Призрачное счастье 62 глава

     - Андрей? Подарки не забудь и цветы по дороге купить нужно. Поехали, - сказала Зоя Михайловна, первой выходя из дома.
     - Я бы мог и не ходить, поработал бы лучше. Что я на свадьбе не видел, - недовольно пробурчал Владислав Николаевич.
     - Мы и так редко в люди выходим. Ещё реже отдыхаем. Вот уедем через три дня и будешь работать в Африке, там точно не до отдыха будет, - ответила Зоя Михайловна.
     В Африке, она большей частью выполняла обязанности врача, хотя и мужу помогала в его научных трудах.
     Все вышли из дома и сели в машину, которую Андрей вывел на улицу. Он сложил в багажник красиво упакованные подарки - столовый сервиз, который выбрала Зоя Михайловна и постельное бельё для молодых. Закрыв ворота и калитку, Андрей сел за руль и проехав по своей улице, выехал на дорогу. Погода стояла солнечная, самое начало сентября, как говорили, бабье лето. Мария думала о дочери, ведь сегодня была и её свадьба, а рядом с ней ни одной родной души.
     - Может надо было поехать... дочь, всё-таки. Как она там одна, среди чужих людей... - думала Мария.
     Дарья, вместе с двумя соседками, с которыми она подружилась и которые помогали ей на похоронах её мужа, во дворе, перед домом, накрыли столы, рассчитывая на шестьдесят человек. Василий огородил пространство белым материалом, провёл свет, вкрутив две большие лампы. Женщины, вместе с Дарьей, очень постарались, в ожидании гостей, красиво оформили столы, напекли и пироги и сладости, нажарили беляши, сделали разные салаты, на столе стояли и разнообоазные фрукты.
     Дарьи не было видно и когда Зоя Михайловна вместе со своей семьёй подняли в квартиру, дверь была открыта настежь. Владислав Николаевич подниматься не стал, он прошёл к столу и сел с краю. Дарья была в квартире и вышла им навстречу.
     - Приехали? Как хорошо, а какие вы красивые! Проходите, скоро гости начнут подходить, - радостно говорила она.
     Зоя Михайловна взяла из рук сына подарки и протянула Дарье.
     - Поздравляем со столь радостным событием в твоей жизни, Дарья. Счастья молодым, много детишек и домашнего уюта. Прими от нас эти скромные подарки, - обнимая Дарью, сказала Зоя Михайловна.
     - Спасибо большое. Как приятно... - смутившись, ответила Дарья, взяв из рук женщины большие свёртки и проходя в комнату.
     - Мария? Цветы невесте дашь, - обернувшись, сказала Зоя Михайловна.
     - Может сразу во двор выйдем, гости дорогие, я вас за стол усажу, - вернувшись из комнаты молодых, где она сложила подарки, сказала Дарья.
     - А Виктор с Сонечкой ещё не пришли? - спросила Мария.
     - Наверное, скоро будут. Вы первые пришли. Подруги невесты, друзья Василия придут, с моей работы несколько человек, соседи, ну что, пошли?  - приглашая гостей выйти во двор, говорила Дарья.
     - Может помочь тебе? - спросила Мария.
     - Да нет, столы готовы, горячее у соседки на плите варится. Сейчас только кур вынесут, они пока в духовке. Ты сегодня очень красивая, Мария, - сказала Дарья, стоя перед гостями.
     - Это всё Зоя Михайловна, её заслуга. Но и ты потрясающе выглядишь, Дарья. Никогда тебя такой красивой не видела, - улыбнувшись, ответила Мария, разглядывая подругу.
     Дарья была в тёмно-сиреневом платье, с цветным, шёлковым шарфом на шее. Видимо и она решила сходить в парикмахерскую, так как сама так красиво свои волосы она бы не уложила. Дарья никогда не зацикливалась на своей внешности, правда, каждое утро подкрашивала глаза и губы, подводила брови, пудрила лицо. Это просто вошло в привычку. Но сегодня, она выглядела по-другому, особенно нарядно и красиво.
     - Так ведь свадьба сына не каждый день бывает. Я и пошла с утра в парикмахерскую, - лукаво улыбнувшись, ответила Дарья.
     - И правильно сделала. А как Митя, у него всё ладно? - спросила Мария.
     - Учится. Прислал телеграмму, брата поздравил, соскучился, пишет, - ответила Дарья, тяжело вздыхая.
     - И пусть учится, глядишь, лётчиком будет. А ты к нему ездить будешь. Улыбнись, на тебя гости смотрят, - улыбаясь и сама, сказала Мария.
     - Подумали, дома тесно будет, вот и накрыли столы во дворе, но вроде, всем места хватит. Василий так решил, сказал, в доме тесно будет, да и молодёжь танцевать захочет, - сказала Дарья, меняя тему.
     - И он прав, зал у тебя большой, конечно, но во дворе просторней, всё пройдёт хорошо, - ответила Мария.
     Вскоре, пришли Виктор с Сонечкой, которой оставалось до родов два месяца. Она надела цветное платье, расклешённое почти от плеч, распустив свои длинные, чёрные волосы, Виктор надел чёрный костюм. Они поздоровались со всеми, Мария обняла сына и Сонечку, сказав, что та хорошо выглядит. Виктор отдал Дарье большой свёрток и огромный букет. Она занесла всё в комнату молодых и вышла к гостям. Следом пришли и Стас с Лидой.
     - Ну что, пошли? Пора и за стол садиться. Скоро молодые приедут, по городу гулять поехали, после ЗАГСа решили погулять, - сказала Дарья.
     Во дворе уже собрались гости, Дарья подходила к каждому из них, здоровалась и приглашали к столу. Многие давали ей конверты с деньгами. Увидев это, Зоя Михайловна подумала, что и им нужно было дать деньгами.
     - Сами бы и купили то, что необходимо, - прошептала женщина, садясь за стол.
     Вскоре, послышались сигналы машин, извещая о том, что едут молодые. Быстро стемнело, но большие лампы, освещали всё вокруг. Соседская ребятня радостно бегала во дворе. Василий пригласил своих друзей, которые организовали ансамбль из четырёх человек. В те годы только-только создавались музыкальные коллективы. Ребята пришли со своими инструментами, бас и соло гитары, ударные и аккордеон. Они заняли в углу площадку и играли знакомые и модные в те годы мелодии из песен и сами пели.
     При приближении чёрной Чайки, в которой ехали жених и невеста, все гости поднялись и зааплодировали. Василий вышел первым из машины и подал руку своей невесте. Следом, подошли подруги невесты и друзья жениха. Лампы освещали всё это действо, молодые подошли к Дарье за благословением, она держала в руках каравай на рушнике и в солонке соль. Проведя обряд, она поцеловала сына и невестку, затем молодые прошли в центр стола и сели. В общем, свадьба прошла шумно и весело, гости поздравляли молодых, желая им счастья, много добрых пожеланий прозвучало в тот вечер. Шумно веселясь, гости ели, пили и конечно, танцевали. Даже Зоя Михайловна, в приподнятом настроении, выплясывала русскую кадриль. Не танцевал, кажется, только Владислав Николаевич, но плотно поев, с интересом наблюдал за всеми гостями. Поесть вкусно, мужчина любил. Где-то часов в десять вечера, в самый разгар свадьбы, Владислав Николаевич поднялся из-за стола и попросил Андрея отвезти его домой.
     - Пап, посиди немного, весело же. Вместе и уедем, - возразил Андрей.
     - Ты знаешь, я быстро устаю от шума. Поработаю лучше дома, в тишине, - сказал Владислав Николаевич.
     - Ладно, ну тогда и Мишутку забери, ему спать пора. Он хорошо поел и спать хочет, еле сидит, - сказал Андрей.
     Андрей отвёз отца и сына и не заходя в дом, быстро вернулся назад.      
     Владислав Николаевич отвёл внука сначала в туалет, затем в его комнату.
     - Ну всё, Мишутка, раздевайся, пижаму свою надевай и ложись спать. Дед работать должен, - сказал Владислав Николаевич.
     - А мама когда придёт? - спросил Мишутку.
     - А папа за ними поехал, скоро и они приедут, - ответил Владислав Николаевич.
     Мишутка разделся, надел пижаму и лёг, попросив деда включить настольную лампу и не закрывать дверь.
     - Я, конечно, включу и лампу, и дверь открытой оставлю... но, Мишутка, ты уже взрослый, а мужчины ничего не бояться. Да и нечего своего дома бояться, ведь когда ты вырастешь большим, ты будешь хозяином этого дома. Ладно, спокойной ночи, спи, - сказал Владислав Николаевич, поцеловав внука и выходя из его комнаты.
     Малыш задумался о словах деда, не совсем поняв их смысл.
     Гости со свадьбы стали расходиться заполночь. С возгласами, проводили молодых до подъезда, но долго ещё сидели за столом, правда, остались только самые близкие. Соседки стали убирать со столов. Наконец и Зоя Михайловна встала, к ней подошли Мария и Андрей.
     - Ну что, поехали и мы домой. Пора и честь знать. Весёлая была свадьба, так хорошо я давно не отдыхала, аж ноги гудят от плясок, - засмеявшись, сказала Зоя Михайловна.
     Попрощавшись с Дарьей, Мария подошла к Виктору и Сонечке.
     - Может вас довезти? Не тяжело будет идти? - спросила она, посмотрев на припухшие ноги Сонечки.
     - Мне полезно пешком пройтись. Ноги отекают, ни одна обувка не лезет, вот, тапочки купила, на два размера больше, - приподняв ногу и показывая тапок, сказала Сонечка.
     - Ты к врачу ходишь? Вовремя посещать врача нужно, - спросила Мария.
     - Ну да, по графику хожу. Ладно, всего Вам доброго. Мы пойдём, утром Виктору на работу, нужно рано вставать. Вы совсем редко заходите, - сказала Сонечка, посмотрев на Марию.
     - Времени совсем не хватает. Как белка в колесе кручусь. Хорошо ещё, машина есть, утром Андрей нас отвозит, сына в садик, меня и родителей на работу. Вечером, Зоя Михайловна Мишутку забирает, а я бегом в институт. Прихожу поздно, на завтра поесть готовлю, иначе никак. Ладно, идите уже, ты едва стоишь. В воскресенье приходите, ты же постоянно дома, Сонечка, заходи к нам, - сказала Мария.
     Попрощавшись с ней и с сыном, Мария пошла к машине, где её ждали муж и свекровь. Приехав домой, усталые, все быстро переоделись и ушли по своим спальням. Мария прежде зашла проведать сына, укрыв одеялом, она поцеловала его и вышла, не закрывая дверь его спальни. Пока она ещё и ополоснулась в ванной, потом зашла в спальню, Андрей уже спал. Улыбнувшись, она разделась и легла рядом с ним. Он спал, как обычно, на животе, повернув голову к ней. Мысли Марии возвращались к Ольге.
     А свадьба Ольги прошла в ресторане, с множеством гостей, которых Ольга и видела впервые. Свадьба по тем временам была богатой и роскошной, но как бы сказала Мария, более чем холодной и помпезной, неуютной, что ли. Тогда как свадьба сына Дарьи, прошла весело, по-свойски тепло и радостно. Ольга позвала на свою свадьбу двух своих однокурсниц, с которыми, впрочем и не дружила, а девушки пришли, пришли, скорее, из любопытства. Невеста, в роскошном платье, с диадемой на голове, с букетом белых роз, казалось и не волновалась. Сергей с восхищением смотрел на неё.
     - Ты такая грустная, что-то не так, дорогая? - спросил он её.
     - Всё хорошо, Серёжа. Я в порядке, - сухо ответила Ольга.
     Она всё же надеялась, что её мама приедет на свадьбу, но Мария не приехала. Ольга злилась на мать, особенно, когда отец Сергея спросил, почему не приехала её мама.
     - Путь не близкий, у меня маленький братик, видимо, оставить его было не с кем, - ответила Ольга.
     - Ну, в крайнем случае, могла бы и с сыном приехать, это всё-таки твоя свадьба, - не понимая, почему мать не приехала на свадьбу своей дочери, недовольно сказал Юрий Алексеевич.
     Почти весь вечер, Ольга едва держалась, чтобы не заплакать. Она обвиняла мать в чёрствости, в бездушии, находила разные слова, но почему-то не подумала о том, что и сама виновата, что обидела мать. Только когда в середину зала пригласили молодых на танец, Ольга расслабилась, решив не думать о матери.
     Прошло три дня, вещи для отъезда в Африку были сложены и два чемодана стояли под навесом, на крыльце дома. Зоя Михайловна и Владислав Николаевич должны были доехать на поезде до Москвы, а из Москвы улететь в Африку. Они уезжали вечером, поэтому Мария постаралась прийти в этот день пораньше. Она быстро приготовила ужин, все поели и Зоя Михайловна первая встала из-за стола.
     - Пора. Ничего не забыли? - сама себе сказала женщина.
     В дорогу, Дарья испекла для Зои Михайловны и Владислава Николаевича пирог с мясом и грибами. Пожарила беляши и прибежала проводить супругов. Зоя Михайловна безмерно была ей благодарна. Мария поставила в духовку курицу и пожарила к ней картошку. В термос заварила им кофе, Андрей купил по дороге булку хлеба и батон на завтраки.
     На станцию, ни Мария, ни Дарья не поехали, Зоя Михайловна не позволила, сказав, что долгие проводы - лишние хлопоты и слёзы. Женщина простилась с невесткой и Дарьей, которая вызывала в Зое Михайловне уважение, дома, крепко обнявшись с ними и шепнув Дарье на ухо:
     - Прошу тебя, присматривай за ними. Волнуюсь я за них.
     Дарья кивнула головой.
     - Обещаю, не волнуйтесь. Себя берегите, Зоя Михайловна, - ответила она.
     Зоя Михайловна долго обнимала Мишутку, и целовала его пухлые щёчки.
     - Больше всего буду по тебе скучать, родной. Ты же мой сладкий. Мария, не забывай за учёбой и работой вовремя кормить ребёнка и вовремя укладывать спать, - не оборачиваясь, сказала Зоя Михайловна.
     Наконец, она с мужем вышла из дома, Андрей уже сложил чемоданы в багажник и закурив, ждал родителей во дворе.
     Следом вышли Владислав Николаевич, Дарья с едой на дорогу и Мария за руку с Мишуткой. Обернувшись на них, Зоя Михайловна села в машину, на заднее сидение, Дарья передала ей сумку с провизией. Владислав Николаевич сел вперёд, рядом с сыном. Андрей открыл ворота и сев за руль, выехал на улицу. Мария закрыла за ними ворота и выбежала на улицу. Ей не хотелось, чтобы они уезжали, она искренне привязалась к ним, к Зое Михайловне, такой неординарной, умной и прямой, к Владиславу Николаевичу, добряку и трудоголику, любившему свою работу. Мария стояла и смотрела вслед уходящей машине и в ту минуту даже не предпологала, что совсем скоро её жизнь изменится.


Рецензии