ЕГЭ был, есть и будет!

       В этом году исполнилось 20 лет с момента появления Единого государственного экзамена. Сначала как экспериментального варианта в некоторых регионах страны, а с 2001 года уже охватившего все школы России.
      У правительства есть важная причина поддерживать этот экзамен: именно так создается рычаг управления вузами и обществом в целом. Всё началось в 1999 году. В то время большинство заводов закрылось –  рабочие стали не нужны. В связи с этим профессионально-техническое образование было основательно подорвано. И теперь почти все выпускники  пошли  в институты, академии и университеты, число которых увеличилось. Количество абитуриентов  превысило количество имеющиеся мест в учебных заведениях, вузы требовали финансирования и «съедали» много денег. Выпускаемые специалисты были не нужны в таком количестве. В 2001-ом году и появилась идея создания ЕГЭ, который стал неким «краном для перекрытия кислорода» университетам. Осталось только дать сложные задания, а потом установить проходной балл повыше  –  ведь все в руках государства. Поэтому правительство «вцепилось» в ЕГЭ и до сих пор не отпускает.
      Для выпускников одиннадцатых классов Единый государственный экзамен не просто проверка знаний, которые они получили за одиннадцать лет в школе, а нечто большее. Это судьбоносное событие, от которого зависит поступят ли они в те учебные заведения, в которые стремятся, приобретут ли профессию, которой хотят посвятит свою жизнь. Наметилась нерадостная тенденция – ЕГЭ по многим предметам каждый год усложняют и добавляют новые обязательные дисциплины.
     Поэтому сдача экзаменов превращается в сильнейший стресс. На выпускников оказывается сильное давление и со стороны учителей, которые готовят к экзамену, и со стороны родителей. Ведь любой экзамен – это лотерея, так и в случае с ЕГЭ.  Каждый год появляются новые задания, экзамен меняется и усложняется: так называемый «порог» его прохождения становится выше. Но и проходные баллы в университеты тоже не остаются неизменными. Ни один педагог или репетитор не может дать стопроцентной  гарантии, что ученик освоит весь объем знаний, который включает экзамен по данному предмету.
    Многие уверены, что экзамен не дает объективной картины знаний ни по одной из учебных дисциплин. Об этом же говорили участники массового опроса: «натаскивание, а не обучение»; «для сдачи ЕГЭ не нужны глубокие знания». Однако, отвечая на вопрос, к чему стремятся педагоги в школах – к тому, чтобы ребенок получил больше знаний или чтобы он лучше сдал ЕГЭ, – родители школьников чаще выбирают первый вариант ответа. То есть их личный опыт показывает, что обучение в условиях подготовки к единому госэкзамену все же не мешает получению знаний.
   Также, по словам психологов, которые проводят анализ выполнения заданий, значительную часть ошибок выпускники допускают не из-за недостатка знаний, а из-за волнения и неумения контролировать свое состояние.
    Родители являются серьезным источником стресса. Это заключается в том, что они «накручивают» детей, говоря, что вся дальнейшая жизнь зависит от этого экзамена, полученных на нем баллов. Их волнение можно понять, но стоит учесть, что тревожные родители невольно вредят ребенку во время подготовки к экзамену. И это ведет к постоянному угнетению. В итоге, когда выпускник приходит на экзамен, забывает всё, что знал, и проваливает его. 
     Но выпускникам каждый год приходится ждать преобразований. Ведь внести изменения в ЕГЭ по многим предметам обещают после анализа результатов 2020 года. Вопросы о ЕГЭ, по сути, адресованы Ольге Васильевой, возглавляющей министерство просвещения. Из её выступлений становится ясна официальная позиция: ЕГЭ выступает эффективной системой проверки качества полученных знаний. Отменять такие испытания пока никто не собирается.

Анна Зайцева, 16 лет
Студия «Молодые голоса»


Рецензии