Нищий духом о сотворении богов
Нищий духом сказал: «Однажды, я спросил Диотиму: «Знаешь ли ты, откуда пришёл на Землю бесчисленный сонм богов, которым поклоняются народы и племена? И почему эти боги так жестоки, мстительны и кровожадны?».
Диотима ответила мне: «На заре времён, когда порабощённый грехом человек, отвернулся от Бога, он сказал в сердце своём: я сотворю себе богов по образу моему и по подобию моему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею. Я же стану господином богов моих и буду повелевать ими, как Бог богов. И сделаю себе имя, и царство моё пребудет вовеки.
И сотворил человек богов и наделил их всеми страстями и похотями развращённого сердца своего. И вот явились перед ним боги грехов его: боги гнева и человекоубийства, воровства и блуда, мщения и войны, беспощадные демоны алчущие кровавых жертв, чудовища, скрывающиеся во тьме и насылающие ночные кошмары и гибельный мор. И столь ужасны были сотворённые им боги, что в страхе затрепетала душа его, и не устоял человек в силе и покорился созданиям своим, и стал рабом их.
И сказал человек: «Вот, я сотворил многоликую тьму и, чтобы она не пожрала меня, буду приносить в дар ей первородных от крови моей, и от стад моих, и от плодов земли моей, и не коснётся меня зло». Так сказал себе человек и сложил алтари для принесения жертв богам своим, и стали все мысли и помышления сердца его зло во всякое время. И растлилась земля, и умножились злодеяния, и возрадовался диавол, увидев сколь велико развращение человеков.
И сказал древний Змий: «Вот, кривыми путями бежали они от Отца своего, ради служения сотворённым богам, уловив себя в сети своего безрассудства. Воистину, нет безумцам спасения! Я соберу великую жатву и брошу мириады погибших душ в бездну огня!».
Но, милосердный Отец послал Сына Своего, чтобы сокрушил Он алтари ложных богов и освободил человеков от рабства тьмы и указал прямой путь, ведущий к Отцу, чтобы блудные дети смогли вернуться домой».
Свидетельство о публикации №219112401429
Написано хорошо и логично. С интересом прочитал.
Возникновение в текущей цивилизации «федераций богов» со своими иерархиями и переход к единому Богу можно интерпретировать очень по–разному.
Приведу только одну из возможных других интерпретаций. Свойства нашего биологического вида и личные особенности каждого человека, отражаются во всем, что делают люди. У наших далеких предков была развита удивительная способность: «оживлять» все вокруг себя. Солнце, луна, камень, озеро, дерево … были для них живыми и везде жили свои духи. В каждом племени существовали люди, которые лучше остальных умели взаимодействовать с духами. С развитием цивилизации способность «оживлять» всё вокруг у людей уменьшалась, зато у них развивались рефлексия и абстрактное мышление, а вместо духов стали появляться общие боги. А у любых богов всегда должны быть свои жрецы. Кем были или что олицетворяли эти боги? – дискуссионный вопрос. Дальше произошел переход к единому Богу. Если раньше во всех мифах Боги создавали мир из чего-то, то единый Бог создает мир из ничего. То есть совершенно другая картина мира, требующая иного уровня абстрактного мышления. Конечно, и у единого Бога тоже сразу появились свои служители.
На мой взгляд, мы очень мало знаем о начале человеческой истории, чтобы делать какие-нибудь уверенные выводы о "сотворении богов". Но можем констатировать, что «посредники» между людьми и богами есть всегда.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.03.2024 14:40 Заявить о нарушении
Одушевление природных явлений – один из способов возникновения в сознании людей (не только древних) феномена сонма богов. Другой - обожествление людей (героев, предков, властителей и т. д.). Третий, самый сомнительный, с точки зрения рацио, – непосредственный контакт с реалиями духовного мира. Я придерживаюсь мнения, что все три способа имели место быть в зарождении политеизма.
Что же касается монотеизма, то культ Единого Бога, на мой взгляд, предшествовал многобожию и является древнейшей формой религии. Например, это чётко прослеживается в самой ранней книге Ветхого Завета - Бытии, где Единый Бог Адама, Ноя и Мелхиседека предшествует и язычеству, и загадочному Богу Авраама и Моисея, с которого якобы впервые и началось почитание Единого Бога.
Я не думаю, что человеческое мышление эволюционировало от примитивных форм к более сложным. Да и язык древних философских, астрономических и математических текстов, свидетельствует далеко не в пользу теории эволюции абстрактного мышления.
Антропологический принцип в описании духовных реалий, конечно же доминирует, иначе и быть не может, однако имеется существенная разница между подлинным духовным феноменом и ложным, рождённым человеческим воображением. Материалисты отрицают саму возможность духовных явлений, считая их только эпифеноменами высшей формы материи (человеческого сознания). Теисты настаивают на реальности духовного бытия, способного открываться человеку через теофанию и чистое умственное созерцание. Спор древний и логически не решаемый.
А с тем, что, увы, "мы очень мало знаем о начале человеческой истории" я совершенно согласен.
С наилучшими пожеланиями!
Лео Корсо 21.03.2024 16:08 Заявить о нарушении
Возможно. Но тогда возникает большое искушение попытаться все объяснить гипотетическим контактом между двумя цивилизациями с принципиально разным уровнем развития. Например, выжившие после глобальной катастрофы представители высокоразвитой цивилизации сохранили часть технологий и культ Единого Бога. А другая более отсталая цивилизация восприняла их, как богов. Но мы не поддадимся искушению).
«однако имеется существенная разница между подлинным духовным феноменом и ложным, рождённым человеческим воображением»
Очень интересно узнать: в чем она, на ваш взгляд, состоит?
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.03.2024 18:22 Заявить о нарушении
Разница в том и заключается, что есть подлинные духовные феномены,как результат вторжения в физический мир мира духовного, и ложные, рождённые человеческим воображением, а порой и обманом. Как пример подлинных, можно привести явление сатаны Иисусу, постящемуся в пустыне, или явление апостолу Иоанну мужа "подобного Сыну Человеческому", на острове Патмос, и множество других. Здесь не станем углубляться в тему различия между демоническими и божественными реалиями. Ложные же феномены, это галлюцинации, видения, голоса, иллюзии и прочие сугубо психические явления, а также просто лживые выдумки.
Проблема в том, что не существует однозначного объективного критерия, для чёткого определения подлинности духовного феномена и разум далеко не всегда способен понять, с чем имеет дело: с плодом воображения, болезни, обмана или действительно с проявлением духовной реальности. Но и установив, что это подлинный феномен, даже духовно опытный человек нередко затрудняется в понимании его источника, то есть, исходит он от Бога или от лукавого. Вот почему православным, чтобы они не впали в прелесть, церковь рекомендует критически и трезво относиться к любым чудесам.
Всего доброго!
Лео Корсо 21.03.2024 21:33 Заявить о нарушении
У православной церкви разумный подход к "чудесам". Мозгу человека все равно с какими объектами иметь дело: реальными и воображаемыми. А вот то, что не существует однозначного объективного критерия, для чёткого определения подлинности духовного феномена, не есть хорошо. Сейчас человечеству он бы особенно пригодился.
Всех благ и удачи!
Александр Галяткин Юлия Фадеева 21.03.2024 22:39 Заявить о нарушении