Случайный разговор

В автобус вошла пара подростков. Парню на вид лет шестнадцать-семнадцать. Его спутнице –примерно четырнадцать. Антон стоял возле окна, прислонившись к поручню спиной. Молодые люди встали рядышком. Показали кондуктору проездные и слились в страстном поцелуе. Вначале мужчина не обратил на ребят особого внимания, но, закончив с нежностями, парень начал рассказывать своей пассии историю о том, как веселился с друзьями в прошлую пятницу. Антон прислушался. Голос становился всё громче, матерных слов больше. Происходящее начинало раздражать. Антон осмотрелся. Неужели никто не сделает замечания? Кто-то слушал музыку в наушниках, кто-то нашёл интересное за запотевшим окном. Все остальные делали вид, что им всё равно. Когда же парень дошёл до финала истории, где его друг закрылся со своей подружкой в ванной, терпению Антона пришёл конец.
 - Послушай, дружище, тебе не кажется, что не всем интересно слушать твои похабные истории и то, как ты кричишь матом на весь автобус?! – с возмущением обратился он к парню.
Парень окинул своего критика взглядом.
 - Тебе что-то не нравится, дядя? Тогда не слушай.
От наглости Антон опешил. Ему, конечно, самому было всего тридцать четыре года и, возможно, он не вызывал должного уважения у подростка, но почему молчали остальные люди? Он окинул взглядом народ, ища поддержки. В салоне автобуса находилось достаточно людей в возрасте и совсем пожилых, но лишь один седовласый мужчина проявлял интерес к происходящему, но тут же отвернулся, стоило взгляду Антона его коснутся.
 - Ты же с девушкой едешь. Думаешь, ей приятно слушать твою брань? – не найдя поддержки со стороны, добавил мужчина.
 - Да ты не переживай. Сами как-нибудь разберёмся. Тем более мы уже выходим, – добавил наглец, и под весёлый смех подружки они оба выскочили в открывшиеся двери остановившегося на остановке автобуса.
Двери закрылись, впустив в салон свежую порцию пассажиров. Крупная кондуктор принялась протискиваться к ним, чтобы продать билеты. Раздражитель исчез. Инцидент был исчерпан. Лишь Антон стоял, прижавшись к поручню, будто оплёванный. В глубине души пылал пожар гнева, обиды и разочарования. Все эти чувства отразились на его лице. Тихий, участливый голос прозвучал неожиданно:
 - Вы так сильно не переживайте, молодой человек. К сожалению, нынешняя молодёжь такая.
Антон вздрогнул и резко обернулся к новому собеседнику. Это оказался тот самый седой мужичок, единственный, заинтересовавшийся происходящим, а вернее сказать старичок лет шестидесяти с небольшим.
 - Какая такая?! – возмутился Антон. – Дерзкая? Невоспитанная? Может быть, хамоватое быдло, или вы как-то по-другому назовёте?
- Такая же, как вы лет пятнадцать назад, – с лёгкой улыбкой на губах проговорил старичок.
Глаза Антона округлились.
 - Да-да, вы не ослышались. И такая же, как я лет сорок тому назад.
 - Не знаю, как вы, а я в автобусе себе такого не позволял.
 - Ну право вам, молодой человек, я тоже не вещал на площади с трибуны об отношениях с какой-то там Маруськой. Я имею в виду юношескую горячность, нетерпимость к критике, чувство взрослости, в конце концов. Мальчик просто хотел покрасоваться перед своей девочкой, не понимая, что это нужно делать немного иначе. Но это ведь уже вопрос воспитания, не так ли?
- Может, вы и правы. Но ведь я же справедливо одёрнул его?
 - Ну, конечно же, вы поступили верно.
 - Почему же тогда меня никто не поддержал? Ни пассажиры, ни даже кондуктор? Вот вы, я видел, что вы заинтересовались. Но промолчали. Почему?
 - Я, предположим, промолчал, потому что понимал бесполезность своего вмешательства. Маловероятно, что он воспринял бы меня более сдержанно, чем вас.
 - Ну а другие? Что, им плевать на молодёжь?!
 - Нет, конечно. Только вот посмотрите, к примеру, на эту женщину с двумя пакетами. Скорее всего, дома её ждут дети и муж. Ей ещё нужно ужин приготовить, книжку детям почитать. А вот мужчина –  смотрите, какой уставший – вероятно, смену возле станка отстоял, и желания тратить силы и нервы на какого-то хама у него нет. Он просто едет домой.
 - Но я ведь тоже еду с работы, тоже устал! – возмутился Антон.
 - Вы ещё достаточно молоды. Да и жены у вас нет. - Старичок указал на свободный безымянный палец собеседника. – Соответственно и деток не имеется. Придёте, поужинаете и на диван.
- Что же, вы считаете, что нужно было промолчать?
Автобус остановился на очередной остановке, и старик засобирался выходить.
 - Да всё правильно вы сделали, молодой человек. Извините, мне выходить надо.
Антон сошёл вслед за стариком, хотя ему нужно было ехать ещё две остановки. Увидев это, старичок продолжил говорить, медленно зашагав в сторону пятиэтажек.
 - Всё вы правильно сделали, - повторил он, - и, скорее всего, урок из сказанного вами парнишка извлечёт. Обдумает всё в одиночестве и поймёт, что вы были правы. Ведь на дурака-то он не был похож?
- Хорошо, если так, - вздохнул Антон. –А вы кем работаете, так рассуждаете здорово?
 - Я – пенсионер, - улыбнулся старик, – сторожем подрабатываю.
 - Ваши дети, наверное, не такие, как этот?
 - Детей у меня нет. Впрочем, как и жены. Да и не было никогда, – моментально погрустнев, проговорил пенсионер. – Живу с котом. Вернее, выживаю. А вы сошли не на своей остановке.
 - Да. Не на своей.
 - А я не спрашивал. Я понял. Поговорить захотелось?
 - Ну да. Мне показалось, вы понимаете в людях. С вами интересно.
 - Вам должно быть интересно с красивыми девушками, а не со мной, - усмехнулся старичок. - А то останетесь, как и я… с котом.
 - Как же так случилось, что вы один?
 - Молодой был. Заносчивый. Высокомерный. За что и поплатился. Одиночество - это не плохо, скажу я вам. Есть время подумать. Спасибо вам за компанию, молодой человек. А вот и мой дом, – вздохнув и остановившись, проговорил старик.
 - Может, ещё постоим?
 - Отчего же не постоять. Вы – отличный собеседник. А я могу ответить на несколько ваших вопросов. Опытом, так сказать, поделится. Не очень положительным, но всё же.
 - Почему же не положительным? Разве в том, что вы одинок, виноваты только вы?
 - Во всём, что случается с человеком, виноват только он сам. За исключением тех случаев, когда от его выбора ничего не зависит.
 - А вы не очень-то любите нас, людей.
 - За что нас любить? Мы и для мира ничего хорошего не делаем и друг другу постоянно мешаем жить. Вредим, обманываем, пытаемся выгоду найти во всём. И это мы ещё про власть и политику не говорим с вами. Там вообще лес дремучий. Хищники. Убийцы, воры и преступники.
 - Но обычные люди ведь не все такие?
 - Скорее, не настолько такие. Дай им чуточку власти и – всё. Конец человечности. Загони в условия «жизнь или смерть», и сразу наружу вылезут и злоба, и жестокость, и себялюбие. А хорошие манеры и такт улетучатся, как не бывало.
 - Интересный вы человек. Может, пригласите на кофе?
 - Зачем? Стало жалко меня?
 - Немного. Разве, это плохо? Я почерпну что-то из ваших рассказов, а вы проведёте вечер не только с котом.
 - Ну, не знаю. А, впрочем, заходите, - махнул тот рукой, немного подумав, - только к чаю у меня ничего нет. Сбегаете в магазин?
 - Без проблем.
 - Я тогда пойду. Поднимаюсь долго. Квартира четырнадцать.
 - Хорошо. Я быстро.
Он купил в магазине печенье и зефир в шоколаде. По пути к дому своего нового знакомого Антон задумался. А надо ли идти в гости? Ну, поговорили. Было интересно. Развлёк дедушку. Но не станут же они друзьями? Не будут регулярно встречаться и общаться? У него работа и родители. Зачем уму этот старик?
Подойдя к подъезду, он долго не решался набрать номер квартиры.
 - В конце концов, сам напросился, - вслух проговорил Антон и набрал на домофоне четырнадцать.
Пошли гудки. Два, три. Никто не брал трубку. Антон высчитал окна четырнадцатой квартиры. Света не было.
 «Ловко же он меня провёл», – подумал мужчина. – «А, может, оно и к лучшему? Я ему ничем не обязан. Да и давать одинокому мужичку надежду ни к чему».


Рецензии