расскажу о тюрьме. Действительно, после многих лет, что мы не  контактировали, тюрьма помола нам найтись! - Володя выдержал паузу. Надя напряженно  смотрела.

         - Мы (наш Институт) искали строгальный станок. Позвонили из этой самой тюрьмы и предложили именно такой. Я поехал договариваться. А Григорич (он показал на меня) оформлял там заказ на упаковки. И во дворе тюрьмы я его  "обнаружил и задержал"! - со смехом закончил Володя рассказ. Все смеялись. Лицо Нади просветлело.

         -  И отчество у Вас одно на двоих! Но мы ждем рассказы о легендах! - напомнила Надежда Константиновна.

         - Хорошо! Я коротко расскажу. У "совхозных" что-то не сложилось с раскладушками. Нам привезли деревянные щиты и попросили несколько дней спать на них. Все бы терпимо, но щиты стали ломаться. Мой, например. - нарисовал я картину тех дней.

        - День был дождливый и в поле мы не поехали. В один из  моментов, когда дождь прекратился, я вышел подышать. Рядом была аллея с портретами вождей, на железных щитах. - продолжал я рассказ

          - Портреты большие и очень хорошо нарисованные.  Так вот! Иду по аллее. Ветер налетал порывами. И вдруг щит с изображением идущего "Ильича"  оторвался. Не выдержал напора ветра.  Мне  едва удалось подхватить его. - вспоминал я.

         - Мысль пришла мгновенно. Я отнес щит к нам в комнату. Сделал из него шикарную лежанку. Мой прежний,  деревянный, пошел на ремонт сломанных. На следующий день приехал Володя. То есть Владимир Григорьевич. Мы оба устроились на довольно широком щите с Лениным.  - закончил я рассказ.

         - Все так! Но моральный аспект нас смущал. Мы всегда почитали вождя и это было неудобно : спать на портрете самого Ленина! Хорошо, что через пару дней кровати привезли. А щит с Ильичем мы установили на место и накрепко привинтили. - внес полную ясность Володя.

         - А с безменами так было.  Местные их настроили, чтобы они на 2 кг меньше показывали. То есть, показывают 15 кг, а на самом деле это 17-ть. Ну мы с Борисом это дело отрегулировали назад. - рассказывал Володя.

         - Не все безмены, а только нашей бригады и студенческой одной. Операция стала возможной, когда удалось раздобыть точно такие же.  Мы меняли совхозные на наши, потом обратно. - закончил историюо наших  "подвигах" я. *

         - Как интересно! Прямо триллер! Ну точно, как говорят: "Скажи мне, кто твой друг и я скажу тбе, кто ты!" - громко воскликнула Надежда.

         - Раз с нами Надежда Константиновна, непременно должен быть рассказ и о Владимире Ильиче! - смеялся я.

         Так прошла эта наша встреча. Эпизоды, которые вспомнили, ненадолго вернули нас в молодость. Они  пополнили список  историй о Володе.


Примечание.

*- подробнее о наших с Володей  "приключениях" см. Повесть  "Идиллии и Реалии".


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.