Последний звонок

(«ГИТИС», мастерская Лики Руллы)

«Первое сентября одиннадцатого класса.
Дорогой дневник… »

Ну кому ещё, как не своему «Дневнику», может доверить  сокровенные мысли семнадцатилетняя девушка, к тому же, не пользующаяся особой популярностью в классе? ВерОника, главная героиня мюзикла «Последний звонок» - именно из них, «не популярных». Во многом потому, что имеет привычку говорить то, что думает.
Уже первого сентября Вероника, знакомя нас, зрителей, со своими одноклассниками, признаётся, что с нетерпением считает дни, оставшиеся до того сладостного момента, когда можно будет «слинять из этой проклятой школы».

- Да чем же сейчас в школе так плохо? - искренне удивятся родители и деды «старой закалки». - Вот нам, помнится, учителя ни шагу без контроля ступить не давали! А сейчас им, детям и внукам нашим - полная свобода предоставлена!
Так-то оно так, но когда эта самая свобода граничит с равнодушием педагогов - ничего хорошего из этого не получается.
Судите сами: в школе, где учится Вероника, руководящие посты в самоуправлении захватили три авторитарные девушки с одинаковым именем - Хезер. Эти самые «Хезеры» по своим моральным и душевным качествам далеки от идеала. Их «правление» заключается в травле слабых и беззащитных (например, доброй и наивной  девушки Марты); подчинении тех, кто сопротивляется их бредовым приказам; наказании непокорных.
«Хезер Макнамара, капитан школьного самоуправления, её отец очень богат, он продаёт обручальные кольца.
Хезер Дьюк, ответственна за ведение классного журнала; ничего особенного из себя не представляет.
И Хезер Чендлер, Всевышняя - она та еще тварь», - так описывает  «несвятую троицу» Вероника.

 - Ну а что же - учителя? - спросите вы. - Они-то куда смотрят?
В этом мюзикле отстранённость, преступное равнодушие педагогов показаны сатирически-жестко. Словно заводные куклы, движутся строем учителя, держа в руках крокетные молотки. Новенькой «биологичке», госпоже Флеминг, тоже предлагается сыграть со всеми; та вначале отнекивается, а потом понимает, что иначе здесь не выжить, и неуклюже ударяет по тяжелому мячу...
«Родительский комитет не должен вмешиваться в дела школьного самоуправления!» - категорично заявляют представители этого самого комитета ученикам, напуганным  волной насилия, захлестнувшего их класс... Учителя продолжают свою пофигистичную  игру... А милая госпожа Флеминг, поначалу пытавшаяся стать для ребят другом, теперь равнодушно советует им «обратиться к психологу: он принимает одиннадцатые классы с 14 до 14-15...»
Возникает вопрос: а что делать, если проблема реально не терпит отлагательств? Ждать двух часов дня, когда вся школа  взлетит к чертям собачьим  на воздух?

Этот спектакль, словно споря с критиками, считающими мюзикл жанром несерьезным, развлекательным, поднимает очень важные вопросы. Так, Веронике не раз приходится делать нелёгкий выбор... Как же хочется ей стать популярной, «своей» в компании Трёх Хезер! И все, что нужно для этого - «подставить» наивную дурочку Марту, над которой и так все вокруг издеваются!
А как, согласитесь, классно, когда у тебя появляется красивый и сильный парень, готовый убить любого, кто тебя обидит! И как страшно, когда это самое «убить» становится не просто словом, а реальностью!

Студенты «ГИТИСа» играют свой мюзикл в спортивном зале, и это - истинная находка. Барьер между артистами и зрителями исчезает совершенно; спектакль приобретает ту самую «настоящность», которую  я, испытав в театре всего лишь несколько раз, жду теперь всегда и с огромным нетерпением.
Простые декорации: чёрные кубы и металлические конструкции, ловко переставляемые самими артистами; отсутствие микрофонов и пение «вживую»; активное, сложное перемещение большого количества персонажей по обширному пространству зала, - вот ещё несколько отличительных черт этого мюзикла. Отмечу также весьма сложные для исполнения вокальные партии: требуются  очень сильные голоса, чтобы зрители смогли насладиться пением и разобрать слова.
Отлично поработала со студентами и хореограф. Ребята невероятно пластичны; мастерски изображают драки; легко взбираются на высокие конструкции (а когда на самый верх, желая быть услышанной, полезла госпожа Флеминг, у меня прямо голова закружилась!)

И, конечно, нужно отдать дань выдумке создателей мюзикла: чего стОит один эпизод «оплакивания» почившей Хезер Чендлер, когда она, возмущённая лживостью речей в ее честь, восстаёт из гроба... А две «хезерши», оставшиеся в живых, панически спешат захлопнуть крышку... Никакого воскрешения: они уже поделили власть!

Необыкновенно хороши также  сцены превращения юношей и девушек в маленьких детишек, отнимающих друг у друга игрушки. А также концовка спектакля, когда ученики «меняются местами» с учителями. Имея привычку во всем видеть скрытый смысл, я с удовольствием поделилась бы с вами своими догадками о том, что этим якобы хотели сказать создатели мюзикла. Но не стану, ибо предвижу множество возражений со стороны других зрителей, узревших  в этих сценах совсем другое.
Сколько людей - столько и мнений. И очень хорошо, когда спектакль заставляет задуматься.

Искренне советую всем посмотреть этот мюзикл. Во-первых, потому, что студенты «ГИТИСа» играют в нем просто блестяще.
Во-вторых, потому, что мелодии и слова песен здесь яркие и «цепляющие». Я, например, по дороге домой с огромным удовольствием напевала арию Вероники и Джея Ди - «Любовь - наш Бог». Так вот - весело и непринужденно, распугивая изумленных ворОн и вызывая улыбки на изможденных лицах  припозднившихся прохожих. Придумывая свои слова там, где не запомнила подлинные.
А в-третьих, потому, что время идёт, и многие яркие «звездочки», которых мы видели сегодня на сцене, могут скоро стать большими «звёздами». И тогда узреть их игру по более чем демократичным ценам, предлагаемым сегодня студенческим театром, будет уже очень сложно.

Так что - спешите увидеть, господа театралы! Право же, этот мюзикл стоит вашего внимания!


Рецензии