Жить, не растрачивая себя по-пустякам

                Посвящается фотокорресподенту газеты А. Келлер в 90-е годы

            
(Из заметки фотокорреспондента газеты «Знамя коммунизма» А. Келлер):
«Я родился в 1958 году в селе Мерке. Мои родители приехали с Поволжья - отец Карл Keллeр и мама Лидия Готтфрид с рабочей семьи. Приехали в село Мерке жить и поднимать своих детей. Купили маленькую землянку, а потом построили свой дом и стали жить как и многие другие. Oтец работал на Автобазе плотником, а мама - продавцом  в общепите, растили сына Александра и двух дочерей: Марию и Лиду». 
Автобиография Александра Келлер в основном схожая с тогдашней молодежью. Но, легкий на подъем, с постоянной искоркой в глазах, любовь к жизни и ко всему живому, подкупает читателя своим неуемным интересом ко всему, что делается в стране.
Саша родился в 1958 году в селе Мерке Джамбулской области. Его детство и юность проходит быстро, интересно, а главное, с пользой для себя. Сестра выходит замуж и ее муж дарит ему фотоаппарт «Зоркий». Его, еще мальчишкой, заинтересовало это хобби и, сам того не зная, превратило это хобби в профессию, которая его кормила всю жизнь в казахстанских степях. Он делал снимки и в школе и дома, его одноклассники были постоянными клиентами. Но детство быстро прошло, десятилетку окончил в 1975 году в школе им. Саввы Nr: 9.
В 1975 году поступил в прoфессионалное техническое училище N:10 в г. Рудном. Закончив училище он стал работать разъездным фотографом Меркенского Быткомбината. Собирая опыт, Александр фотографировал в школах, детских садах  и предприятиях.
В 1976-78 годах служил в армии в Белоруссии, где получил звание «сержант». И там пригодилось его знания фотомастерства. Он иногда делал фото для стендов «Отличники службы» и своим сослуживцам в личные дембелевские фотоальбомы. Он вспоминает те годы службы с живым трепетом: в 1977 в армии случилось ЧП. Один солдат с соседней части совершил побег. До этого он стрелял с автомата Калашникова в одного офицера, но тот он остался жив.  Сослуживец как раз был в наряде, когда узнал, что его девушка ему изменила. Мы всей командой искали его - он был вооружён, представлял опасность для окружающих. Примерно через 24 часа мы его нашли – грязного, изнуренного нервными срывами. Видно, импульсивный был характер у этого человека».
 Ему предлагали после службы остаться в Москве, ведь в 1980 году требовались различные специалисты на строительство олимпийского центра, но он поехал домой, помогать родителям в их сложной судьбе. После армии Александр Келлер в 1978-1980 работал фотографом в Доме Быта с. Мерке. Тогда помог Александру руководитель фотоателье Комбината Бытового обслуживания - А. Шпехт: словом и делом.   
А. Келлер снимал передовиков производства, делал снимки семейные и личные, был почетным работником службы Быта. Там и познакомился со своей супругой Эллей Фендлинг, она работала бухгалтером в Плодовоягодном Совхозе (Винсовхозе). В октябре 1979 он женился. Теперь у них четверо детей, как говорится: два сына (Алекс и Евгений) и две лапочки – дочки (Лилия и Ольга). Через год Александр работал уже заведующим Фотоателье на станции Мерке.
Вот как вспоминает А. Келлер сюжеты своей работы, которые стали потом основополагающим звеном в его профессии: «Однажды заходит молодой интеллигентно одетый человек и как обычно говорит: «Мне нужно фотографии на паспорт - срочно!» Произведя съёмку, я сделал несколько непроизвольных съёмок и попросил его прийти после обеда в 15 часов. Затем сделав заказанные фотографии, я занялся готовить для Казахской Свадьбы пригласительные билеты. Нo ровно в 15 часов стоял клиент в прихожей ателье и протягивая квитанцую спросил - заказ готов? Отдав его фотографии, я ему предложил фото, которую я произвёл дополнительно. Тот удивился, но забрав её, он ушел, но через некоторое время, вернувшись, он спросил: «Не хотел бы я работать в Газете?» Это был редактор сельской газеты "Знамя Коммунизма" Анатолий Николаевич Деридович. Я сказал, что мне надо подумать. Нo он убедил меня, что я могу не только для одного человека делать снимки, но для всех жителей Мерке сразу. На то время они с женой имели одного сына Женю и постоянный, твёрдый заработок был мне и моей семье очень нужен, и я, поколебавшись, согласился».
В 1980-1988 Александр Келлер стал работать фотокорреспондентом в районной газете "Знамя Коммунизма". Здесь он показал себя на высшем уровне, работал с душой, с уважением к людям, к тому простому народу, что трудились на полях, в животноводстве, в школах и во всей трудовой жизни села Мерке. Уже поменялось 3 редактора, месячной нормой было сделать 33-38 снимок (но делал 150 фотографий, и бесплатно!), все делалось на голом энтузиазме, но с гордостью, что кому-то нужен, что не зря хлеб жует. За это хвала и уважение ему, Александру Келлер!
Он очень привязался к коллективу и благодаря своей работе, у него было много знакомых и друзей, хотя было и нелегко. Александр с грустью вспоминает те годы, когда приходилось делом доказывать, что совесть чиста и не подлежит реалибитации. «Не забуду, как на меня натравливали КГБ, говоря о том, что я засланный немец в редакцию, что я ворую Буквы и печатаю листовки. Но после отвратительных бесед они понимали, что это ложь и клевета. За это время с 1980 до 1988 я побывал и у чабанов зимой в песках с ночевой по 3-4 дня (там ловил вшей и простывал), но я очень полюбил свою новую профессию, я видел много добрых и счастливых семей. Пусть я не пахал на трaкторе и не возил с уборки хлеб или свеклу, но по-своему я был рад, что я нужен обществу. Я не раз слышал в автобусах: "Смотрите, это же наш фотокорреспондент местной газеты, фотографии которого вчера были опубликованы о не порядках или нечистоте на заводах и улицах нашего села"; или «Смотрите, это же наш фотокор сделал снимки моего соседа – передовика токарного дела»; или учительница, водитель, чабан, доярка… -  передовики, которые были на страницах газеты… В душе я был им благодарен за признание моего труда! Я понимал истинную пословицу: "где родился, там и пригодился!" Скороу нас в семье родился второй сын Саша, а ещё через 5 лет родились две дочки - Лиля и Оля (двойня). Я очень благодарен моей жене Ельвире за её отношение и понимание ко мне и моей работе, ведь я частенько бывал на выездах для создания следующего фоторепортажа, который должен был быть уже завтра у читателя на столе».
«Однажды, - вспоминает он далее, - в 1986 году в районе была засуха и по заданию Райкома я, редактор и двое представителей с Райкома выехали на Долину Кара-Кистак, для того, чтобы рассказать через газету о том, что кормов и трав в районе достаточно (показать чабанам достаток кормов, чтобы они не боялись). Добравшись до чабанского стана одного из колхозов на двух Уазиках, мы, коротко перекусив, вошли в конюшню, где я сделал несколько снимков для газеты. В это время я неожиданно получил в дар скакуна. Конюх сказал на ломоном русском языке: "Молодому джигиту - молодого жеребца!» Я сказал в благодарность: «Да, вы правы»…
«На лошадях надо было ехать дальше, но я совсем не умел. Но взобравшись на лошадь, мы поскакали вперед и так проскакали 22 км по горам. Я научился ехать на лошади: глаза боятся, руки делают. Я произвёл множество снимков и повидал замечательную природу, озёра, флору и фауну и добрых, гостеприимных людей, которые угощали нас кумысом и пловом. Но меня поразила точность и изящество лошадей - как они точно ступают ногами между камней на гору или с горы через воду, не разу не споткнувшись, держа определённую дистанцию. Проехав верхом 15 км, я очень устал и в добавок уже темнело… Падая с моей лошади, я думал только о том, как бы не повредить фотокамеру. Вернувшись поздно ночью все сели в юрте на ужин, только я неожиданно попросил водки и какого - нибудь варенья с чёрным чаем. Размешав это в стакане, я выпил и, наверное, через 5 минут я уснул от усталости. Проснувшись около десяти утра, я спросил у хозяйки юрты - где все остальные. Она сказала, что все уехали ещё ночью обратно на лошадях  домой, и предложила мне чай и баурсаки. У меня было время хорошо осмотреть место качёвки чабана. Я увидел реку, которая переливалась на солнце, поля, зеленеющие вдали и стелющийся ковыль… Подойдя ближе, я увидел множество рыбы (Форелли), мне казалось, что её можно потрогать руками (чистая вода и не пуганная рыба, дикие заросли)… Мне показалось, что я нахожусь на земле, где не ступала нога человека.
Через некоторое время подъехала машина "Урал", подвозя комбикорм к юрте, на которой мне предстояло ехать домой. Водителем был молодой парнишка с нашей Автобазы. Разговорившись, я не заметил, как мы стали спускаться по узкой дороге, которая вела серпантином только для одной машины (узкоколейка). Он рассказал случай, что когда-то произошел случай: молодой водитель спускался на машине по серпантину дороги (вёз пожилого аксакала в село), как вдруг отказала коробка передач и машина покатилась по откосу вниз. Водитель крикнул старику: «Прыгай, быстрей прыгай, прыгай… Но старец не понимал, что он хочет. Тут водитель открыл дверь и вытолкал его, а сам не успел… Машина вместе с водителем полетела стрелой вниз… Мы задумались на мгновение… Посмотрев в окно машины, я увидел около десяти комбайнов, несколько косилок, и ещё дополнительную технику, которую уже невозможно определить, так как были далеко в пропасти. Мне стало не по себе. Добравшись до дома, был создан огромный репортаж. И чабаны стали кочевать на эту долину. Благодаря нашим стараниям сохранилось поголовье скота в районе, естественно и сдача шерсти, мяса...»
«За работу в показе о жизни и трудовой деятельности села Мерке и Меркенских рабочих и животноводов я получил наградные часы и различные Грамоты. А когда в 1988 году у нас в семье появились еще две дочки, я и моя жена Элля, а также наши дети оказались на странице нашей родной сельской газеты под заголовком " Родился человек", газета которую я сохранил до сегоднешнего дня. Она мне очень дорога».
Наряду с этим он работал еще руководителем фотокружка в Доме Пионеров. Это было удивительным временем: учить детей фотомастерству!
В 1988 -1990 он решил повысить свой уровень трудовой деятельности и устроился руководителем (экскурсоводом) туристических груп в Турбюро села Мерке. А. Келлер ездил с групами в города: Фрунзе, Ташкент, Алма-Ату, на озеро Иссык-Куль, Самарканд, Бухара, Джамбул, Луговое (Конезавод), Меркенский Пансионат (недалеко от Санатория Мерке). Сколько он перевидел, сколько было знакомств с людьми, а сколько воспоминаний и только позитивные впечатления. Разные люди окружали семью Келлер, и хотя Саша понимал, что меркенский народ очень добрый и трудолюбивый, и природа замечательная, но, к сожалению, жизнь диктует своё и немецкому народу следует переехать на свою историческую родину. 
В 1990 году переехали всей семьей в Германию. Перед отъездом продавали свои нажитые ценности, а также машину «Жигули». Машина была уже продана, как приехали домой трое турков и стали им угрожать: «Продай нам машину, иначе ты не довезёшь свою семью до Германии». И только когда Александр достал ружьё и выстрелил в воздух, предупредив, что следующий выстрел последует в одного из них - они поспешно удалились.
И все же они переживали всю дорогу до Германии. Даже в Москве столкнулись с трудностьями: на ЖД вокзале к ним стали приставать люди и хватать детей со словами - мы вас довезём до "Гостиницы Омипиарейзен". Они не соглашались, ведь в Мерке сказали, что брат одного из тех людей, что угрожали им, работает в поезде «Фрунзе – Москва» проводником. Уже потом в гостинице Омипиарейзен" сказали, что это была мафиа и что им ещё повезло. Ну, наконец, все трудности кончились.
 Сейчас живут на юге Германии в г. Баден Вюртемберг. А. Келлер работает на заводе «Hymmer" Wohnmobil» - фирма по выпуску жилых и передвижных вагончиков с прицепом для автомобилей. Здесь сделал А. Келлер то, что должен был сделать каждый мужчина – выстроил небольшой дом с небольшим садом, вырастил и поставил на ноги четверых детей, которыми он очень гордится, а недавно они стали дедушкой и бабушкой – родилась внучка Анжелина.
В заключении Александр говорит: «Я очень рад, что мой труд дарил людям радость, память, которая сохранится на всю жизнь. Хочется всем Меркенцам сказать салам, привет, халло и поблагодарить за помощь в совместной работе. Всем добра, здоровья и счастья!»
Как расценить жизнь Александра Келлера и его семьи? Все, что сделали, успели сделать – все на благо народа!


Рецензии