Не камень на шее

         
          "Мать приветная - ограда каменная",
          "Старых почитай, молодых поучай",               
          "Живи для людей, поживут и люди для тебя" (русск. пог.)

          Когда я  нашла их дом на улице Озёрной в Бишкуле - посёлке близ Петропавловска - и вошла, первое, что услышала, это громкий, повелительный окрик по-казахски:
          - Чай, пора чай пить! Эй вы там, давайте чай! – это мне понравилось.
          - Она? – спросила я встретившего меня сына хозяйки, разуваясь у порога.
          - Да, - ответил Сагандык, сухощавый сын Кайни Садвокасовны Алтайбаевой, долгожительницы. Я прошла в её комнату. Женщина сидела на своей заправленной с утра кровати совсем, как Будда – полная, красивая, белокожая, с унизанными кольцами пальцами и прямой спиной. За ней  возвышались четыре взбитых подушки, но в опоре она не нуждалась. Так и сидела в течение всего разговора – опрятно одетая, с прикрытыми одеялом коленями, в тёплом, если не сказать жарком помещении. Была поздняя весна, и уже можно было обходиться уличным теплом, но дети продолжали топить печь ради старой матери – она его любит. Невестка Райхан, жена Сагандыка, также приветливо встретившая меня, неожиданную, незваную гостью, рассказывает:
          - Прошло уже два года, как свекрови перевалило за сто лет. Это она вырастила нам двух дочерей – Асем и Арман. По обычаю, они и зовут её мамой, а меня, свою родную мать – Раей, так у нас, казахов, заведено. Вообще в казахских семьях детей  учат уважать старших, даже дорогу нельзя перейти перед человеком, если он старше тебя – надо уступить. Так что за свекровью ухаживаю, как за родной матерью. Да и как иначе? У нас говорят: «Как ты, так и тебе» - наши дети же всё видят. Я уверена, что и меня родные не бросят. Дочери помогают нам всячески, ведь бабушка их воспитывала. Чувствует мама себя неплохо, вот спит – неважно. Уже часа в четыре-пять утра она просыпается. Сначала посидит на постели, потом кричит:
           - Райхан, сколько времени?
           - Пять часов – отвечаю ей.
           - Ну, ладно. Кто дома?
           - Все.
           - Вставайте, печку топите, холодно!
           Мы с мужем встаём, начинаем возиться по хозяйству, а мама тогда снова ложится и спит до двенадцати. Потом  помогаем ей слезть с постели, умыться, одеться, постель ей меняем почти каждый день – как иначе, что люди скажут? Конечно, всё это нелегко, ведь так продолжается много лет… - Райхан немного задумывается, потом продолжает:
           - Сама она родила и вырастила троих детей. Когда наш отец умер, вышла замуж второй раз. У второго мужа была дочь Сара – и её вырастила, Сару Булатбекову. Девушка она оказалась очень грамотной, способной. Сейчас Саре семьдесят семь лет, живёт в селе Подгорном. Аппетит у мамы хороший, кушает всё – молочную лапшу, рисовую кашу, очень любит мясо, особенно бешбармак… Гречку не любит: "Не надо мне вашу чёрную кашу!" – говорит. Сама ухаживает за своими зубными протезами – моет их на ночь, чистит, утром надевает…
           Потом я поговорила с сыном Кайни, попросила рассказать  Сагандыка о матери и о себе. Сагандык – бывший милиционер, очень гордящийся тем, что работал «в органах». Вот что рассказал он:
           - Мама работала в колхозе поваром, пекарем, я тогда ходил в начальную школу. Отец всю жизнь работал сторожем. Потом я закончил десять классов, служил в Польше. Брат Шоп работал разнорабочим, а я – двадцать лет в милиции. Сестра работала медсестрой. Девичью фамилию матери? Нет, не знаю. Как звали деда, бабку? Тоже не знаю, у нас в семье про это не говорили, не вспоминали, а я и не спрашивал…
           Слушаю Сагандыка и смотрю на его очень субтильную фигурку – просто мальчик, не в маму, та крупная женщина - была. Как же он работал в милиции, задерживал преступников?..
           - А правда, что в милиции бьют людей? – спрашиваю его.
           - Правда! Приходилось иногда. Некоторые люди по-хорошему не понимают… - отвечает мой собеседник. А его мать-долгожительница прикрывает глаза от яркого света, наш продолжительный разговор начинает её утомлять:
           - Райхан, сколько времени? - спрашивает у невестки.
           - Пять часов.
           - Сагандык дома? Печку топите! – пощупав остывающую стенку печи, командует она. – Чай пора пить!
           К её кровати придвигают стол, готовятся кушать. Едят здесь все вместе, рядом с матерью, всей семьёй, хоть удобнее было бы на кухне - это тоже акт уважения к престарелой матери. Я досмотрела альбом с фотографиями, прощаюсь с хозяевами, с Кайни Садвокасовной, пожимая её тёплую руку, всю в серебряных перстнях, и желаю им здоровья. Райхан меня провожает.
           Выхожу, оглядываю усадьбу. Часть огорода вскопана, огорожена – там семья выращивает помидоры, огурцы, лук.
           - Животных мы теперь не держим, - объясняет хозяйка. – Чтобы держать корову, надо покупать три-четыре тонны сена, а оно стоит дорого. Да ещё дроблёнку, солому… Так что теперь у нас живут только две собаки, да кошка. Работаю я сейчас на почте – разношу телеграммы. Свекровь иногда пугается: «А вы не сдадите меня в дом старости?» Мы её успокаиваем, ведь об этом не может быть и речи.
           Попрощались мы за калиткой. Уходила я от небольшого домика на окраине села с приподнятым настроением не только потому, что мне передалась часть энергии и жизнелюбия моих новых знакомых, а оттого, что открылся ещё один секрет «столетников» - ни один из них не чувствует себя камнем на шее своих детей... А это очень важно!

           Прошло много лет с тех пор, как я познакомилась с этой семьёй.  Кайни уже нет на свете, как и её сына Сагандыка... Райхан жила вместе с дочерью и зятем - казахи своих не бросают, но теперь и её нет...

           Да, интересно складываются наши жизни, и как быстро всё меняется! Например - наши деды были неграмотны, работали землепащцами, скотниками и пастухами. Родители - малограмотны и низкоквалифицированны. А мы - всего третье поколение после революции, уже овладели большими знаниями, занимаемся научными изысканиями, открытиями, сами пишем книги!
           Вот судьба одной из внучек Кайни Садвокасовны - Асем. Она работает в Научно-исследовательском институте Сельского хозяйства, научным сотрудником. Находится он в её родном селе Бишкуль, которое теперь называется городом. Когда-то молодой специалист, её коллега, по национальности немец, был покорён красотой девушки, её умом и добрым характером, остался жить и работать здесь же, в Бишкуле. У них прекрасная семья, отличные дети, и теперь все они носят немецкую фамилию... Их дети пойдут ещё дальше, если... Ах, если бы ничего не мешало прогрессу, как далеко ушло бы человечество!..
          А возможность жить по-новому дают нам знания и упорство в их приобретении... И обязательно - МИР!..
         


Рецензии