Наука и жизнь

Посвящается Павлу Глобе (зачёркнуто).

РозЕн хмыкнул:

— Ну вот ты почему-то не споришь с тем, что завтра тебе лучше не появляться на работе.

МартЕн посмотрел на Розена как на чудака:

– А кто будет спорить с очевидным? Ведь это всё давным-давно доказано наукой, все эти связи с космосом, звёздами, планетами...

– Хотя когда-то была такая лженаука, – вставил Розен, – Называлась астрологией. И астрологи составляли гороскопы, для каждого человека они были уникальными...

– А вот и нет, – возразил Мартен. – Просто они составляли какой-то универсальный вариант, который подходил бы практически любому человеку. Ну и для каждого из двенадцати знаков зодиака были свои отличия.

– Ну, может, и так, – не стал спорить Розен. – Хотя думаю, при необходимости они могли бы для каждого человека вывести эдакий прогноз его жизни. А на чём это всё держалось? Только на вере людей. Конечно, не все верили... А что стояло за спиной этих астрологов? Правильно, ничего. Тогда ещё не было таких приборов, как сейчас, которые могли бы показать, что связь с космосом есть.

– Ты говоришь прописные истины, – устало махнул рукой Мартен. – Конечно, сейчас уже никто не спорит с настоящей наукой. У каждого из тринадцати истинных знаков зодиака есть свои особенности, мы все живём по этим правилам, но как же иначе? А раньше, представь, их было двенадцать, причём это разбиение на дюжину сделали просто для удобства, даже без учёта Солнца.

Розен усмехнулся:

– Да уж, хотел бы я посмотреть на человека, который бы начал отрицать очевидное и жить по своим законам.

– А раньше так и жили, представь себе.

– Ну жили и жили, но разве это жизнь? – пожал плечами Розен. – Это то же самое, что кораблю выйти в плавание без навигационных приборов, вслепую. Было и такое, конечно, но ты же помнишь, чем закончил, например, Титаник.

– Да, рискованно, – кивнул Мартен. – Представь себе, человек выходил на улицу, шёл или ехал на работу, а его судьба висела практически на волоске. Он мог попасть под машину, его могли обокрасть, избить, в конце концов и...

– Я понимаю, – перебил Розен. – В принципе, и сейчас такое возможно.

– Ну, это совсем уже камикадзе, я таких людей просто не понимаю, – проворчал Мартен. – Они не признают науку и не хотят зависеть от неё, хотя кому же делают хуже? Жить по принципу будь, что будет? До сих пор ведь есть и такие, кто не верит, скажем, в микробов. Мол, я их не вижу, а значит, их нет.

– Кстати, и прогнозов же как таковых у астрологов не было, – заметил Розен. – Кто из них прямо скажет, что произойдёт с человеком в будущем? Да если он осмелится в лицо говорить людям, что вот ты, к примеру, через неделю сломаешь ногу, а ты её не сломаешь, то его же поднимут на смех! Вот и приходилось им тогда хитрить, облекать в общие слова. Мол, неблагоприятный день. Ты шёл по улице и споткнулся или наступил в лужу, вот прогноз и сбылся. Хотя в хороший день, с точки зрения астролога, мы разве не можем споткнуться или наступить в лужу?

Мартен прикрыл глаза:

– Я не знаю, что ты мне хочешь всем этим доказать. Конечно, жить стало гораздо проще. Наука не скажет, что тебе на голову по улице Строителей, 25 завтра в полдень упадёт камень, но она довольно точно укажет, в какой день и в каком месте тебя будет поджидать неудача. Если мне бы написали, что в воскресенье я ни в коем случае не должен ходить в бассейн, то я не дурак, чтобы махнуть на научные расчёты рукой и пойти туда. Конечно, я буду уже предупреждён, может, всё обойдётся, но никто же не знает, что там на самом деле случится. Может, потолок обрушится или у меня будет судорога, когда я заплыву на самую глубину. Хотя, если грамотно за это дело взяться и по каждому посетителю составить такой прогноз... Можно предотвращать какие-нибудь массовые трагедии.

– Так в этом направлении уже идёт работа, – посмотрел на него Розен. – Просто это требует колоссальных сил и затрат, людских ресурсов и вообще... Тем более, что прогноз пока нельзя составить больше, чем на неделю вперёд. Наука не стоит на месте, конечно, но почему-то за многие годы они так и не продвинулись в этом плане.

– А я даже думаю, что и не продвинутся, – заявил Мартен. – Хотя учёные, конечно, говорят иначе. Мол, мощности не хватает и всё такое. Да не в мощностях дело. Все знают теорию изменчивости, хотя не все её признают.

– Я тоже её не признаю. Я считаю, что это всего лишь дело времени.

– А я верю, – упрямо проговорил Мартен. – Всё-таки даже маленькие события изменяют будущее. А уж если ты смог избежать смертельного прогноза, то тебе вообще нужно заново пересоставлять дальнейший...

– Ну, не путай понятия, – скептически поморщился Розен. – Смертельный прогноз – это смертельный прогноз. Понятно, что если человек послушался науки и смог избежать смерти, то ему нужно заново составлять прогноз на свою жизнь.

– Да-да, – пробормотал Мартен.

Ему начинала надоедать эта беседа.

– Что мы хотим друг другу доказать? Связь есть и доказана. Наука развивается. Когда-то была и алхимия. Превращали металлы в золото. То есть пытались превратить. Не получилось. Зато дали основу современной химии.

Розен усмехнулся:

– Ну в итоге же всё-таки научились превращать свинец в золото.

– Да, – улыбнулся Мартен. – Мечта человечества сбылась. Только с такими затратами... Это же сколько нужно потратить энергии, чтобы при помощи ядерной реакции превратить сто грамм свинца в грамм золота!..

– Неважно, – махнул рукой Розен. – Главное принцип. Научились и научились. И гороскопы на месяц научатся составлять.

Мартен что-то неопределённо хмыкнул, но видно было, что и ему эта идея была по душе.

– Ладно, – чуть помолчав, сказал он. – Значит, завтра собираемся у меня?

– Да, договорились, – кивнул Розен. – Или ты всё же рискнёшь?

– Нет, – покачал головой Мартен. – Если сказано, что в среду мне небезопасно быть на работе, то я не пойду завтра на работу. Я уже взял за свой счёт. Начальник сказал, что меня подменят. Конечно, жалко, что невозможно узнать точно, какая беда мне завтра грозила, но...

– Да вряд ли самое...

– Да знаю, знаю, – чуть раздражённо ответил Мартен. – Дальнейший же прогноз не прервался. Но приятного мало. И всё равно теперь его придётся перезапрашивать.

Мартен чуть помолчал.

– Ты знаешь, оно иногда напрягает. Нет, оно всегда напрягает. Раньше люди жили без всех этих премудростей и не тужили. А сейчас мы должны каждую неделю изучать все эти вещи, перекраивать свои планы, если нужно...

– Ну, – пожал плечами Розен. – Это же всё для нашего блага. Нужно радоваться.

– Радуемся, конечно, – слегка улыбнулся Мартен. – Но всё равно раньше люди были более счастливыми. Наверное. Меньше знаешь – лучше спишь.

– Мудро сказано.

Октябрь 2019 года, д. Ерёмино; правки 07, 11 ноября 2019 года.


Рецензии