Воспоминания о Большеречье 17. На переломе

Район в то время пользовался популярностью у жителей города и других районов. Здесь всегда можно было купить по комиссионной цене мясо, колбасу, масло, сгущенное молоко. Когда я решил поменять квартиру в Большеречье на квартиру в областном центре, откликнулись одиннадцать желающих поменяться без всякой доплаты. Но мало было найти желающих поменяться, надо было сделать, чтобы районные власти отпустили. Партия была ещё сильна. Пришлось поработать над собственным имиджем, показать, что у меня всегда есть своё мнение, и я умею его отстоять. В феврале 1989 года первый секретарь дал добро на мой переезд в Омск. До того дня, когда Ельцин в конце июля 1991 года запретил партийные организации на предприятиях и в организациях России, оставалось меньше полутора лет. Но власть буквально ускользала из рук партии. Ближайшие выборы показали, что народ готов голосовать «за кого угодно, только не за коммунистов». В этом виновата сама «партийная элита».
Во времена «развитого социализма» наш район добивался значительных успехов, руководители района умели выбивать нужные фонды на технику, строительные материалы, товары народного потребления и выполнять планы «любой ценой». В новых экономических условиях нужны были новые методы работы. К сожалению в последние 15 лет ХХ века в районе уже не было руководителей, равных Ивану Миновичу Трылю и Геннадию Фёдоровичу Милютину. Они не были идеальными, но они умели стимулировать людей, направлять их на получение результатов и могли принимать правильные решения в изменяющейся обстановке. Важную роль всегда играет и окружение. Одни и те же люди могут быть разными, ориентируясь на запросы вышестоящего, они очень чётко понимают, чего ждут от них: правдивой оценки или победных рапортов.


Фото. Памятник Георгию Победоносцу и Каменный магазин - объекты "Старины сибирской".
Судьба Большеречья с начала перестройки типична для райцентров и малых городов. Полторы сотни руководителей, время от времени собирающихся в зале заседаний для обсуждения важных вопросов, вели себя так же, как и в других населённых пунктах. Почти все начали праведными или неправедными путями обогащаться, строить (себе) особняки и приобретать автомобили, квартиры для детей в областном центре, а, выходя на пенсию, уезжать в тёплые края. Как по окончанию трудной вахты. Особенностью малых городов и посёлков является спаянность элит. Одни руководители предприятий и учреждений вместе росли, другие являются соседями в посёлке или на дачах. У третьих общие внуки, четвёртые вместе выезжают вместе на природу: на рыбалку, охоту или просто отдохнуть. В таких условиях трудно ожидать требовательности со стороны контролирующих органов. Члены этого сообщества регулярно встречаются на районных мероприятиях, на похоронах бывших членов этого неформального объединения, где, тем не менее, есть не писанные, но строгие правила. Таким посёлкам и городкам свойственны одни и те же беды. Значительная часть мужского население ездит на заработки. Местная торговля держится на деньгах пенсионеров, бюджетников и вахтовиков. Ремонтно-строительные работы проводятся мелкими фирмочками, специализирующимися на заказах частников. Коммунальные предприятия время от времени банкротятся, на их месте создаются другие. И наблюдается общий отток населения в Санкт-Петербург, Москву. Молодёжь уезжает и в Новосибирск, а пенсионеры – в Краснодарский край.

Фото. Храм в бывшем здании почты.
 
А таким был самый первый в современной истории храм. Он сгорел от фейерверка во время праздника. Сначала здесь было кафе. Потом были изменены  его назначение и архитектура. Храм остался только на открытках и фотографиях.
Потом сгорел второй храм, располагавшийся в бывшей аптеке на улице новой. Уже давно строится новый храм на месте старого маслосыркомбината.


Рецензии