Об именах. Томас Наст

Есть нации (или народы), представители которых на вопрос отвечают вопросом; если что-то прячут, то обязательно на виду у всех; больше всего они  любят выпячивать себя и приписывать себе заслуги и подвиги, которых не совершали; оскорбления они нередко воспринимают как похвалу, более того, они сами подбрасывают дополнительных дров в костёр обвинения в свой адрес и т.д.
Когда фактов не хватает, они считают, что можно приврать.
 Чем больше лжи, тем легче в неё поверить. Истина давняя.
По их же теории количество лжи переходит в качество: опровергать не успеешь.
За полтысячи лет накопились даже не Монбланы, а многие Эвересты лжи.
Разгребать ложь пока не начали, но подготовительные работы идут полным ходом, правда, не все их замечают.
 
А вы понаблюдайте в ближайшие дни, хотя бы до конца ноября 2019 года, кто к кому и зачем едет, какие переговоры на высшем уровне ведутся, что пытаются скрыть, какие мнения навязать. Особо посмотрите, кого Госдума встретит стоя. Много любопытной информации.

Что о них сказать ещё? По натуре своей они рабы, а потому очень трусливы, но клеймо раба возвели в ранг господствующего класса и показывают его как факт собственной исключительности. Оказавшись во главе мощных государств, они попытались приватизировать весь мир. Даже когда их идеи прихватизации чужого полностью провалились и ничего ни одному народу не доказали, они продолжают навязывать их и требовать разгосударствления и забоя тех куриц, которые ещё несут золотые яйца. Страны Восточной Европы этого хлебнули сполна.
Демонтаж мира лжи не за горами. Не исключено, что этот процесс будет проходить с выделением просто гигантского количества энергии, в том числе негативной.
А сейчас я хочу порассуждать о том, как недостаток легко превратить в достоинство, а некоторые карикатуры сделать яркими символами государственности.  В данном случае они связаны с именем американского художника-карикатуриста  Томаса Наста, иногда его называют Нэста.

 С детства я усвоил, что чёрных американцев часто называют дядей Томом. Это в связи с романом  Гарриет Бичер-Стоу  «Хижина дяди Тома» (англ. Uncle Tom's Cabin). Роман вышел в   1852 году и направлен против рабовладения в Америке. Мы его читали и обсуждали в классе более чем через сто лет после написания, но он не казался нам устаревшим. «Хижина дяди Тома» стала самым продаваемым романом XIX века, уступала только  Библии.

А белого американца называли дядей Сэмом.  И сейчас называют. Правда, советские       карикатуристы Кукрыниксы, Борис Ефимов и другие рисовали американцев толстыми, с зубами, как клавиши у рояля, с огромными мешками наворованных денег. Сами же американцы выставляли другой образ – дядю Сэма, совсем не толстого, а пожилого поджарого мужчину с тонкими чертами лица, с бородкой клинышком, в цилиндре цветов  американского флага, синем фраке и  полосатых  панталонах. Правда, первоначально этот образ был карикатурным.

Говорят, что дядя Сэм возник предположительно как олицетворение США во время британо-американской войны 1812 года. Американские  фольклористы  утверждают, что  понятие «Дядя Сэм» связано с мясником Сэмом Уилсоном, он  поставлял провизию на нью-йоркскую военную базу Трой (англ. Troy).  Уилсон подписывал бочки с мясом буквами U.S., имея в виду Соединённые Штаты (англ. United States), а солдаты в шутку говорили, что мясо прибыло от дяди Сэма (англ. Uncle Sam).

13 марта 1852 года нью-йоркская газета «NY Lantern Weekly»
опубликовала изображение дядюшки Сэма, оно считается самым первым. Это работа художника Томаса Наста (англ. Thomas Nast). Первоначально художник изображал дядю Сэма очень похожим на Брата Джонатана, фольклорного  персонажа  времён Войны за независимость (1776—1783) и являющийся персонификацией Новой Англии, как называли длительное время Союз Американских Государств - США. Один герой трансформировался в другого и стал по сути символом американского общества.

Споры о происхождении образа дяди Сэма продолжаются и сейчас, главное в том, что он в цилиндре и в звездно-полосатом костюме, повторяющем цвета  американского флага.

Впервые этот образ предложил карикатурист Томас Наст.
Другие художники этот образ усовершенствовали, и сегодня мы чаще всего воспринимаем дядю Сэма по плакату 1917 года  художника  Джеймса Монтгомери Флэгга, где призывают солдат идти на Первую Мировую войну, вступить в американскую армию и ехать воевать в Европу.

Дядя Сэм сурово смотрел с плаката и указывал на зрителя пальцем, подпись гласила « Ты нужен мне для армии Соединённых Штатов» (англ. I want you for U.S. army). Художник Джеймс Флэгг признался, что использовал своё собственное лицо как модель для дяди Сэма, а он имел сходство с актёром Сергеем Куриловым. Основные атрибуты дяди Сэма – цилиндр, полосатые штаны и звездатая куртка - остались от Томаса Наста.

А ещё считается, что Томас Наст «изобрёл» Санта-Клауса, то есть предложил образ доброго бородатого человека в сюртуке и панталонах. Образ оказался настолько удачным, что и через полтора века он остался вполне современным.

Как это случилось? Тут надо обратиться к судьбе художника.

Томас Наст (англ. Thomas Nast) родился в Германии, в Баварском городке Ландау  27 сентября 1840 года. Его отец был музыкантом в Баварском  полку.   Томас был еще ребенком, когда его семья эмигрировала в Нью - Йорк. Отец заметил , что у сына склонность к рисованию, потому определил его на учебу в художественную школу. Когда Томасу было 15 лет, в семейном бюджете не было средств для его обучения в школе. Как быть? Отец   обратился к  Фрэнку Лесли, владельцу журнала  Illustrated , в надежде найти работу для сына. Тому не хотелось возиться с мальчиком и он дал ему трудное задание: нарисовать  толпу на Кристофер-стрит. Однако  рисунки оказались  настолько  хороши , что Томасу дали работу.

В 1859 году Наст начал рисовать для Harper’s Weekly,   американском  политическом журнале, печатавшемся в Нью-Йорке издательством Harper & Brothers в 1857—1916 годах. В журнале печатались международные и местные новости, эссе, политический юмор. На 20 лет его графический облик был связан с карикатурами  Томаса Наста. Благодаря журналу, художник стал влиятельной фигурой в американской политике.

Перед Рождеством 1862 года на обложке журнала Harper’s Weekly Santa впервые  появилась доброжелательная фигура Санта – Клауса, почти такой, каким мы его представляем и сегодня.

Этому рисунку предшествовала в 1860 году поездка Наста в Лондон, чтобы сделать зарисовки основного спортивного события того времени — боксёрского поединка между американцем Джоном Хенаном и англичанином Томасом Сойером. Это позволило ему работать в Лондонском иллюстрированном издании, рисовать и писать статьи о военной кампании.  Наста привлекала борьба Джузеппе Гарибальди за освобождение Италии от вла¬сти не¬апо¬ли¬тан¬ских Бур¬бо¬нов. Он даже примыкал к восставшим, но потом женился и вместе с женой уехал в США. 

В 1862—1886 годах он работает в журнале «Харперс», зорко следит за событиями гражданской войны.  Он рисовал поля сражений на границе и в штатах Юга. Рисунки привлекали такое огромное внимание публики, что
Авраам Линкольн (англ. Abraham Lincoln), шестнадцатый президент США (1861—1865) и первый от Республиканской партии, освободитель американских рабов, национальный герой американского народа,  назвал художника Наста «наш лучший рекрутирующий сержант».

Томас Наст был сторонником тех преобразований, которые проводил Линкольн, выступая прежде всего против рабства. 15 апреля 1865 года Линкольна убили, семнадцатым президентом США   стал Эндрю Джонсон (англ. Andrew Johnson, 1865 - 1869),  первоначально он был представителем  Демократической партии, в 1864 году он стал вице-президентом при республиканце А. Линкольне (в то время блок, который они представляли, именовался «Национальный союз»). Став преемником Линкольна, Джонсон быстро утратил популярность. Не помогла и покупка у России Аляски. Художник Томас Наст не поддерживал политику Реконструкции Эндрю Джонсона и весь период его правления по сути выступал его оппонентом. 

После войны журнал Harper’s Weekly стал более лояльным к Республиканской партии, играя важную роль в избрании Улисса Гранта в 1868 и 1872 годах, восемнадцатого президента США.

В 1870-х годах Томас Наст начал в журнале агрессивную кампанию против коррумпированного нью-йоркского политика Уильяма Марси Твида. За окончание этой кампании Насту предлагали взятку в 500 тысяч долларов США, но Наст отказался. Ему угрожали. В 1873 году Твид был арестован, его  признали виновным в мошенничестве.
В декабре 1875 года Твид сбежал на Кубу, а оттуда — в Испанию, но там его опознали по одному из рисунков Наста и вновь арестован.
Наст вычислил, что Твида поддерживает хорошо организованное ирландское иммигрантское сообщество, чьи дела не всегда честны и прозрачны.

Наст и журнал Weekly , который он иллюстрировал, сыграли важную часть в президентских выборах девятнадцатого президента США Резерфорда Хейза в 1876 году. Позднее Хейз отмечал, что Наст был «самой сильной помощью, оказанной одним человеком, которая у него была».

 Однако в 1884 году Наст поддержал демократического кандидата Гровера Кливленда, который стал первым президентом-демократом с 1856 года.

Когда в 1877 году  умер владелец журнала Флетчер Харпер, изменилась  редакционная политика, Томас  Наст  стал реже печататься в журнале. Последняя публикация Наста  в Harper’s Weekly  была в декабре 1886 года с рождественской иллюстрацией, и журнал стал терять свою публику, да и свою политическую важность.   

Томас Наст был смелым журналистом, талантливым художником, честным политиком. Если бы он жил на сотню лет позднее, ему бы пришлось ещё сложнее, ведь он во многих современных ему явлениях, которые только всходили,  увидел, к чему они приведут в будущем.  Сейчас лжи и насилия стало на порядок больше. 

В целом Наст в своих политических рисунках поддерживал американских индейцев, китайских иммигрантов, категорически выступал против всех форм рабства. Уже в первых шагах Ку-Клукс-Клана он разглядел страшную ставку на насилие. На рисунке «Хуже, чем рабство» Наст изобразил отчаявшуюся негритянскую семью, чей дом был сожжён, и двух членов Ку-Клукс-Клана и Белой лиги, поздравляющих друг друга. Это требовало смелости и честности.

В рисунках Наста основной сюжет часто сопровождался многочисленными подробными дополнительными второстепенными сюжетами. Воскресные рисунки могли доставлять часы развлечения с сильным социальным подтекстом. Наст ввёл в практику американской карикатуры использование осовремененных сцен из произведений Шекспира в политических целях.

Но главное достижение Наста – это символика американской выборной системы. Томас Наст  первым ввёл изображение слона в качестве  символа республиканской партии. Это произошло в 1864 году. Осёл как символ демократической партии был известен ещё с 1837 года.

Одной из самых известных карикатур на эту тему стала работа «Третий срок паники». Карикатура появилась спустя три дня после того, как демократы впервые после гражданской войны завоевали большинство в палате представителей. Сторонник республиканцев Наст высмеял своих испуганных однопартийцев, изобразив их в виде слона, спасающегося бегством вместе с другими животными от осла в львиной шкуре. Роль осла в карикатуре отводилась газете «Нью-Йорк Геральд», писавшей о том, что президент-республиканец генерал Улисс Грант — это современный Цезарь, добивающийся третьего президентского срока. Сам Грант, кстати, восхищался Настом, и, одержав победу на выборах, заявил, что именно работы Наста помогли его избранию. Факт взят из Википедии.

Столько лет прошло с того времени, технологии изменились, а бодание двух самых крупных политических партий в США продолжается. Идут бесконечные телешоу, цель которых – разворошить весь мир ради собственного благополучия. Республиканский Слон и Демократический Осёл не могут поделить власть между собою.

Карикатуры Томаса Наста и через полтора века оказались злободневными.
Что касается судьбы самого художника. В 1902 году двадцать шестой президент США Теодор Рузвельт назначил Наста генеральным консулом в Гуаякиль в Эквадоре. Во время вспышки жёлтой лихорадки Наст самоотверженно помогал многочисленным дипломатическим и деловым миссиям избежать заражения. Однако сам заразился и умер в том же году. Тело Наста было доставлено в США и захоронено на кладбище Вудлон в Бронксе (Нью-Йорк).


Рецензии