Михайлов день

            Звонок раздался вечером девятнадцатого сентября.

– Викулечка, здравствуй, с праздником тебя Архангела Михаила!

Звонила прихожанка нашего храма, дама почтенного возраста, которая несколько месяцев назад переехала в другой город, но в каждый праздник неизменно раздается ее звонок, которого я уже жду. Нет, чтобы самой позвонить! Но темп современной жизни, многозаботливость о хлебе насущном и недостаточное внимание к ближнему являются теми бревнами в моем глазу, которыми мне, наверное, не удастся оправдаться перед Господом. А пока я с умилением слушаю голос моей собеседницы:

– Дорогая моя, ты же мне как дочка, так я соскучилась, так рада слышать твой голосок! День сегодня какой замечательный! Особенный. Помолилась я с вечера Архистратигу Михаилу за подругу мою, за некрещеного мужа и за других родственников. Михаил-то Архангел сегодня крыло в ад опускает, по милости Божией грешников оттуда вызволяет. Какое нам утешение! Очень скорбела я о своей покойной подруге, самовольно жизнь скончавшей, и некрещеном муже, молилась о них домашней молитвой все эти годы.

                Моя подруга Люба была добрейшим человеком, часто встречались с ней в храме и помимо храма тесно общались. И вот случилось ей заболеть – с инсультом положили Любу в областную больницу. А в это время дома умирает ее муж. Похоронить мужа Люба, конечно, не смогла, и на поминках девятидневных ее не было. Только к мужниным сороковинам она кое-как выписалась из больницы. Внешне Любочка выглядела спокойной, не плакала, истерик не закатывала. А что там было у нее в душе и голове – один Бог знает. После возвращения Любы из больницы, я месяц прожила у нее дома, поддерживала, как могла. Здесь же в городе живет ее дочь, которая тоже не оставляла мать с горем наедине. В общем, заботились о ней, как могли. А она через полгода руки на себя наложила. Это таким ударом было для всех нас!  После инсульта она так ни разу порог храма и не переступила, хотя я всегда звала ее на службу. А ведь до этой череды трагедий в семье Любы, она была прилежной прихожанкой.

                Вот и болит у меня душа за подругу мою дорогую. Жалко ее, что не потерпела она своего креста. Ведь написано же в Евангелии, что претерпевший до конца спасется! А однажды услышала я от своей доброй приятельницы о том, что молятся сугубой молитвой об усопших Архангелу Михаилу в дни его почитания 19 сентября и 21 ноября, это по новому стилю. И как Архистратиг помогает верующим по этим их молитвам! Вот что произошло потом…


             Тут я прерву ненадолго рассказ моей собеседницы и расскажу немного о моем знакомстве с Архангелом Михаилом.

            Михайлов день всегда отмечали в нашей семье даже в советское время. Не то чтобы отмечали как-то по-особому, но вспоминали, ждали его прихода, поздравляли с днем ангела родственников, носивших имя Михаил. Все-таки два моих деда и два прадеда – Михаилы. В детстве я не понимала, почему день двадцать первое ноября называют Михайловым? Тем интереснее было узнавать об Архангеле Михаиле – начальнике воинства небесного уже в зрелом возрасте. Еще Архангела Михаила называют Архистратигом. Архистратиг с греческого переводится, как главнокомандующий.

           Не только в нашей семье любят и почитают этого славного Архангела, но и по всей Руси всегда чтили и строили храмы в честь Архистратига Михаила. Ни одно сердце не может оставить равнодушным история, произошедшая еще до сотворения Богом видимого мира. Любимый ангел Господа, ангел света – Денница возгордился своими способностями, полученными от Бога и, позавидовав славе самого Бога, захотел сам стать, как Бог, подговаривая на бунт против Всевышнего подчиненных ему ангелов. Тогда в праведном гневе обратился к нему Архангел Михаил: «Ми ка Эль?» (по-русски это звучит как «Ми ха ил»), что в переводе с еврейского означает: «Кто, как Бог?», то есть, кто посмел себя посчитать равным Богу? И Денница был низвержен Архангелом Михаилом, превратившись тотчас в сатану (дьявола), вместе с отпадшими от Бога ангелами, которые сразу превратились в бесов.

               Русский народ по природе своей защитник, имеющий жертвенную душу. Потому так полюбился ему Архангел Михаил, вставший на защиту Истины. К нему обращаются в молитве об исцелении болящих, в других нуждах. Но более всего, пожалуй, почитается он народом православным, как защитник душ умерших.

                До наших дней дошла проповедь патриарха Александрийского Тимофея к празднику чуда Архистратига Михаила в Хонех. Патриарх Тимофей рассказывает о чудесной помощи усопшим, которую оказывает Архистратиг Михаил в дни его почитания – 19 сентября и 21 ноября, ссылаясь на рассказ, найденный им в доме Прохора, ученика Иоанна Богослова. При современных средствах связи этот дивный рассказ в наше время доступен каждому желающему с ним ознакомиться. Я же напомню только кратко суть повествования.

                Архангел Михаил в чудесном видении явился апостолу Иоанну Богослову. Апостол Иоанн удостоился видеть, как Архистратиг, приблизившись к душам, осужденным на мучения, трижды с молитвой опускал к ним свое белоснежное крыло и выводил из ада огромное количество человеческих душ, избавляя их от страданий. Такая сила дана ему Господом за верность, проявленную в борьбе с падшими ангелами.

                Опираясь на дошедшее до наших времен предание, опытные священники советует молиться под праздники Архангела Михаила с восемнадцатого на девятнадцатое сентября и с двадцатого на двадцать первое ноября, «…ибо Архангел Михаил под свои праздники ночью находится на берегу долины огненной и опускает правое крыло в геенну огненную, которая в это время гаснет. Молись под эти ночи, называя усопших по именам и проси, чтобы он вывел их из ада, и он услышит молитву просящего. Помяни родных, знакомых и близких, называй их имена, добавляя при этом (и сродников по плоти до Адамова колена)».

                В интернете можно найти двухчасовой документальный фильм, в котором диакон одного из храмов Санкт-Петербурга Сергей Евгеньевич Досычев, сын профессора медицинского института, свидетельствует о своем умирании в пору своей молодости, будучи студентом второго курса. https://www.youtube.com/watch?v=vWnswTzp4Ds

Очень душеполезный фильм, в котором отец Сергий рассказывает о том, как ему был показан загробный мир. В частности, он говорит о своей встречи с Архангелом. Архангел был очень красив не только внешностью и одеждами, но красив в своем могуществе. По словам отца Сергия Архангел был велик ростом, высотой с десяти-четырнадцатиэтажный дом, а рост Сергия едва ровнялся высоте пальца ноги Архангела. В то же время они разговаривали лицом к лицу. Как это было возможно, Сергий не мог объяснить, однако это было именно так. Еще его поразила сила любви, исходящая от Архангела. Есть в невидимом мире вещи, которые мы не можем объяснить нашим земным разумом.  Сергию не было названо имя Архангела, но слушая свидетельство очевидца, который своими глазами видел небесного воина-ангела, мы можем отдаленно представить, как может выглядеть Архистратиг Михаил.


                Но вернемся к нашему повествованию. О чудесной помощи Архистратига Михаила душам усопших по молитвам близких я читала много лет назад, и… «благополучно» о том забыла. Так и пролежали эти знания в моей памяти, не принося никаких плодов. И вот звонок моей знакомой оживил давно забытое. Итак, вот что она мне рассказала дальше:

– В канун ближайшего праздника Архангела Михаила помолилась я ему просто своими словами горячей вечерней молитвой. Молилась за Любу и (не зная, можно ли просить Архангела за некрещенных усопших?) помолилась за моего некрещенного мужа. Чтобы Архангел Михаил, если будет на то воля Божия, вызволил из ада дорогих мне людей. В эту же ночь снится мне сон. Вижу продолговатую комнату, довольно просторную, вдоль стен сидят на лавочках люди. И я присела на свободное место. Смотрю, посреди комнаты на стуле сидит моя Любочка. Такая хорошая, лицо у нее спокойное и одежда светлого тона. Я сижу и любуюсь на нее. В это время заходит в комнату мой покойный муж. На нем добротная такая рубаха и он улыбается счастливой улыбкой. А я почему-то возмутилась и громко говорю:

– А этот что здесь делает? Ему же сюда нельзя! Он ведь некрещеный!

                Но никто мне ничего не ответил. Муж подошел и сел недалеко от меня на лавку через несколько человек. Я смотрю на него, а он наклонился вперед и через людей смотрит на меня. Счастливый, улыбающийся. А я, как это бывает во сне, без слов его понимаю, будто он мне говорит: «Как я тебе благодарен! Я так тебе благодарен!»  Вот и весь сон. С тех пор я всегда молюсь Архистратигу Михаилу, но подобных снов больше не видела.

                На этом рассказ моей доброй знакомой окончился, мы тепло попрощались, а я поспешила отметить в календаре канун праздников Михаила Архангела. Ведь и в моей семье есть родные и близкие мне люди, самовольно с жизнью расставшиеся. И мне есть о ком сугубо помолиться Архангелу Михаилу.


Рецензии