Азбука Ахматовой - Горбовский, Городецкий, Горький

Азбука Ахматовой - Глеб Горбовский, Сергей Городецкий, Максим Горький
* * *
Горбовский Глеб

Глеб Яковлевич Горбовский (4 октября 1931 г. Санкт-Петербург), русский поэт и прозаик. Член Русского ПЕН-центра. Академик Академии российской словесности.

5 января 64. – А Горбовский?
- Стихи из вытрезвителя. Грош цена.
  Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой

Глеб Горбовский
СИЖУ НА НАРАХ…

Когда качаются фонарики ночные
и темной улицей опасно вам ходить, –
я из пивной иду,
я никого не жду,
я никого уже не в силах полюбить.
Мне лярва ноги целовала, как шальная,
одна вдова со мной пропила отчий дом.
А мой нахальный смех
всегда имел успех,
а моя юность пролетела кувырком!
Сижу на нарах, как король на именинах,
и пайку серого мечтаю получить.
Гляжу, как кот, в окно,
теперь мне все равно!
Я раньше всех готов свой факел погасить.
Когда качаются фонарики ночные
и черный кот бежит по улице, как черт, –
я из пивной иду,
я никого не жду,
я навсегда побил свой жизненный рекорд!
1953, Череповец
* * *

Городецкий Сергей

ГОРОДЕЦКИЙ СЕРГЕЙ МИТРОФАНОВИЧ (1884 - 1967), поэт. Один из организаторов “Цеха поэтов”.

О Городецком в Ташкенте Ахматова отозвалась так: «Потоки клеветы, которую извергало это чудовище на обоих погибших товарищей (Гумилева и Мандельштама), не имеют себе равных (Ташкент, эвакуация)
Л. Чуковская. Записки об Ахматовой

Что Сергей Городецкий молодой фавн, прибежавший из глубины скифских лесов, об этом я догадался еще раньше, чем он сам проговорился в своей книге:

Когда я фавном молодым
Носил дриад в пустые гнезда...
                М. Волошин

Это какая-то буйная, почти сумасшедшая  растительность, я бы сказал, ноздревская, в строго эстетическом смысле этого слова, конечно… Тесно молодцу да нудно…
                И. Анненский

* * *
Горький Максим

ГОРЬКИЙ МАКСИМ (ПЕШКОВ АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ) (1868 , Нижний Новгород - 1936, Горки, Московская обл.),  писатель. “Торквемада” русской литературы - решал кому дать штаны, а кого считать вне закона.

Роль и судьбы всех людей связанных с Горьким, с его домом, с его жизнью и смертью, - строго засекречена.

7 июня 56  вчера читала у Наташи…
Я кончила. – Если будете печатать – станет событием, - сказала Анна Андреевна.
Замечания у нее такие:
1) Слишко много Горького.
2) Не надо имени Пришвина среди писателей первого ряда….
* * *
Никаких слухов о его участии в деле Гумилева первоначально не ходило, о его заступничестве стали рассказывать лишь много позже, задним числом, просто для улучшения его репутации. Реально Горький был косвенно и прямо связан с двумя актами, касающимися заключенного Гумилева.

5 августа 1921 в ПетроЧК было отослано заявление из издательства «Всемирная литература» (возглавлял его Горький) с просьбой поскорее расследовать дело Гумилева, и в случае его невиновности его выпустить:
Августа 5-го дня 1921 г. В ЧРЕЗВЫЧАЙНУЮ КОМИССИЮ ПО БОРЬБЕ С КОНТР-РЕВОЛЮЦИЕЙ И СПЕКУЛЯЦИЕЙ. Гороховая, 2
По дошедшим до издательства "Всемирная литература" сведениям, сотрудник его, Николай Степанович Гумилев, в ночь на 4 августа 1921 года был арестован. Принимая во внимание, что означенный Гумилев является ответственным работником в издательстве "Всемирная литература" и имеет на руках неоконченные заказы, редакционная коллегия просит о скорейшем расследовании дела и при отсутствии инкриминируемых данных освобождения Н.С.Гумилева от ареста.
Председатель редакционной коллегии
Секретарь

Текст этот известен по машинописной копии из ЦГАЛИ. Подписи Горького там нет – после слов «председатель редакционной коллегии» фамилия не проставлена. Заступничеством этот текст тоже не является.
* * *
Анна Ахматова заговорила со мной о Максиме Горьком. Она сказала, что он настолько знаменит, что каждое его замечание и каждая его записка будут запоминаться и будут где-то опубликованы. У меня осталось впечатление, что, говоря о Горьком, Ахматова думала о себе.
Л. ГОРНУНГ. Записки об Анне Ахматовой.

* * *
Пробовал  читать  Горького  “Вареньку  Олесову”  которую  читал  лет  40  тому  назад  с  отвращением.  Теперь  осилил  только  страниц  30 - нестерпимо - так  пошло  и  бездарно,  несмотря  на  все  притворство  автора  быть  “художником”.
                И. Бунин

... Горький - малодаровит, внутренне тускл, он есть та шапка, которая нынче по Сеньке... Горький именно потому и икона теперь, что он не психологичен, несложен, элементарен.

12 июля 1953. Дикая судьба у Горьковского дома: - от Ягоды до Берии - почему их так влечет к гепеушникам...
Корней Чуковский

И у Горького что-то от “монастырского”; был книжник  и фарисей, любил фимиам и елей и очень любил “денежки”.. умел “деньги делать”. Любил поучать и обличать (фарисейство). Любил... богослужебный слог, часто употреблял церковные словечки: “сиреч” и пр. Сочинил житие - свое собственное, как многие отцы церкви... И читают ... как “священное писание”, как “жития”...
____________________
Горький - явление (...) от него все пошло. Подмена ума умствованием (...) презрение к страданиям, необыкновенная развязность. Дурной надуманный язык (Лев Толстой) все это видел и беспощадно высказал). Дурная напыщенность и - как ни странно - плохое знание жизни, людей. Все шито на одну колодку, все говорят одним языком... Все умничают...
Книге кланялся Горький, как “образованный” лакей... старавшийся казаться образованнее господ....
                И. Соколов-Микитов


Рецензии