Зачехленные музы

Конфуций – тот самый, который укоризненно и сочувственно смотрит с Площади Знаний КПИ прямо в окна нашей кафедры – кафедры философии, – утверждал (2,5 тысячи лет тому назад, на минуточку), что люди живут плохо не потому, что в бедности, но потому, что без надежды. Мы не будем здесь и теперь входить в подробности темы «бедность-богатство», темы очень емкой, сложной и интересной самой по себе. И: фантастически, – до сих пор, – не разработанной, не освоенной философией. И не только в силу собственной сложности и неисчерпаемости , но и … намеренно. Научной философией. Про «философии», коим счету нету ( а ведь : истина одна, у глупоты пределов нету) и речь не идёт. Там богатый – значит имущий. По типу обладания и, в конечном итоге – по праву частной собственности…
… Философия и художественное творчество.
Есть творчество и есть его контроверза – свитие.
Творчество – способ существования действительного гуманизма. Свитие –  способ существования реального антигуманизма. Можно творить, а можно вытворять.
…В мире царит взаимодействие всего со всем и познавать (а посему – знать) кроме него нечего. А зачем (желательно, конечно, по науке, истинно, адекватно, на уровне сущности) познавать и знать ? Так с единственной целью: дабы на основании этих и таких познаний и знаний в практиках преобразовывать, изменять этот мир. В своих (человека, людей, общества) интересах, вестимо.
Социальные, сиречь культурные взаимодействия суть общественные отношения. И важнейшее, базовое, культурообразующее из них – обмен. Обмен самостями, обмен деятельностями, обмен творчеством. Ежели вместо обмена адекватного – неадекватный, т.е., обман, то обмен – свитием. И – результатами последних (деятельности, творчества, свития).
Творчество – самая развитая форма развития, форма деятельности.
Свитие – превращенная форма деятельности.
Модус творчества – адекватный обмен.
Модус свития – неадекватный, деформированный обмен – обман.
Один из бесчисленных модусов обмена – торговля.
Один из многочисленных модусов обмана – торгашество.
Ныне – в период, когда предыстория на излете, торгашество свирепствует с неистовством неимоверным. Видимо, чувствуя отчетливо свою «финиту». А «финита» эта может быть лишь порядка двоякого: либо рукотворный Апокалипсис (гибель земной цивилизации, гибель всего живого на планете Земля; либо действительный гуманизм, сущий в форме практической всеобщности). И, – собственно, – способ существования его – творчество.
Констатируем. И итожим.
Нынче, –  у нас, – почти безраздельное их господство: реального антигуманизма, свития, обмана, превращенных форм культуры, торгашества etc.
Торгашество уже почти окончательно  сожрало экономику, науку, образование, искусство, литературу, спорт. Актер, музыкант, ученый, учитель, инженер, рабочий, писатель, поэт, спортсмен etc. превращены в «ассигнацию о двух ногах». Богатство редуцировано к денежной массе. Освоение – к обладанию. Жизнь – к «умению жить»… К существованию, прозябанию, выживанию…
Назовите мне хоть одно достойное (уж не говоря о выдающихся, а тем более – великих ) произведение искусства (в опере, в балете, в драматическом искусстве, в кино, в музыке, в живописи), назовите шедевры архитектуры, эпохальные научные открытия, технические и технологические прорывы глобального масштаба… Да просто: новые, – построенные, – заводы, фабрики, ГЭС, АЭС, ТЭС etc. Может (смена вывесок не в счет) появляются новые ВУЗы, новые школы ?
Увы и ах. На фоне нашей экономики, политики, культурной жизни, экологии, демографии etc. слава Богу, хоть ещё остатки былого не исчезли с лица земли окончательно.
Что констатирует ныне научно-добротная философия в части исследования эстетического (художественного) отношения (человека, людей, общества) к миру?
Полную его «расчехленность». Т.е. отношение (полная доминация этого и такого отношения) по мерам уродства: пошлости, мерзости, извращения, примитивизма, воспевания (?!!) насилия, лицемерия, двоедушия, измены и предательства, вызывание к жизни (жизни?) и развязывание, поощрение самых низменных чувств, инстинктов и практик … Разумеется, и мыслей. И даже – «философских». Местный классик масштаба фрейда, юнга либо слотердайка всегда найдется. Всегда под  рукой. Как и раньше находились. Эвона, сколько их нынче на нивах неспонтанного мифотворчества за мзду малую, не разгибаясь: пашет, сеет и жнет…
Вот жатва (ежели этим  и таким «аграриям от философии» удастся победить) будет очень грустной и печальной. Победа – Пирровой. И даже – не Пирровой, ибо в итоге – обезжизненная планета Земля. Ни победителей, ни побежденных. Ни грустных и печальных, ни радостных и торжествующих.
( Почему?  См. Б.В. Новиков, Феномен войны в оптике ХХІ столетия ). Где искать ? У Googla спросите…
Частный пример нашего управляемого одичания.
У нас – полное утверждение, можно даже сказать, торжество, –  да что там: апофеоз, материализма.
...От слова «мат». Наше (в смысле: ихнее): «вхождение в Европу» начиналось из робкого высмеивания всего нашего,  продолжилось выгогатыванием, закончилось –  осквернением. (Ну, тотальные поток и разграбление – это уж как водится. А иначе: зачем было огород городить?!).
...У нас нынче матом не ругаются. Им – разговаривают. Следовательно –  на нем (им) думают. Чувствуют. Практически действуют. Такова нехитрая логика (и практики) свития.
Поскольку, одно из «погонял» (наряду с «обсцентная лексика», «ненормативная лексика», «нецензурная брань» еtс.) этого «культурного феномена»: «сквернословие», следовательно – скверные слова, скверные мысли, скверные чувства, скверные практики, скверные субъекты, скверная жизнь. Жизнь?!
Почему «мат» – скверна?
Потому, что всё, что с него начинается как со скверны духовной, продолжается скверной чувств и заканчивается скверной практик. Сквернословие (сквернодумие) – скверночувствование – скверноделание. Практики. Скверные, разумеется.
Вы скажете: «а ежели в меру», «а ежели иногда», «а ежели случайно вырвалось»? Еtс.
Ну, во-первых –  из любого правила есть исключение.
Иногда «вырывается». Если иногда –  тогда бескультурье. Порицаемое. Морально. Дисциплинарно. (В годы моего детства и юности наш участковый «вязал» взрослых парней, «позволявших себе», особенно в публичном месте, составлял протокол, а особо ретивые из них мели (подметали) 15 (пятнадцать) суток центральную площадь райцентра.
Фастова. А ведь время было очень непростое и нелегкое. Фактически –  еще послевоенное. 50-е гг... А скверну презирали и искореняли беспощадно (так, как нынче –  насаждают). Может, потому и выжили, что понимали: чтобы быть в состоянии совладать с фашизмом внешним, надобно решительно и безжалостно бороться с любыми его симптомами в себе. Каждому. А «мат» –  именно такой симптом. Он –  оскорбляет, унижает, растлевает, расчеловечивает, оскотинивает... Ос-квер-ня-ет. Всех. И – «автора - исполнителя», и «адресата/тов», и всех невольных «слушателей». (Вольных – тоже).
Так вот, если «вырывается», если «случайно» – это бескультурье. Если сплошь, если намеренно, если поощряется, если публично, если сознательно (особая мерзость и гнусность – если в литературе, на радио, на ТВ, в интернете) – это антикультурье. Это – величайшее и гнуснейшее антиобщественное действие. Преступление. Культурний геноцид.
Чувствуете разницу: неблаговидный поступок (проступок) и намеренное внедрение и насаждение скверны?
Почему так недухоподьемно и даже слегка печально? Потому, что «некрасивость убьет» (Ф.М. Достоевский). И даже упование  на то, что «красота спасет мир» (Фр. Шиллер) – напрасно.
Одна красота – не спасет. Ибо, во-первых, некрасивость первой убивает… красоту, а, во-вторых, некрасивость (модус уродства) – она обнявшись со злом, с ложью и вредом ходит. Т.е. от сознательно зачехленных муз до зачехленной земной цивилизации, – рукой подать... И упование на спасение мира и на его достойную жизнь (достойную жизнь человека, людей, общества); жизнь, подчеркиваю, а не выживание, прозябание, существование etc. – лишь на обнявшихся и сущих в форме практической  всеобщности: красоту, добро, истину и пользу. Аминь.


Рецензии