И стрекозы над водой! -

--1—


…Четырехкрылое это насекомое- самый-самый июльский хищник!
Только в полуденный зной светлой и радостной «макушки лета» над водой и в прибрежной растительности большие темные стрекозы чувствуют себя на верху блаженства! «Живые аэропланы» вездесущи…Они взлетают на верхушки сосен, на березы и тальники и красуются там, трепеща на ветру прозрачными крылышками. Однако истребитель гнуса может в любой момент спикировать вниз, чтобы поживиться приглянувшейся ему мухой или комаром-долгоносиком. (Огромные глаза стрекозы удивительно все видят, все замечают вокруг!).
Я лежал в высокой траве на берегу протоки Сырой Аган. Несмотря на «Дэту», которой я густо намазался, слепни, комарье и мошкара жужжащим и гундосящим облаком вились вокруг меня.
Только что прямо надо мною пролетели с громкими криками три больших черных ворона; минуту назад они же сварливо то ли ссорились, то ли играли слева за стеною молодого тальника. Там в песчано-глинистое тело Оленьего острова вдавался длинный узкий залив-«язык» и прямо на берегу росло несколько высоких стройных сосен. Между ними, видимо, и крутились в воздухе птицы, там и возникла их веселая потасовка. Я почти никогда не слышал такого суматошного шума и гама дерущихся воронов, разносившегося на сотни метров окрест. И кричали, галдели птицы явно во всю силу своих сильных глоток! Возможно, они не поделили добычу; но скорее всего эти обитатели тайги просто радовались жизни, горячему солнцу, голубому просторному небу, по которому с юго-востока наплывали небольшие кучевые облака.
Избыток энергии у певчих птиц (а черные вороны и серые вороны тоже своеобразные… исполнители!) всегда выливается в песню, крики… Но вот мое присутствие, кажется, привлекло внимание дроздов-рябинников, и один из них с характерным трещанием направился в сторону поймы, из которой уже уходила в Обь теплая, прогретая на солнце вода…
А вот на тонкой веточке соседнего ивового куста что-то свое задушевное исполняет болотный сверчок. Маленькая серая птичка беспокойно вертится на сучке, раскрывает клювик и издает негромкую сверчковую мелодию. Ее вдруг перебивают близкие крики дятла и кедровки, кем-то потревоженных…
Часа полтора назад, выйдя на трассу ЛЭП-500, я спугнул пару желн- черных дятлов. Крупные, отливающие антрацитом, птицы с резкими недовольными криками низко взлетели из густой травы и исчезли в соседнем березняке-осиннике. Что они делали тут, среди кустарника? Кормились насекомыми или добывали жирных личинок из трухлявых пней и колод? Свежие развороченные, разбросанные останки сгнивших деревьев, перевернутые и отодвинутые в сторону замшелые стволы видел я в нынешнем июне и по краям трассы, и в глубине островной тайги. Здесь явно хозяйничал Михайло Иванович! А желны подбирали что ли остатки с барского стола?
Впрочем, силы в мощных клювах моих желн достаточно, чтобы «раздеть» догола торчащий в небо ствол-обрубок давно умершей сосны или осины, продолбить в ее желтовато- белом нутре большое дупло или широкую расщелину!..
Но берега Сырого Агана и его заливчиков-языков- еще и самое гадючье место в ближайшей округе! Не раз находил здесь сброшенные змеиные шкурки- и, судя по их размерам, гадюки были немалыми. Змея сбрасывает дважды в год свою старую изношеннную кожу: ранней весной и осенью. И странно бывает видеть среди острых зеленых стрелок молодой майской травы это змеиное подобие: разинутую пасть, пустые глазницы… Вот эта высохшая легкая шкурка зацепилась за острый сучок и поэтому ее не сдуло ветром в ближайшее болото…
По обеим берегам Сырого Агана и в прилегающих верховых болотах пока во множестве водятся наши северные гадюки…
Девятого июля с.г. я осматривал свои заветные грибные места по лиственным лесополосам вдоль ЛЭП-500! И чуть не наступил на змею гадюку, черной веревкой лежавшую в траве неподалеку от залива-языка протоки Сырой Аган. Гадина однако быстро уползла от меня, резво извиваясь гибким телом среди валежника и осоки!
А в прошлом году, в сентябре, на предпоследней остановке дачного автобуса «Нефтеюганск- Олений остров» я встретил молодого ханты с собакой-лайкой: он всем прохожим показывал прозрачную пластиковую бутылку, внутри которой лежала небольшая мертвая гадючка.
--Пес вот заметил, облаял змею,- простодушно объяснял ханты, ездивший в тот день за клюквой,- она шипела на собаку, чуть не укусила ее…А я взял палку и убил…
По словам ханты, змею он вез домой, чтобы сварить из нее…суп!??
Надо ли удивляться тысячелетней мудрости и опыту коренных народов, выживавших в самых смертельных обстоятельствах!
(Как-то в дождливом, холодном августе, когда уже отходила грибная пора, на той же трассе ЛЭП-500 я заметил в кустах оставленный кем-то большой полиэтиленовый пакет с…мухоморами!? Кому же, как не этим детям природы заготавливать пышные, красивые, но смертельно ядовитые грибы!?? Я лично их только фотографирую и обхожу подальше стороной!).




--2—



…Часа три я лежал на травянистом пологом берегу июльской поймы Сырого Агана. Загорал, купался, любовался цветами и бабочками, стрекозами…
В тени тальниковых кустов еще цвели золотистые лютики и калужницы, нарядные ветреницы вильчатые с крупными белоснежными лепестками; в прогалах солнечного света белели россыпи какого-то цветочного «ситца», ярко-голубыми «хвостиками» набирала цвет вероника длиннолистная и вовсю красовались северные орхидеи- нежный сиренево-розовый пальчатокоренник пестрый. Июльские травы не спускались ниже полосы прибойного мусора и соломы, обозначившей границу нынешнего весеннего паводка. Полоса была похожа на тропу и мягко пружинила под моими ногами. Вода от этой полосы ушла уже метров на пять-шесть- и на влажной почве буйно зеленели осоки, прибрежные травы…
Увы, не было видно нынче и в помине золотистой каймы жерушника земноводного; а несколько лет назад я подолгу любовался здесь прекрасной картиной июльской природы- лазурной гладью воды и множеством гряд-полос цветущего жерушника на мелководье, у берегов хорошо прогретого сора..Отдельные куртинки растения плавали и на глубине протоки, опуская вниз толстые осклизлые стебли, заканчивающиеся невидимыми корнями в иле. Зеленые листочки-паруса жерушника жадно впитывали солнечный свет, стебли закачивали воду и воздух , а корни подавали из земли питательные и минеральные вещества к листьям и мелким золотистым цветкам околоводного и водного растения (есть еще и жерушник болотный). Все это было отличной «фабрикой» по производству кислорода и утилизации из атмосферы углекислого газа!
Конечно, жерушнику земноводному, а также и горцу земноводному всегда нужны благоприятные условия для роста, цветения и размножения! То есть довольно длительное тепло и долго не высыхаемый сор! Если он хотя бы до 20-25 июля заполнен водой, растение успешно отцветет! И даже ушедшая в Обь вода не унесет его длинные плети, на концах которых образовались мелкие белесые семена. Впрочем, на Девкиной протоке я встречал эти, еще цветущие, плети жерушника плывущими по течению! Наверняка их где-то прибивало к берегу- и жерушник получал для себя новое местообитание!
Года два назад, когда сильный паводок затопил и часть трассы ЛЭП-500, я с час или два любовался, фотографировал и…плавал рядом с розовыми «початками» горца земноводного! На листья, стебли и цветы его садились голубые стрекозы-стрелки…Было уже начало августа, но стоял солнечный жаркий полдень ( южный антициклон пригнал на север тепло из среднеазиатских степей и пустынь…).
А жерушник земноводный мне удалось сфотографировать годом раньше, когда я специально пришел на сор с одноместной резиновой лодкой…
Тогда, помнится, я весь день провел у воды, наслаждаясь ее прохладой, свежестью и лаской!..Снова купался, загорал…
Северные «курорты» мне очень по душе: не было вокруг ни единой души вплоть до автомагистрали «Тюмень- Сургут»; и только речная крачка деловито проносилась над протокой, пикируя на мальков плотвы и окуня..Млели в этой первозданной тишине сочные приобские травы и цветы, неумолчно жужжали все те шмели и осы, маленькими «пулями» и «снарядами» проносились, задевая мое разгоряченное обнаженное тело, пауты и слепни. Однако и им было лень нападать на жертву в этот тягучий безветренный зной и сушь…
Уже лет десять я регулярно посещаю- и именно в жарком июле- здешние места, славящиеся и своими грибами! В иной год в прибрежных березняках-осинниках первые грибы-красноголовики появляются в последней декаде июня. И спустя восемь-десять дней они превращаются в большие червивые красные головы, которые остается в досаде только пнуть ногой. (Вот черт- не успел вовремя собрать свой грибной урожай!!). Однако один раз, помню, на этой же возвышенности (северо-восточная оконечность Оленьего острова) среди молодых осин и березок я набрал первого июля полное ведерко отборных молоденьких красноголовиков! Упругие и твердые грибочки прямо-таки лезли из земли после обильных июньских дождей! Сросшаяся с короткой толстой ножкой шляпка- вот и весь юный подосиновик: свежий, сочно-белый внутри, без малейшей червоточины!..
Есть, конечно, и неудачи в этой « тихой охоте»: прошлогодняя и нынешняя засуха отрицательно повлияли на урожайность моего давнишнего «грибного огорода». И девятого июля с.г. я отыскал среди редкой травы и мха всего лишь полдюжины небольших красноголовиков, да и то многие были с червивыми ножками и шляпками. Переспевшие обабки грузно клонили свои серые шляпы к веточкам брусничника и черничника. На краю просеки один подберезовичек от нынешней сумасшедшей июльской жары превратился в…мумию, попросту засох на корню.
…И все-таки на небольшую жареху я молодых грибков набрал в тот день! (А на дачных автобусах подосиновики и подберезовики наши грибники откуда-то везли…целыми ведерками!).



--3—



Теплый юго-восточный ветер дул и дул, нежно лаская мою загорелую кожу. В воду этого мелкого сора я уходил по колени, потом по пояс- и громко бултыхался, поднимая сверкающие брызги! Плавать по-настоящему здесь было невозможно: если только где-то в русле самой протоки, до которого отсюда было не менее полутора- двух сотен метров.
По краю сора, в жирном иле, росли какие-то низкие неприметные водные растения, на которые то и дело садились ярко-голубые стрекозы- стрелки и мои темноватые «живые аэропланы» с двумя парами прозрачных и уже изодранных по краям крылышек (это я рассмотрел потом дома, на компьютере, увеличивая цветные цифровые снимки). Снять «портрет» крупной стрекозы мне долго не удавалось, как и бабочек-боярышниц, крупными белыми цветками мелькавшими над цветами, в зеленой траве.
Я решил лечь и ждать, пока какая-нибудь стрекоза или бабочка сама не прилетит ко мне в гости. Тем более что рой мелкого гнуса по-прежнему вился надо мною- готовая «столовая» для любой хищницы-стрекозы!
И минут через пятнадцать одна из крупных стрекоз явно проявила ко мне немалое внимание: она то быстро кружила вблизи меня, то на мгновение зависала над тальниковой веткой, то приседала на сочные стебли высокой травы, росшей в полуметре от меня…Вот стрекоза уселась как раз на ближайший стебель и замерла посреди него, даже не шевеля крылышками. Она будто приглашала: «Ну, снимай скорее же меня, а то улечу!..».
Осторожно одною рукой отодвигаю мешающие осоковые листья, а другою подношу к глазу окуляр легкой японской камеры…Вот красавица- стрекоза занимает почти всю площадь видоискателя! Щелчок, еще щелчок затвора!..Ура, стрекозиный «портрет» получился, удался на славу!..Насекомое вышло очень резко, четко, на живописном фоне зеленых стеблей и голубеющей дальше воды сора и протоки…
Снять же крупным планом мельтешащих тут и там бабочек-боярышниц так и не удалось…Лежа на траве, я лишь любовался проплывающими высоко надо мною «белыми корабликами»: расправив нежные белоснежные с темными прожилками крылышки-паруса, мои шалуньи как ни в чем ни бывало плыли в небесах, в воздушных струях, на запад, в сторону обмелевшего заливчика и осиновой рощицы на его противоположном берегу. Там бабочки снижались и низко над водой летели к моей стоянке, садились на нежно-голубые цветы вероники и пили из них сладкий нектар…
Весь жаркий полдень длилась эта необычная феерия бабочек-воздухоплавательниц!
Короткая летняя жизнь здешних насекомых была для меня как бы загадочным сном, мгновением вечности! Через месяц-полтора ничего от нынешней красоты и пира жизни маленьких существ почти не останется!?.. Вода из сора уйдет до следующей весны и лета, вся пойма Сырого Агана станет какой- то серо-зеленой, пыльной, безжизненной…Ни человека, ни птиц, ни насекомых! Сухая осока, высокие кочки по всей низине высохшего сора, сохранившие еще между собой живительную влагу…
Обмелевшая вода основных рукавов протоки Сырой Аган, песчаные отмели и дюны на месте гулко плескавших майских и июньских волн; и собирающиеся в отлет чирки и кряквы, напоследок кормящиеся у этих отмелей…Жирный ил, разлагающиеся черные водоросли, увядшее и увядающее цветение последних северных трав…
…От силы два теплых месяца длится в Среднем Приобье красочная летняя феерия жизни! Всего семь-восемь недель из 52-х целого календарного года!..Но и этого короткого времени растениям, птицам, животным хватает, чтобы дать плоды, потомство…
В нынешнем июне судьба подарила мне много прекрасных встреч в дикой природе. И с утками, и с куликами, и с речными крачками, и даже с лебедями! В жаркий июньский день Святой Троицы я шел по песчаной кустовой ( старой нефтяной) дороге, отворачивающей направо от «федералки». Шел мимо зеленеющих ожерелий берегов карасиных озер-карьеров, мимо полноводной протоки с рыбаками у воды…
Разрезанный автомагистралью Тюмень-Сургут Сырой Аган продолжался здесь, уже в пойме другой водной системы – Юганской Оби! Она, пойма, вся цвела золотом калужниц!..
Слева от пустынной кустовой дороги крупные водоемы сменялись на все более мелкие, торфянистые, в изобилии покрытые у берегов сочными ярко-зелеными листьями белокрыльника…Множество высоких кочек-тумб виднелось на мелководьях…И вдруг из-за них взметнулось два…белых полотнища! Два огромных красавца-лебедя бесшумно снялись с этого уединенного озерца и тяжело, но плавно пересекли перед моим изумленным взором полотно дороги. Все было так неожиданно, что я не успел навести на птиц свой фотоаппарат! Зрелище и впрямь было редкое!..
Раньше я видел лебедей-кликунов издалека- на Девкиной протоке, на водоемах возле острова Пим. Здесь же меня очень удивил этот двухметровый размах лебединых крыльев, красиво и величественно перенесших птиц мимо меня в другое более безопасное место!..
…В следующих статьях о природе Среднего Приобья я постараюсь рассказать о других волнующих встречах с пернатыми-водоплавающими. Пока же, читатель, позволь мне напомнить тебе одну простую истину: люби и охраняй все живое вокруг… как самого себя!!! Ведь лишь тогда, когда человек станет другом всех Божьих тварей, на Земле процветет зеленый рай, наступит долгожданное благоденствие и человека, и природы!

Вл.Назаров
2000 год


Рецензии