Возлюби ближнего своего

        Он сидел в окружении людей, которые с пристальным благоговением смотрели на него и внимали каждому его слову.

Он хотел дать им что-то. Он хотел вразумить их. Но Он не знал, как.

«Чему же ты научишь нас?» — в конце концов с трепетом спросил один из людей. Немного смутившись, Он подумал и решил, что стоит начать с малого.

«Не укради, — немного неуверенно произнёс Он и уже уверенней продолжил: — ибо украв ты продаёшь себя и душу свою».



А Константинополь горит. Столица Византии пала под натиском христиан. Кварталы разоряются. Их грабят слуги Господа.



«Не прелюбодействуй, — продолжал Он…



А в Иерусалиме верные христиане насилуют женщин. Женщины кричат, плачут, теряют сознание. Но ведь они всего лишь неверные.



«… Ибо развращая тело, ты развращаешь душу». Люди внимательно слушали.



А священник растляет маленькую девочку. Или мальчика. Всё в порядке. Индульгенция отпускает и не такие грехи.



Люди жадно внимали Ему, и Он продолжал: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, ибо лжесвидетельствуя, ты изменяешь самому себе».



А в Испании сожгли рыжеволосую девушку. Её соседка сказала, что видела, как та летала на метле. Соседка права, ведь её муж заглядывался на ту девушку именно поэтому.



«Не желай ничего, что есть у ближнего своего, ибо желая, ты теряешь то, что есть у тебя», — воодушевлённо продолжал Он. И, проникаясь Его речами, люди слушали не менее воодушевлённо.



А итальянские купцы-католики захотели мощи святого Николая. Захотели и взяли себе. Это ведь святыня.



«Почитай отца твоего и мать твою, — всё говорил Он, будто отвечая на жаждущие взгляды слушателей, — ибо отрекаясь от них, ты отрекаешься от давших жизнь тебе».



А церковь отпустила грех отцеубийце за соответствующую по тарифу плату. Он заплатил — он безгрешен.



«Не сотвори себе кумира и не поклоняйся ему, — Он поднял руку, чтобы люди поняли важность его слов…



А верные христиане молятся на кумира.



«…Ибо сотворив его, ты теряешь истину».



А верные христиане строят кумиру золотые храмы.



Люди глядели Ему в самые глаза, будто хотели проникнуться в самую Его сущность. «Не убей, — продолжал он, — ибо убив, ты убиваешь в себе человека».



А христиане устраивают публичные казни. Христиане платят палачам большие деньги. Христиане изобретают разные способы приведения приговора в исполнение. Христиане убивают.



Люди слушали и молчали. «Всё ли это?» — осторожно спросил один. Подумав, Он отрицательно покачал головой: «Нет, вот самое главное: …»



А инквизиция сжигает невинных людей.



«…возлюби ближнего своего, …»



А языческие страны крестят кровью народа.



«…как самого себя, …»



А «неверных» клеймят, как скот.



«…ибо возлюбив, ты познаешь истину».



А генералы армий кричали: «Уничтожьте нечестивую расу! Ступите на дорогу к гробу Господню! Рубите этих жалких крыс, ведь они не достойны называться людьми!» И воины рубили. Ведь Бог есть любовь.



Люди сидели вокруг него, не смея дышать. «Ты посланник Бога?» — спросила кто-то. Но Он не ответил. «А может, сын Божий?» — снова послышался вопрос. И в этот раз ответа не последовало. «Неужели… — послышался дрожащий голос, — ты и есть Бог?»…

Снова лишь молчание. Он не знал, как ответить. Он решил не отвечать вовсе, избегать неловкого вопроса.

Это было зря. Он и сам понял это позже. Ему стоило ответить.



***



Поцелуй. Звон монет. Крик толпы. Два предательства. Плети. Шипы терновых ветвей в висках. Тяжёлый крест на плече. Боль. Глаза застилает пелена. Кровавый след позади. Скользкое от крови и пота тело. Пробитые руки. Пробитые ноги. Проткнутые рёбра. Застланный кровью взгляд. Боль. Застланный кровью потухший взгляд.

Не думал Он, что всё так закончится. Тем не менее, Он предчувствовал нечто подобное. Вот перед Ним Его слушатели. Как они поменялись. Как изменился их взгляд. Те ли это люди? Кажется, дай им волю и они саморучно добьют Его.



***



Апостол Павел не знал Его. Не видел Его в глаза ни разу в своей жизни, и будет совершено справедливо заметить, что Иуда больше Его ученик, чем Павел. Однако создание религии показалось Павлу выгодным занятием.

С этой точкой зрения согласился трижды отрекшийся от Него апостол Пётр. Быть прагматичным — не грех.

Именно эти люди считаются «организаторами» христианской религии. Они олицетворение её сути.


Рецензии