Пьеса Живые души

 Коммерческое и некоммерческое использование пьесы возможно только по договору с письменного разрешения автора.
Адрес эл. почты: mamedovav089@gmail.com
При постановке оглашение авторства обязательно.

Аннотация:
Пьеса в стихах для взрослых и детей 10+ Несколько историй с разными сюжетами объединенных общей темой.
О человечности и доброте, о равнодушии и предательстве. Действие происходит в электричке и возле вокзала.

Эпизод1
Персонажи:
Мужик
Бомж
Девушка
Пожилая женщина
Массовка

(Вагон электрички, стук колес, люди сидят на лавках. Освещается ярче та группа, чья история рассказывается, остальные в лёгком затемнении )

Голос
Белесый день, оплаканный дождями,
Гул электричек резал по ушам,
На хмуром и заплеванном вокзале
Толпа срывалась в мат то тут, то там.
Рабочий люд кидался на вагоны,
Штурмуя серое унылое нутро,
Привычно утыкаясь в телефоны,
Смотря на дождь сквозь грязное окно.
Состав, гремя отъехал от перрона,
Народ дремал под мерный стук колес.
Открылась дверь последнего вагона-
Бомжа из преисподней черт принес.

Бомж(плохо одетый, с подбитым глазом, привычно гнусаво)
Подайте люди рублик Христа ради !
Подохну я без выпивки, ей Бо!
(Подходит к девушке)

Девушка (ярко накрашенная, хорошо одетая, с брезгливым выражением равнодушно, в телефоне)
Погуглю, где работать можно дядя,

Женщина(за 40, в траурной косынке копается в кошельке, высыпает мелочь)
Да ты гляжу болеешь? Али что?
Такой худой

Девушка(брезгливо)
К тому ж ещё воняет

Бомж(жалостливо)
Я летом моюсь до чиста песком,
Белье обмылком найденным стираю

Девушка
И всё равно воняешь ты бомжом!

Женщина
Тебе, поди, и сорока-то нету?
Чего же ты соколик приуныл?

Девушка(едко)
Инкогнито он  странствовал по свету,
А золотую карту обронил!

Бомж(показывает шрам на голове)
Меня избили, бросили на стройке,
Без памяти живу кототый год.

(в разговор вступает мужик)

Мужик(мятый, измученный, зло)
Таким, как ты, места лишь на помойке,
Бездельники, дурачите народ!

Бомж(бормочет )
Мне  на еду и чуть опохмелиться,
два дня не ел, подай хотя б на хлеб.

(С другой скамейки влюбленная парочка подают сотню)

Благодарю, дай Бог вам пожениться,
(влюбленной)
Твой паренек– хороший человек!

(пара целуются)

Мужик(бьёт по руке рассыпает монетки)
Тебе, козел на водку не хватает?
А мне детишек нечем накормить!
С работы выгнали, квартира протекает,
Все сволочи, нет сил так больше жить!
Поганый мир, поганые людишки,
Подохнуть хочеться от участи такой!
Всегда один, везде ненужный, лишний,
Кому я нужен слабый и больной?

Женщина
За что бомжа-то, парень унижаешь?
Ему и так досталось, погляди!
Поди и сам себя не уважаешь,
Нет сердца что ли у тебя в груди?

Мужик(орет)
Его жалеть? Себя  бы пожалела!
Сама в тряпье, поди без денег тож.

Женщина (грустно, гладит по плечу)
Потратилась. Все доченька болела,
Не помогли ни химия, ни нож.
Врачам совала, травникам, гадалкам–
Кялась одна, что может мне помочь.
Квартиру продала, плевать, не жалко,
Мечтала, что верну я к жизни дочь.
Теперь на кладбище лежит моя Наташа,
А я… одна кукушкою живу
(плачет)

Мужик(растерянно)
Водички дать? (девушке)
Окно откройте, жарко.
Не видите вы что- ли что к чему.
(Обнимает за плечи)
Ну ладно, ладно,
Что ты, в самом деле?
Уж ты прости за грубые слова.
От суки- жизни нервы на пределе,
От  безнадеги кругом голова.
(бомжу с ненавистью)
Тебе, уроду, деньги подарила,
Последние копеечки свои.

Девушка (издеваясь)
Хватило чтоб на опохмел и мыло,
Эй ты, вонючка, тысячу лови!

(Сминает, кидает купюру на пол, наблюдает с интересом)

Меня за это будешь ненавидеть?
Удача улыбнулась, посмотри!

Бомж(подбирает деньги)
Меня хотела этим ты обидеть?

(Оборачивается к женщине)

Не плачь пожалуйста,
Вот тысяча, бери!

(девушка пристыженно отворачивается к окну. Бомж достает из карманов  монеты, обращается к мужику)

Послушай, друг,
Я видел очень много,
Я знаю, что судьба порой горька.
Меня не ждут у милого порога,
Спасает водка, без нее тоска.
-Не злобься, не кидайся своей болью,
У каждого ведь есть, что рассказать.
Попробуй помогать чужому горю-
Тебе увидишь, станут помогать...
Есть дети и жена, родные стены,
(сует деньги растерявшемуся мужику)
Возьми, конфеты купишь для малЫх.
Я верю,  будет лучше непременно
Ты не сдавайся, за семью держись.

Мужик(долго молчит, смотрит на деньги, потрясённо)
Я не могу, ты что? Не надо денег!
А как же ты? Зима ведь на носу.

(отворачивается к окну, напряжённо думает, отчаянно кивает сам себе)

А может мы ко мне сейчас поедем?
Помоешься, я пива принесу.
Жена моя хорошая– не злая,
Накормит и с собой даст пирогов.
И, кстати, управдом давно рыдает–
На должность дворника любого взять готов.
Есть комнатенка малая в подъезде

Бомж(как во сне)
Да у меня из документов– пшик.
(с надеждой)
Работать я могу! Могу быть трезвым,
Ведь ты не шутишь?

Мужик(воодушевленно)
Не робей, мужик!
Прорвёмся, есть знакомые в ментовке,
Оформим паспорт

Женщина
Молодец, сынок!
Ты приезжай, отдам тебе обновки,
Что позабыл пронырливый зятек.
Ну что  ты плачешь?

Бомж
Это я от счастья,
Не думал, не надеялся, не ждал...
Спасибо люди, за тепло, участье,
На новую судьбу  богаче стал…

Мужик (бомжу)
Зовут-то как?

Бомж
По- разному однако,
Мне все равно, но чаще все ж – бомжом.

Мужик
Серёгой будешь!
В армии, солдатом, дружок со мною весь Афган прошел.
Погиб товарищ мой
под Кандагаром
Но я- то жив, и помню до сих пор.

Бомж
Мне нравится. Согласен.
Знать не даром,
Про горы много лет мне снится сон…

Голос
На станции они в тумане скрылись,
Их жизни старой кончен перегон.
Состав качнуло, двери затворились,
И скорость набирает вновь вагон.

Эпизод 2 (тот же вагон, свет переходит на другую группу)

Персонажи:
Муж
Жена
Отец
Сын

Голос
Иные лица, позы, голоса,
Попутчики другие в электричке.
Ближайший час, а может пол-часа
Скучая, дремлют верные привычке.
Присели у заплывшего окна
Седой мужчина с повзрослевшим сыном.
Напротив пара- муж и с ним жена
Устроились уютно и лениво.

Сын(громко, возбуждённо)
Батяня, батя, нет, ты посмотри–
Какое небо! Это просто сказка!
В разводах дымчатых и свет, как изнутри,

Отец(ласково)
Да, да сынок, смотрю

Сын(кричит радостно)
Какие краски!

(на них начинают оглядываться)

Деревья, папа! Птицы, облака,
Гляди, бежит лохматая собака!

Отец(улыбаясь)
Потише милый,
Приглуши слегка,
А то оглохнем дружно до заката
(Смотрит на попутчиков счастливыми глазами)

Сын(жестикулируя)
А паровоз – огромный,  быстрый конь
Чернющий дым летит хвостом  кометы.
Вон там мелькнуло солнце,
Как огонь!!!

Мужчина(заботливо)
Не нервничай,
Ещё увидишь это.

Жена(мужу шепотом сердито)
Нашел же место, рядом с психбольным!
Я говорила, надо сесть подальше!
(громко-фальшиво отцу)
По-детски непосредственнен ваш сын,
Такой большой,  а в нем ни грамма фальши.

(Сын завороженно смотрит в окно)

Сын(громко)
Я вижу дождь!!!! Струится по стеклу,
Косой линейкой чертит землю, крыши.

Жена(ворчит, хватается за виски)
Мне крики эти, ну совсем не по нутру,

Мужчина(обнимает сына, пытается оторвать от окна)
Хороший мой, пожалуйста потише.


Муж(отцу негромко)
Надежды нет? Он что, совсем того?
(крутит у виска)
Диагнозы на руки получили?
А может быть вы всё-таки его
Не правильно, иль не у тех лечили?
У нас знакомый- лучший психиатр,
Мы можем посодействовать вам в горе.
Сын- сумашедший! Это же удар,
За что вам наказание такое!


Жена(в сторону шипит)
Зачем таких пускают в поезда,
В психушке место под замком с решеткой!
Нет это ж надо, сели мы сюда,

Муж(ей на ухо)
Уйти теперь, мне кажется неловко…

Мужчина(взволнованно)
Мой сын с рожденья инвалид, слепой,
Нам операция была необходима.
Из клиники мы едем

Жена(пристыженно)
 Боже мой!
Простите,
Мы ошиблись
(мужу)
Ты дубина!

Мужчина
 Теперь все позади. И видит Бог,
Его счастливей в целом мире нету.
Сочли вы сумасшествием восторг-
Мне жаль, что беспокоим вас при этом.
(Звук остановки  отец с сыном выходят. Затемнение)

Голос
Супружеская пара замолчав,
Себя стесняясь взоры опустили.
Не осуждать, всей правды не узнав-
Видать по жизни их не научили...
Порой не ведаем, что языком творим,
От глупости до подлости– пол-слова.
Не думая о смысле,  говорим,
Судом своим калеча жизнь другого…


Эпизод 3
(в вагон на остановке входят мама с малышом)

Персонажи:
Мама малыша
Малыш
Бабка
Девчонка

Голос
Состав спешит по рельсам все вперёд,
Мелькают полустанки, рощи, села.
Никто не знает,  что его там дальше ждёт,
И что в ответе он порой за жизнь другого…

Мама(тянет за руку малыша, он уронил игрушку)
Иди сюда! Кому сказала, Дим?
Ну что опять случилось в самом деле?

Малыш(поднимает игрушечного котенка, отряхивает)
Упал Братишка,
Вроде невредим

Мама(садятся на лавку)
Твои фантазии сынок, мне надоели.
Он старый, страшный, выброси его.
Я новую куплю тебе игрушку.

Малыш
Нет, нет мамуля! Мамочка, ты что?
Не надо! Мой Братишка самый лучший!
Мне с ним не страшно даже засыпать,
Когда тебе в ночную на дежурство

Бабка(любопытничает)
Ну надо же, какая у нас мать,
Ночами пашет,  знать в семье не густо!

Мама(устало)
Я медсестра, а муж ушел к другой,
Приходится работать по две смены .

Бабка (сварливо)
Поди голодная, на пирожочек– свой!
Пекла людЯм. Покушай непременно!
(протягивает малышу)
И ты возьми, как говоришь зовут?
Чего, чего? Не слышу, глуховата.

(Из другого вагона входит девчонка, измученная, с потеками косметики, случайно толкает бабку,  садится через проход)

Явилася! Тебя не ждали тут!

Девчонка(зло)
Отстань бабуся

Бабка(всплескивает руками)
Я ж и виновата?
Ты на себя, шалава погляди–
Лицо в грязи, татуировки,
Шрамы!
Чего волчицей зыркаешь?
Поди кололась чтоб найти свою нирвану?

Девчонка(сжав зубы)
Достала бабка, я прошу тебя отвянь!
Могу ведь и заехать, в репу хочешь?

Бабка (нюхает воздух, ворчит)
С утра уж налакалась эта пьянь,

Девчонка
Но,но, потише, ты чего  бормочешь?

Бабка(рассуждает)
Чё не живётся? Ты ведь молода,
Здоровье, силы, есть к чему стремиться.

Мама
Я тоже, тоже верила. Ждала,
Что чудо прям на днях должно свершиться.

Бабка
И дождалась?

Мама(кивает согласно головой)
Но  короток был век, что женским счастьем
Называют люди,

Наверно так устроен человек–
Надеется, с другими лучше будет…
(опускает голову)

Девчонка(поворачивается, в слезах, кричит)
Обрыдло все! Предательство, разврат,
Нет смысла в жизни, нету веры людям!
Как ни крути никто не виноват,
Что нет души, которая полюбит.
Кругом обман, надежды вовсе нет,
Меня из жизни выбросил окурком!

Бабка(печально-устало)
Для баб бывает черным белый свет,
Зачем связалась с этим полудурком?

Девчонка
Я жить не буду, хватит! Не хочу!
Ненужная, настырная, обуза.
В Америку– сказал– один лечу,
Зачем там дипломату девка с пузом?
(плачет навзрыд)

Малыш (ёрзает, решительно слезает с лавки, подходит, трясет за плечо, кладет ей на колени игрушечного котенка)
Его зовут Братишка, не забудь!
Он самый лучший друг на белом свете.
Ты не грусти и  веселей с ним будь,
Ведь за него ты навсегда теперь  в ответе.

(девушка недоуменно смотрит на котенка, выдернутая из бесконечности горя)

Мама(подходит гладит девчонку по голове)
И приезжай, я адрес напишу,
От Димки много детского осталось.

Бабка(деловито пишет телефон на обрывке, сует в руке девушке)

Сегодни я свой шкаф поворошу,
Пелёнок внуков  там лежало малость.
По телефону, доня, позвони,
Я страсть люблю понянчиться с младенцем.

Малыш(обнимает девчонку)
Ты не одна! Ты слышишь?  Эй, пойми!
Любовь живёт у каждого под сердцем…

Голос
Они сошли на станции глухой
Сквозь  холод, грязь и слякоть пробираясь.
Одна сидела. На коленях кот.
Смотрели друг на друга улыбаясь...

Второе действие (привокзальная площадь)

Эпизод1

Персонажи:
Мама девочки
Девочка
Бабушка
Массовка

( шум машин, звон трамваев, спешащие люди)

Голос
На площади вокзальной у метро,
Под шум толпы и звон лихих трамваев
Стояла бабушка, в поношенном пальто,
Подмерзшие фиалки продавая.

Бабушка(стоит у столика с горшочками цветов)
Пожалуйста, купите господа,
Недорого, почти совсем задаром

Прохожий(с досадой)
Я тороплюсь

Прохожая(равнодушно)
Спешу

(подбегает пацан, хватает горшочек, кривляется)

Пацан
Эгей, баба Яга, следи получше за своим товаром! (убегает)


Бабушка(безнадежно сама с собой)
Кто виноват, что денег нет на хлеб,
Что одиночество захлестывает душу?
Кончается судьбы земной забег,
Мечты не получились –Богу в уши...

(к прохожим с надеждой)

Вы только посмотрите, ведь они,
Такие милые, как маленькие дети.

(появляются двое наглых типов)

Эй бабка, быстро штуку нам гони,

(увидели полицейского )

Атас, менты! Уходим! Щас заметят!

Бабушка( прохожим, из последних сил)
Возьмите их, пожалуйста, прошу!
Ведь как помру, засохнут сиротинки

Студентка
Отстань бабуся

Студент
Старая, спешу

Бабушка(грустно)
Не растопить сердец холодных льдинки…

(Мимо идут мама с дочкой, девочка замирает у цветов, смотрит на бабушку)

Дочка
Мамуля, мамочка, цветочки– посмотри!
Какие славные, бедняжечки, замёрзли!

Мама(с сочувствием смотрит на бабушку, переглядываются с дочкой)

Мама
Давай с тобой возьмём горшочка три,
А хочешь больше?

Девочка(радостно кричит)
Очень! Без вопросов!

(подмигивает матери)

Девочка
Бабуля, бабушка, на денежку, возьми,
А можно мы ещё придем, с подружкой?
И про уход подробно объясни–
Для школы нам фиалок много нужно!

Бабушка(суетится, неловко гладит горшки, складывает в корзину)
Как славно, что нашла  хозяев вам,
Теперь душе на капельку полегче

Мама
Как в темноте пойдете по дворам?
Мы понесем

Бабушка
Господь послал мне встречу.
Вы приходите, видите тот дом?
На первом этаже моя квартира.
Чайку душистого с баранками попьем,
С котишкой познакомитесь задирой.
Как мужа схоронила, все одна,
Детишек Бог не дал нам к сожаленью.
И одиночества постылого стена
Давила сердце, не было спасенья.

Девочка
Конечно!

Мама
Обязательно зайдём!
Мы в  городе недавно появились

Бабушка
Я буду ждать. Для вас открыт мой дом.

Девочка(удивлённо вспомнив)
А мне фиалки эти ночью снились...

Голос
Девчонка прыгала веселою козой,
Вокруг бабули и любимой мамы.
Сгущался вечер, дождик лил косой,
Но стало вдруг на свете меньше драмы.
Они ушли, оставив легкий след
Из доброты, воскреснувшего чуда.
Помочь другому может человек,
Цветы любви дарующий повсюду...

Эпизод 2
Персонажи
Мальчик
Нищий
Дама

Голос
По площади снует народ,
Холодной, темною толпою.
Здесь жизнь летит, а не идет,
И каждый занят лишь собою.
Кружит людской водоворот
Из лиц чужих, бездумных взглядов,
Через неделю Новый год,
Успеть подарки выбрать надо.

(Мальчик бедно, но чисто одетый. В рваных кроссовках, громко читает детские стихи, шепотом молитву БОГОРОДИЦЕ, недалеко от него сидит нищий)

Нищий
Стараешься? Не подадут,
Ты лучше пой, иль плачь погорше,
И зря ты появился тут,

Мальчик
Мне надо денежек побольше.
В больнице мама у меня,

Нищий
Чего ж так?

Мальчик
Врач сказал- помогут,

Нищий
Ну а родные?

Мальчик(пожимает плечами)
Нет

Нищий
Друзья?

Мальчик(качает головой)
У всех свои дела, заботы.

Нищий
Отец-то есть?

Мальчик
Наверно да, его не видел я ни разу.

Нищий
Не повезло тебе-беда.
Не уличный ты, видно сразу.
Таким, как ты не место здесь,
Ведь пропадешь- любой отлупит.


Мальчик
Мне б на лекарства и поесть,
А там уж все равно- что будет.

(снова читает стихи и молитву БОГОРОДИЦЕ,
из-за угла появляется элегантная, дорого одетая седая дама, останавливается напротив мальчика. задумавшись смотрит на него)

Дама
Замерз наверное, малыш?
Стихов, я вижу много знаешь.
Ты никуда ведь не спешишь?
Нужна мне помощь, понимаешь?
Пойдем со мною, не шучу-
На час найду тебе заботу.
Твои услуги оплачу

Мальчик
Я не боюсь любой работы!

Дама
Один живешь, и папы нет?
А как же школа и учеба?

Мальчик
В больницу к маме я чуть свет
Потом сюда- собрать немного.
Я проживу, на хлеб дают,
Жаль, на лекарства не хватает.
Конечно иногда и бьют.
За что? А кто их к бесу знает…

Дама
Мой внук вдали, в учебе весь.
Ровесник твой, и вы похожи,
Хочу, чтоб ты примерил здесь
Ему прикид - размерчик тот же.
На Новый год пора послать
Подарки, сласти и обновки.
 
Мальчик
Ну что ж, пойдемте выбирать,
А то получится неловко.
(уходят)

Нищий(грустно)
С размером трудно угадать,
Мальчишки быстро вырастают.
А мне внучаток не видать,
Забыл, как дочку величают…

(Достает из -под полы бутылку, прикладывается, продолжает с надрывом)

Была жена, работа, дом,
Но водки зов стал жизни смыслом.
Запой–  тяжёлый, страшный сон,
Тоска, безрадостные мысли.
Жена ушла- чтоб ад забыть,
И покатился по наклонной.
Теперь уж некого любить-
Меня давно никто не помнит…

(плачет, снова прикладывается к бутылке, падает на бок)
Затемнение.

 В кафе за столиком Дама и Мальчик, рядом пакеты с подарками и вещами, мальчик жадно ест, с благодарностью смотрит на даму)

Дама
Я правду рассказать должна-
Прости, что сразу не решилась.
Осталась в жизни я одна,
Увы, так глупо получилось.
Пускай в том не моя вина-
Мой сын и внук погибли оба.
И никому я не нужна,
Нет больше в мертвом сердце Бога…
Когда увидела в толпе –
Молитву шепчешь у ступеней
Забыла о своей беде,
Мне показалась, ты мой Веня…
Так захотелось вдруг помочь,
Теплом согреть чужую душу.
Забрать от равнодушья прочь,
Дать Веру, что кому-то нужен…
Зовут Надеждою меня

Мальчик
А я Сережа, можно Серый.
А может с вами мы родня?

Дама
Навряд ли,
Да не в этом дело.
Тебя до дома провожу.

Мальчик(нерешительно, с надеждой)
Мы вместе к маме ? Рано утром ?

(мечтательно)

Я ей обновки покажу.
Она поправится?

Дама(твердо)
Ждём чуда.
Но ты же веришь в чудеса?

Мальчик
Конечно верю! Очень. Очень!
Я знаю, слышат небеса.
И я молюсь и днем и ночью.

Дама
Ну вот и славно, молодец,

Мальчик
Взаправду ты меня не бросишь?

Дама
Отставить слезы, слышь боец!
Машина ждет. Уже ведь восемь?
К тому же фруктов надо взять-
Мальчик
А можно, можно винограда?
Она мечтала…

Дама
Не рыдать!
Нам маме елку выбрать надо…
Затемнение

Голос
Так кто же мы ? Средь сотен дел
Спешим, не думая о главном.
Положен каждому предел–
Не важно, славный иль бесславный.
Но чистых душ живая нить
Ведёт по жизни сквозь ненастья.
Жалеть, надеяться, любить–
Вот составляющие счастья…


Рецензии