На холсте судьбы

Сердце… Уже не молодое… Требующее внимания… И заботы…
Итогом  чему аритмия,  которая  в последнее  время всё чаще стала заходить в гости к Аркадию Алексеевичу Ермилову, пытаясь получить у него постоянную прописку. В результате чего, уже ему самому пришлось, для проведения  «текущего ремонта», стать гостем стационара больницы, где, до выхода на пенсию, без малого три десятка лет проработал в должности главного врача.
Один из лучших кардиологов области, заслуженный врач был один на всём белом свете. Отсутствие  семьи  друзьям объяснял неправильно выбранной  специальностью. Вот если бы стал фармацевтом, то смог создать лекарство, заставляющее чаще стучать сердца представительниц прекрасного пола. А так как он кардиолог, то ему на роду написано бороться с проявлениями учащенного сердцебиения.
В действительности же, сначала ранняя смерть отца, затем учеба в институте, ординатура, защита диссертации, тяжелая болезнь мамы, требующая постоянного внимания, полностью заполнили тот отрезок времени, который называется молодостью. А далее работа с присущей Аркадию Алексеевичу самоотдачей, незаметно перевела быстрые надежды на встречу "с той единственной" в хроническую стадию длительного ожидания, окончившегося ничем.
Его бывший ученик, а ныне приемник, врач Богданов, работая ранее под его руководством, хорошо помнил моменты, когда при принятии решения, Ермилов проявлял удивительное упрямство, называя это убежденностью. И потому, встретив отказ, не стал предпринимать дальнейших попыток уговорить Аркадия Алексеевича лечь в отдельную палату.
Он хорошо помнил его фразу, что каждая болезнь имеет свой характер, который необходимо понять, ибо в нем заложен ключ к лечению, без чего всё остальное, в том числе попытки медикаментозного лечения методом проб и ошибок являются пустой тратой времени.
Наше время связано с постоянно увеличивающимся ритмом жизни. Требование принятия быстрых решений, явилось благодатной почвой для роста стрессовых ситуаций. Это позволило в списке Всемирной организации здравоохранения, включающем тридцать основных причин смерти людей, ишемической болезни сердца и инсульту прочно удерживать уже много лет первое и второе места.
Многофакторность этих болезней сильно усложняла возможность выделить тот основной, на характер которого ссылался Ермилов в своей фразе.
 Богданов определил для старого врача хорошую компанию и весьма удобную палату… С расчетом, что пенсионеру будет с кем поговорить – и заодно будет возможность применить свой бесценный опыт – ибо двое других пожилых мужчин страдали весьма серьёзными кардиологическими заболеваниями…
После короткого знакомства команда из двух седовласых стариков, сразу же признавшая в лице Аркадия Алексеевича  своего капитана, отправилась в двухнедельное плавание по просторам стационара горбольницы…
Один  из них был художником,  в свои семьдесят четыре  –  весьма уверенно держал в руках кисть и при этом очень хорошо передавал человеческие  образы. Цитируя Мандельштама он, внеся коррективы, любил повторять: «Глаз художника – орудие его мысли». Последние два дня он почти не отходил от холста, принесенного по его настоятельной просьбе детьми.  У него уже росли внуки – большая семья заботилась о своём дедушке, отце… Вот, только его жена не могла прийти – она была далеко, среди ярких звезд,  на которые с глубоким вздохом заворожено смотрел по ночам из окна палаты художник…
Другим  пассажиром  палаты номер семь был весьма пожилой и очень болезненный  человек… Артист театра  Веденеев Сергей Павлович оказывал, в своё время, со сцены почти  магическое  воздействие  на  сердца  не только находившихся в зрительном зале дам бальзаковского возраста, но и на сердечки совсем молоденьких девушек, примерявших на себя образы Кати Волковой из романа Алексея Толстого «Хромой барин» и Беренис  из «Стоика» Теодора Драйзера.  Доказательством чему две сегодняшние  посетительницы,  у  которых  время  так и не смогло загасить зажженный в них его сценическими героями огонь. Что на фоне любящих детей, внуков, а также хранительницы домашнего очага, о которой много веков назад Гомер говорил как об обладательнице дара бессмертных, характеризовало его как далеко неординарного человека. 
К большому сожалению, опыт врача, говорил Аркадию Алексеевичу, что их друг сердечный, к слову теперь и его товарищ, вряд ли сможет выйти победителем в спектакле, сценарий которого пишет жизнь.
Знал об этом и сам пациент… Но, никто, конечно же не подавал вида…
- Виват, друзья! – повторял Веденеев медперсоналу, двум друзьям по палате, родным, - можно избежать многих национальных и религиозных, обязательных и общепринятых обрядов – но, только одного ещё не удалось избежать никому!.. Прощание со сценой, - это, когда прощаетесь Вы, а плачут за Вас – уже другие…
Сегодня, друг и художник закончил портрет… Не Веденеева, нет…
- У меня их слишком много! – говорил артист, - а, нужен будет – только один!.. Пишите лучше нашего доктора!..
И, мастер написал… До этого дня Аркадий видел только тыльную сторону холста… Но, сейчас…
Он увидел то, что потрясло пожилого человека до глубины души!.. На холсте был он, в окружении близких людей, которых у него никогда  не было…
Художник создал  для  него целую семью – жену, детей, внучку… Да, да!.. Именно, так!..
Этот чудесный подарок – стал самым дорогим для Аркадия… Особенно – внучка… Чудесное дитя смотрело на дедушку добрыми, милыми, умными карими глазами… От этого взгляда  –  сердце его сжималось  в теплый, пушистый комочек и мурлыкало песенку в старческой груди… Казалось, всё так и должно быть – семья, внучка… Жизнь прожита не зря!..
Он уже определил место этой чудесной картине – в центре зальной комнаты.
А, сейчас… В палате, среди его друзей  происходила трагедия… Веденеев  лежал на спине – рассматривая потолок так, будто это был зрительный зал…
Утром его навестила жена с внуками…  Вечером… Он не знал – наступит ли для него вечер… Выступление на «Бис!» - отменялось…
К художнику тоже пришли родные… Более того,  они обещали на  следующий день принести  внука… Новорожденный наконец предстанет перед своим дедом!..
На сегодня – это были все посещения…
Родные же Аркадия  находились  всё время рядом… Холст стоял на его тумбочке…
Наступил вечер… Хрип огласил тишину палаты… Даже Веденеев, перестал рассматривать потолок и поднялся с постели…
Вот уже… Кто, кто?!..  Только не его сегодня вечер прощаний…
Плохо стало художнику… Медсестра поставила капельницу, сняла кардиограмму… Дежуривший  врач  подтвердил  опасения  Аркадия  Алексеевича. В коридоре он тихо шепнул ему:
 - Тромб в сердечной артерии… 
Обречённость  ситуации  говорила  сама  за  себя…
Капельница медленно наполняла обмякшее тело художника живительным раствором… Он лежал и улыбался…
Не умер!.. Значит – завтра он увидит внука!.. Это сейчас самое главное для него!..
Дверь в палату приоткрылась…
Вошла женщина… Молодая… Не медсестра… Серое платье, старинный крой – стиль ретро… Изящная обувь… Взгляд… Взгляд?!.. Холодный…
Нет!.. – Аркадий Алексеевич привстал и обратился к ней, - пожалуйста, - не  сейчас… Завтра он должен увидеть внука… А, можно?.. Обмен?.. Я, например?..
- Вы?.. Ах, да… Один… Не для кого… Понимаю… Можно…
Стало холодно… Темно… Тихо… Аркадий тянулся было к холсту… Но… Не успел… Безмолвие…
Резкий  яркий  свет… Что такое?.. Где это?..
Он стоял на лугу… Кто-то нежно коснулся его руки… Девочка… С холста?!..
Внучка!.. И… Ещё, люди…
Его дети!.. Жена!.. Они спешили к нему!..


Рецензии