Братия мои, не многие делайтесь учителями!!!

Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Соборное послание апостола Иакова (3:1-2а)


Didaskaloi (учителя) – этим словом назывались раввины и люди, официально признававшиеся духовными наставниками или проповедниками, оно наводит нас на мысль о том, что Иаков имеет в виду учителей церкви.

 Раввины в первую очередь являлись учителями и пользовались уважением и почетом среди иудеев. Как сказано в Евангелии, многие раввины наслаждались своим привилегированным и престижным положением. О фарисеях и книжниках, многие из которых были раввинами, Иисус сказал: «они сели на Моисеевом седалище… и дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: ... любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: "учитель, учитель!"

В определенных иудейских кругах раввины пользовались таким большим почетом, что долг человека перед своим раввином ставился превыше долга перед родителями, поскольку родители дали ему жизнь в этом мире, в то время как раввин готовил его к жизни вечной. Написано, что, если родители и раввин будут пленены врагом, человек должен в первую очередь выкупить из плена раввина. Хотя раввинам было запрещено взимать плату за свои услуги и надлежало зарабатывать на жизнь каким-нибудь ремеслом, верхом благочестия считалось взять раввина в свой дом и всячески ублажать его.

Корыстные мотивы, которыми руководствовались многие раввины, были противны Иисусу, и им не было места в жизни Его народа. Вполне очевидно, что среди тех, к кому писал Иаков, были люди, которые желали стать учителями из корыстных соображений.

Помимо официально избранных раввинов, всякий уважаемый иудей мог получить возможность выступить в синагоге. Хотя Иисус не был официально избранным учителем, Он часто читал Писание и толковал его по субботам, это по меньшей мере однажды произошло в его родном городе, Назарете.
 
     Не многие делайтесь учителями – давая это наставление, Иаков, разумеется, не советует верующим держать при себе библейские прозрения. И ни в коей мере не хочет удержать тех, кого Бог призвал быть учениками Своего Слова. Скорее, он призывает тех, кто верит в свое призвание быть учителем Слова, сначала испытать свою веру и убедиться в собственном спасении.

    Он ясно заявил: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (1:26). И раз этим принципом должны руководствоваться все верующие, о нём в первую очередь должны помнить учителя, которые берут на себя смелость выступать перед народом Божьим, чтобы толковать им Его Слово.

    Иаков обращает наше внимание на тот факт, что никому из верующих не следует начинать возвещать Слово Божье без глубокого осознания всей серьезности этой обязанности. Грешить языком наедине или же вместе с одним или двумя лицами – плохо; но грешить языком прилюдно, особенно в роли проповедника, – намного хуже. Проповедование от имени Бога может привести к серьезным последствиям, как плохим, так и хорошим.

    Веская обязанность возвещения Слова Божьего дважды подчеркивается в Книге пророка Иезекииля. Устами этого пророка Господь заявил: Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня. Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», – а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего, то он умрет в беззаконии своем, а ты спас душу твою.

    В Ефесе, где проповедовал Тимофей, богословие было искажено ошибками и неверным толкованием. Отчего Павел и велел Тимофею увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. Среди них были даже и такие «учителя», кто напрямую учил богохульству и «потерпел кораблекрушение в вере»

    Петр и Иуда строжайше изобличают еретиков. Петр пишет: Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет (2 Пет. 2:1-3).

   Предостережению Павла, данному им ефесянам через Тимофея, должны внять учителя всех церквей: Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения. Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких (1 Тим. 6:3-5).

   Не только лжеучителя, но и те, кто невежественно и небрежно толкует Слово, дабы произвести впечатление своими знаниями и пониманием, представляют для церкви серьезную опасность – и сами рискуют навлечь на себя гнев Божий. Учителя, неверно толкующие Слово Божье, могут нанести народу Божьему большой духовный и моральный вред. Когда сам апостол принял крещение, Господь три года наставлял его в Аравийской пустыне, прежде чем он начал свое апостольское служение.


   Иаков отнюдь не намеревается «связать руки» тем, кто призван и одарен Богом к проповедованию, кто воистину обладает необходимыми навыками, знаниями и умениями. Однако он увещевает всякого, у кого есть возможность проповедовать, учитывать всю серьезность дела возвещения Слова Божьего и печься о том, чтобы иметь предельно правильное понимание излагаемых истин.

   Подобно Моисею, такому человеку следует особо стараться, чтобы его слова не имели расхождений с тем, «о чем говорил Господь» (Лев. 10:3). Даже после тщательного рассмотрения этих вопросов ему надлежит с максимальной искренностью просить Господа: «Господи, сделай так, чтобы мои слова в точности передавали смысл Твоих слов, и научи меня доступно толковать Твои истины моим слушателям».

   Выражение "братия мои" подразумевает, что Иаков обращается к тем, кто называет себя Христовыми, включая и тех, чья вера безусловно истинна, и вразумляет их убеждаться в том, что их желание проповедовать воистину совпадает с Божьей волей и не является своевольной прихотью. Поскольку праведные речи безошибочно свидетельствуют об истинной вере, учителя несут особую ответственность за свои слова, ибо по понятным причинам их речи оказывают мощнейшее духовное воздействие на слушателей. Учителя могут злоупотребить своим языком и посему подвержены большему осуждению со стороны Бога. Как ранее вразумлял Иаков, учитель Слова должен быть «скор на слышание, медлен на слова». В этом стихе он говорит в первую очередь о слышании и возвещении Слова Божьего.

   Необходимо отметить тот факт, что Иаков включает и себя [мы] в число тех, кто подвержен большему осуждению. Ни апостолы, ни другие авторы Писания не являются в этом смысле исключением. Всякому учителю надлежит стараться «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины»

   Для неверующих будущее время (подвергнемся) указывает на великий белый престол суда Божьего, о котором упоминает Иоанн в Откровении. С другой стороны, мы, верующие, подвергнемся… осуждению в виде гонений при жизни, а также у возвышенного престола Христова, куда придем за нетленной наградой, когда «каждый из нас за себя будет давать отчет Богу».

   Утверждение Иакова все мы много согрешаем подчеркивает истину о том, что все мы без исключения подвержены опасности согрешить перед Богом как речами, так и прочими своими действиями. Термин согрешаем указывает на любой аморальный или неправедный поступок. Слово много не нуждается в пояснении. Автор притч риторически вопрошает: «Кто может сказать: “я очистил мое сердце, я чист от греха моего?”» и отвечает: «нет человека, который не согрешил бы»

    Эти слова предваряют хорошо известное и часто цитируемое заявление Павла о том, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), и высказывание Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас»

             *         *         *

    А теперь для тех, кто смог дочитать эту статью до конца, несколько слов от себя. Почему я обратилась к этой теме? Потому что в наше время вера в Бога стала притчей во языцех. Пишут все кому не лень. И не только высказывают своё зачастую некомпетентное мнение, но и учат. За то время, что я на Прозе, пришлось столкнуться с такими горе-учителями и скажу честно- от таких разъяснений  Священного Писания волосы на голове становятся дыбом. И ладно если бы это были какие-то сектанты, с ними всё ясно. За дело берутся люди, которые не только не знакомы с учением церкви, но даже Библию в глаза не видели. По крайней мере у меня складывается такое впечатление.

 Вот как, например, одна девушка объясняет почему в мире столько зла. Скажу своими словами, читала давно, но смысл запомнился хорошо, потому что, прочитав, испытала шок. Так вот все эти грабежи, насилия, войны, потопы, несчастные случаи происходят в нашей жизни только потому, что Бог так развлекается. Ну, скучно ему, вот он и посылает нам всё это, а потом наблюдает как мы страдаем и мучаемся.
 
Очень интересная версия, не правда ли: Бог -садист.

 Вот ещё один пример. Оказывается, что никакой Богородицы не было. И почему-то это заверение, в основном, обращено к мужчинам. Я так поняла, чтобы они не искали идеальной женщины- её нет, успокойтесь! "Так вот, уважаемые, мужчины, такой девушки не было. Никогда. Дева Мария - это просто богиня, иллюзия, мечта".

А сколько здесь (на Прозе) людей, проповедующих язычество, идолопоклонство.  Некоторые утверждают, что Бог это совесть. Есть же такие, которые клятвенно заверяют, что камень с дырочкой решает все проблемы, если его попросить и потереть между руками. Особенно если это будет сделано в определенный день.

В общем примеры можно приводить долго, но я не буду. Этого достаточно, чтобы понять насколько разнообразны заблуждения людей, которые настолько уверены в своей непогрешимости, что не только не боятся высказывать своё мнение, но и стремятся заверить в них других. Не знаю откуда у них такая уверенность в свою непогрешимость, возможно всё от той же гордыни и высокомерия.

 Я даже не хочу приводить здесь изречения из Писания, так как для таких людей они, видимо, пустой звук. Но и народные пословицы и поговорки говорят то же самое.  «Что написано пером, то не вырубишь топором», "Слово не воробей, вылетит-не поимаешь"

О чем это говорит? О том, что даже к сказанному слову нужно относиться бережно, с большой ответственностью. А уж тем более к толкованию Священного Писания. Жаль человека, который, заблуждаясь, впадает в ересь, но ещё страшнее когда этот человек начинает учить других и отводит их от истины.

" Иаков обращает наше внимание на тот факт, что никому из верующих не следует начинать возвещать Слово Божье без глубокого осознания всей серьезности этой обязанности. Грешить языком наедине или же вместе с одним или двумя лицами – плохо; но грешить языком прилюдно, особенно в роли проповедника, – намного хуже. Проповедование от имени Бога может привести к серьезным последствиям, как плохим, так и хорошим".

О чем предостерегает апостол Иаков? Об ответственности перед Богом. Не всегда люди пишут для того, чтобы действительно разъяснить то или иное, приобрести последователей или из каких-то меркантильных побуждений. Зачастую это простоя самовлюбленность, желание показать свою образованность, свою индивидуальность, умение нешаблонно мыслить на высодухновенные темы, не понимая, что праздно написанное слово кто-то прочитает и "соблазнится" (другого более точного  современного слова не подберу).

Здесь, наверное, нужно всё-таки объяснить что это слово значит, потому что современный человек его употребляет не совсем в том смысле, в котором оно употреблялось раньше.

Соблазнять значит подавать повод ко греху.
Соблазн приходит: через людей, подающих дурной пример, искушающих.
Соблазняться – претыкаться, впадать в заблуждение, сомневаться.

И вот прочитает человек неискушенный эти откровения, примет всё за чистую монету и поселится в душе сомнение, а потом, возможно, сойдет с правильного пути и пойдёт по кривой дорожке, которая приведёт его к гибели.

Евангелие от Марка

9:42. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих
в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему
жерновный камень на шею и бросили его в море.

Из этих слов Иисуса Христа ясно видно насколько тяжек, ужасен грех соблазна. Лучше таким претерпеть казнь, которой подвергались злодеи, чем ввести в заблуждение одного человека, верующего в него. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам», – говорит Христос. Мир лежит во зле. И никто не может избежать искушений. Но, будучи предупрежденными об опасности, мы должны быть очень осторожными. «Но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Праведный Бог взыщет с тех, кто губит драгоценные души, искупленные Его Кровию. Мы ответственны не только за наши слова и дела, но и за плоды наших слов и дел.
 
Поэтому хочется закончить теми же самыми словами, которыми начинается эта статья:
Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению.

 Имеющий уши да услышит!






Георгиевна


Серия комментариев МакАртура
https://bible.by/macarthur/45/3/


Рецензии