Джонас Сайкс. Божья работа чудесна и превосходна

БОЖЬЯ РАБОТА ЧУДЕСНА И ПРЕВОСХОДНА!
Джонас Сайкс (1911)
https://www.pristinegrace.org/media.php?id=1590
 
Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.  Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли...  И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!
Ис.28.21-22,29
 
Пророк Исаия был сильным сторонником Божьего решительного совета, распространяющегося на все события; это ясно видно во всем, что он написал. В этом тексте Господь заявляет, что Он может исполнить Свое дело и осуществить Свой замысел, хотя он кажется нам странным. Это то, что может сделать только Он Сам, и эти слова используются для обозначения цели; это значит, что Бог восстает и гневается с целью, указанной в данном тексте
Эта цель, как более подробно объяснено в следующем стихе - истребление, которое должно распространиться по всей земле. Этот текст несомненно заставляет нас задуматься о природе и характере Бога и Его вечном замысле, как об этом говорится в Его решительном совете. Неправильное представление о природе и характере Бога обязательно приведет нас к неправильному пониманию природы и характера Его целей. Учение, которое проповедует человек, - это измерительный стержень, с помощью которого можно правильно определить длину и ширину, высоту и глубину совершенства или несовершенства Бога своей концепции. Если человек  понимает Бога как вечного, неизменного и абсолютно и вечно совершенного в мудрости и силе, его учение всегда будет соответствовать этой мысли, и, таким образом, его представление о Боге будет отражено в каждом его доктринальном высказывании. Чтобы представить Бога как вечно совершенного в мудрости и силе, мы должны понимать, что Его замыслы, указы или решимость исходят от Него Самого и полностью основаны на совете Его воли, и Его воле никоим образом не может помешать влияние какой-либо внешней причины, силы, обстоятельств или событий, предусмотренных, но нежелательных. Утверждать иначе - значит отказывать Богу в вечном совершенстве. Сказать, что Он был «прежде всего» и что Он «Создатель всех вещей», которые на небесах и на земле, которые видимы и невидимы, будь то престолы или владычества, или начальства или силы (Кол.1.16), и в то же время сказать, что все или любая часть этих вещей, которые Он создал, не работают точно так, как Он желал или намеревался, когда Он их создал, ни больше, ни меньше, значит сказать, что Он либо не обладал достаточной мудростью, чтобы разработать план их создания, чтобы они делали именно то, что Он хотел, чтобы они делали, не больше и не меньше, или у Него недостаточно силы, чтобы действовать так, чтобы их создавать таким образом, что они будут делать это, не более и не менее. Если мы признаем, что Бог знал, каков будет результат, если Он сотворил мир таким, каким Он это сделал, тогда мы признаем, что Он пожелал этих результатов или был бессилен предотвратить их. Первый вариант признает, что Он предопределил все, а последний признает, что Он несовершенен.
Какой разумный человек, собирающийся сделать машину или орудие, сначала не обращает внимания на свое намерение относительно того, что он хочет, чтобы его создание  делало? И, определив, чего именно он хочет добиться, разве он не использует всю свою мудрость, чтобы разработать план своего создания, чтобы он соответствовал точным требованиям его воли и выполнял их? И если, таким образом, своим разумом он разработал план исполнения требований своей воли, разве он не использует в полной мере свои силы или способности таким образом, чтобы исполнить все так, чтобы создание сделало именно то, что он готовил его делать? Если он увидит, что, если все будет делаться не так, как он планировал,  и его творение не будет делать то, что он хотел или намеревался сделать, но сделает то, чего он не хочет и не намеревался  - то разве, если он достаточно мудр, он не изменит свой план так, чтобы, когда все будет сделано, результат соответствовал точным требованиям его воли и выполнял их? И когда его создание будет сделано и сможет действовать - не отразит ли оно своими действиями и движениями точный характер мудрости, которая его спланировала, и силу или способность, которая его создала? Если творение делает то, чего не хотел делать его создатель - разве мы не видим сразу, что он где-то допустил ошибку, либо в своем плане, либо в его исполнении? И разве эта ошибка не говорит о том, что он несовершенен?
Так неужели Бог менее разумен, чем человек? Если то, что сотворил Бог, делает то, что Он не желал или не стремился к тому, чтобы это делалось, и оставляет неисполненным то, что Он создал или намеревался исполнить - то разве Его совершенство не подвергнется сомнению в силу мастерству Его руки так же, как на самом деле совершенство человека, если судить по тому же правилу?
Павел дает нам это правило, позволяющее судить о совершенстве Бога, когда он говорит: «Ибо невидимые вещи Его от сотворения мира ясно видны, дающими понять благодаря тому, что создано, Его вечную силу и Божество, так что люди остаются без оправдания" (Рим.1.20). Слово «сила» здесь означает совершенство Его творческой силы, которая включает в себя Его волю, мудрость и силу, когда они представлены в вещах, которые сотворены благодаря искусству Его рук. Тогда мы можем оправдать наши суждения о  совершенстве Бога по тому, что Он сотворил.
Есть много мест в Писании, которые привлекают наше внимание к Богу как Создателю всего сущего, призваны укрепить наше представление о Его бесконечном совершенстве и величии. Тогда человек, который, открыв перед собой книгу природы, придет к выводу, что то, что сотворил Бог, делает больше или меньше, чем Он пожелал и устроил в Своем Божественном плане, должен будет отрицать бесконечное совершенство Бога, и Павел говорит, что он остается "без оправдания" за это. Люди, о которых говорит пророк в тексте, с которого мы начали, принадлежат именно к этому роду. О них говорится в той же главе: "Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются" (Ис.28.7).
Это точное положение вещей сегодня, и это является причиной великого спора по вопросу о Божьем суверенитете и об условиях. Это "вино и крепкий напиток" не означает буквальное вино или виски, но намекает на доктринальные принципы, которые люди впитали. Они пьяны от вина учений Вавилона. Это заставляет их ошибаться в видении, когда они смотрят на то, что сотворено, что является делом рук Божьих, и спотыкаться в суждении, когда они судят о Его совершенстве по тому, что сделано, и приходят к выводу, что творения с одной стороны делают гораздо больше, чем замыслил их Создатель, и гораздо меньше с другой, и, таким образом, они ставят под сомнение Его совершенство и суверенитет. В ст.9 пророк спросил: «Кого он научит знанию? И кого заставит понять учение?". Затем он отвечает: «Тех, которые отлучены от молока и взяты от груди». Таким образом, мы сразу видим, что за доктрина является предметом рассмотрения. Они не только ошибаются в видении и спотыкаются в суждении, когда смотрят на дела Божьи и, таким образом, ошибочно оценивают Его по Его делам, но когда они читают Его слово, они делают то же самое, поскольку мы читаем в ст.13: "И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены". Здесь ясно видно, кто ошибся в видении и споткнулся в суждении. Это те, кто считает, что Божьи заповеди, изложенные в Его слове, были предназначены для людей, чтобы они повиновались им и таким образом получили благоволение Бога и избежали неприятностей и ужасных бедствий, которые здесь возвещены для этого народа. Но в этом стихе наиболее решительно утверждается, что они были даны этому народу с совершенно противоположной целью, ибо о них было сказано, что они "упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены". Те, кто отрицают замысел Божий во всем, даже в непослушании людей заповедям Бога, - это те, кто пьяны от ложного учения, и поэтому они ошибаются в видении и спотыкаются в суждении. Они те, о ком говорит Петр: "Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены". Петр верил в предназначение всех вещей, даже в отношении непослушания злых людей, и здесь утверждал, что эти люди были оставлены на непослушание.
Кто может об этом сказать, кроме неверующих? Исаия верил и утверждал ту же истину в последнем стихе, который я только что процитировал из 28-й главы; и не только это, но он утверждает, что истребление, которое придет на всю землю, определяется Богом. Он не останавливается на этом, но когда он делает это заявление, он затем выходит к людям в их каждодневном призвании и говорит: "Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?  Нет; когда уровняет поверхность ее, он сеет чернуху, или рассыпает тмин, или разбрасывает пшеницу рядами, и ячмень в определенном месте, и полбу рядом с ним.  И такому порядку учит его Бог его; Он наставляет его.  Ибо не молотят чернухи катком зубчатым, и колес молотильных не катают по тмину; но палкою выколачивают чернуху, и тмин - палкою.  Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его.  И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!" (Ис.28.24-29). Вот Божье дело даже в навыках и действиях людей! Как прекрасен действительно решительный совет нашего Бога! Он касается послушания (1 Пет.1.1) и непослушания (1 Пет.2.8); он достигает спасения (2 Фес.2.13) и осуждения (2 Фес.2.12, Иуд.4), и наших ежедневных занятий (Ис.28.23-29). И все же во всем этом Бог справедлив и прав (Втор.32.1-4). Но если это правда, плотский ум не может этого увидеть. Павел сказал: "Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.  В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет" (Рим.1.16-17). Система, которую разработал Бог, - это система, в которой никто не может видеть Его праведность, только если она открыта Им Самим. Неудивительно, что весь религиозный мир объединяется, говоря, что если Бог предопределил определенные вещи, то Он неправеден в Своем совете, и то, как это провозглашено в истинном Евангелии, известно только тем, кому Бог открывает это. Проповедник, провозглашающий это, должен обладать истинной верой избранных Божьих, а слушатель, получающий эту весть, тоже должен обладать ею; в противном случае проповедник не сможет проповедовать это, а слушатель ничего не сможет получить. Иисус говорит, что «мудрость оправдана для детей ее» (Мтф.11.19). Чтобы оправдать мудрость, разработавшую такой замысел, нужно родиться от той же самой мудрости.
Если мы провозглашаем, что Бог не определил ничего, кроме праведности, то каждый, от самого гнусного негодяя в камере неисправимых до самого популярного доктора богословия в толпе антихриста, присоединится к одному хору «аминь»; но если мы заявляем, что вечный Бог в Своем решительном совете определил, что будет в мире, то из того же рода людей доносится вой, который звучит по всей земле, заявляя, что Бог неправеден, и что нет такой вещи, как справедливость, если это правда. Но есть некоторые, что могут видеть праведность Божью в таком Евангелии, и они присоединяются к этой сладкой песни: «Велики и чудны дела Твои, Господь Бог Всемогущий, справедливы и праведны пути Твои, Ты, Царь святых».
Но давайте вернемся назад и более подробно рассмотрим смысл текста. Пророк говорит: «Я слышал от Господа Бога Саваофа, какое истребление  определено  всей земле». Если истребление было определено, то возникает законный вопрос: кто его определил? Если Бог определил это истребление на всей земле, когда Он определил его и чем Он был побужден к этому? Было ли это по свободному и неизменному совету Его собственной воли, что Он сделал это, или Он был побужден сделать это по какой-то внешней причине или влиянию? Если Он "без изменения и тени перемены" (Иак.1.17), и "Он тверд, и кто может обратить Его? Чего желает Его душа,то Он делает" (Иов 23.13), или, другими словами, Он "вчера, сегодня и вовеки Тот же" (Ефр.13.8), то, неизменный и абсолютно независимый, Он всегда был Владыкой окружающих миров и ничем не побуждаем вне Самого Себя. Если Бог  бесконечен в мудрости, то Он, несомненно, был достаточно мудр, чтобы составить такой план творения, чтобы все вещи, заключенные в нем, работали точно и всегда так, как Он хотел, чтобы они работали; и если Он  неограничен в силе, то Он  в полной мере способен сделать их такими, чтобы они это делали. Тогда, если Он не сделал их таким образом, почему Он не сделал этого? Он не знал заранее, что будет делать каждое из Его созданий? Если нет, то Он не был совершенен в мудрости. Разве Он не мог сделать их так, чтобы они делали именно то, что Ему нужно? Если нет, то Он не был совершенен в силе. Может ли какое-нибудь разумное существо, обладающее мудростью и способностью создавать что-либо, чтобы оно подходило ему во всех своих движениях, сознательно сделало это создание так, чтобы оно не делало того, чего создатель желал, и что оно должно делать? То, что Бог определил это истребление на всей земле, мы не можем отрицать. Сказать, что у Него не было в замысле чего-то, за что должно было быть наказание, и что Он был тронут творениями, чтобы определить эту цель, значит подорвать Его совершенство и сказать, что Он имеет первые и последние цели, сначала основываясь на свободном и неизменном совете Его собственной воли, а затем - на каких-то неприятных предвиденных событиях, которых Он, скорее всего, никогда бы не совершил, но, видя, что они произойдут, Он был побужден тем самым принять меры по их допущению. И поскольку в то время существовал Он один, это означало бы, что Он не мог устроить так мир, чтобы предотвратить их возникновение, но был вынужден из-за необходимости встречаться с этими новыми ситуациями и делать все возможное, что Он мог при данных обстоятельствах.
Бог говорит тем, кто придерживается такой идеи: «Ты думаешь, что Я таков же, как ты?" (Пс.50.21 KJV)? Чтобы избежать этого вывода, Писание вынуждает нас прийти к выводу, что все цели или определения Бога - имеют одно начало, и все они свободны и неизменны, и все они основаны на одной внутренней причине, совете Его собственной воли. Утверждать, что по замыслу Бога грех - вещь, которую уничтожит это истребление! - никогда не должен был входить в мир, и что Он был затронут, предвидя, что это определит все Его отношения с миром и с Его подданными - значит доказывать, что Бог во всех Своих отношениях с человеком как грешником в каждом своем действии совершал то, что Он предпочел бы не делать, но был побуждаем к этому из-за условий, навязанных Ему, которые Он предпочел бы никогда не допускать. Я должен сделать вывод, что это не так и не может быть правдой. Но мы не можем избежать этой позиции, если отрицаем, что Его свободный и вечный замысел охватывает все события. Я предпочту воскликнуть вместе с Павлом: "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь" (Рим.11.31-34).


Рецензии