Маэстро

 

Время от времени с неба падают звезды. Это можно увидеть ночью, если повезет. Но днем звездопад происходит совершенно незаметно. А ведь именно дневные звезды, брошенные рукой Создателя, для людей самые желанные. Кого коснется краешком луча такая звезда, тот и будет наделен талантом. Потом некоторые избранники судьбы обнаружат склонность к звёздной болезни. И в этом нет ничего удивительного - ведь всё на свете происходит от звёзд…

Никто не сомневался, что Мишель был наделен от рождения талантом музыканта. С раннего детства  его привлекали только те предметы, которые издавали мелодичный звук.
- Запомни, дружок, такой дар не должен пропасть. Но сам по себе талант это еще не все, его надо развивать,- говорил пастух, который взялся обучать подпаска игре на дудочке.

Ученик оказался способным и вскоре стал играть на незатейливом инструменте лучше самого пастуха. Послушать его собиралось все село. Некоторые поговаривали, что негоже ему с таким талантом овец пасти. Мальчик прислушался к советам старших односельчан. А поскольку был он сиротой и других советчиков у него не было, то однажды отправился в город - искать счастья.

В городе он поступил в услужение к одному торговцу. В этой лавке продавались книги и ноты, поэтому сюда захаживали музыканты. Некоторые из них приносили с собой инструменты и прямо в книжной лавке проигрывали   начальные такты разных мелодий. Это были самые счастливые минуты в жизни мальчика, ведь другого случая послушать музыку ему судьба  не давала. Особенно полюбилась ему лютня. Он готов был слушать её волшебное пение бесконечно долго. Лютнист заметил это и пообещал учить его бесплатно, если Мишель возьмется убирать в его доме. Хозяин согласился отпускать своего помощника на несколько часов к лютнисту. Он был человеком дальновидным и предполагал, что сможет извлечь из этого пользу.

Книготорговец не ошибся: вскоре мальчик выучился играть на лютне не хуже своего учителя. Теперь по воскресеньям в книжной лавке стали устраивать концерты, на которые стекалась публика. Правда, народу собиралось не так много, как раньше в родном селе. Но ведь это были люди, понимающие толк в искусстве игры на лютне. Многие из них прочили мальчику большое будущее и делали намеки на то, что ему хорошо бы перебраться в столицу, где для такого музыканта больше возможностей.Мальчик прислушался к советам добрых людей и стал просить книготорговца отпустить его. Тот, хотя и неохотно, согласился.

Мишель, получивший напутствия от хозяина и местных музыкантов, отправился покорять столицу. Нельзя сказать, что здесь его встретили с распростёртыми объятьями. Но он упорно шел к цели, обладая счастливым даром расположить к себе незнакомых людей. Он устроился посыльным, бывал в разных домах и однажды в гостиной одного богатого господина увидел клавишный инструмент, который поразил его воображение. Он остановился в прихожей на пороге, не смея пройти в нарядную комнату, а в это время вошла хозяйская дочь и села за инструмент. Звуки музыки заворожили Мишеля. Он готов был отдать все за то, чтобы слушать эту музыку.
 
В доме обитало множество слуг, и шансов пристроиться здесь было немного, но он все-таки спросил управляющего, не возьмет ли он еще одного скромного и порядочного человека в услужение. Поистине судьба была благосклонна к бедному мальчику. Его приняли помощником горничной, и он был счастлив, поскольку мог постоянно жить в доме, где звучал клавесин. В свой единственный на неделе выходной он пробирался поближе к гостиной, где Эльза с учителем повторяла музыкальные упражнения и разбирала новые пьесы. Она, видимо, играла не очень хорошо и мало старалась, но учитель терпеливо объяснял ей, как следует добиваться чистоты звука. Господин Раймон играл превосходно. Мишель даже не смел мечтать о том, чтобы когда-нибудь прикоснуться к клавишам. Но именно это и случилось.

Как-то, убирая гостиную, он заметил раскрытый инструмент. Подойдя ближе, сначала полюбовался им, а потом робко и осторожно провел пальцами по клавишам, точно погладил живое существо. Клавесин молчал, но было видно, что ему это приятно.
Вошел учитель музыки. Мальчик поспешно отдернул руку от инструмента.
- Что, нравится? - спросил господин Раймон.
- Да, господин учитель… - тихонько признался Мишель.
- А Эльза заявила отцу, что не хочет продолжать наши занятия. Теперь я без работы и должен буду отказаться от единственного слуги, такая роскошь мне уже не по карману.
- Я стану прислуживать вам задаром, только за еду. 
- Тогда пойдем, дружок, нам здесь, видно, больше нечего делать.

Так Мишель оказался в доме учителя музыки. Желая помочь своему покровителю, он обошел соседние улицы и расклеил объявления о том, что знаменитый музыкант Раймон объявляет прием учеников. Уроки он дает на дому, поскольку только у него есть лучший в городе клавесин. Объявление было составлено так ловко, что ученики вскоре нашлись. Теперь в доме господина Раймона постоянно звучала музыка, и Мишель был счастлив, ему позволялось не только смахивать пыль с инструмента, но и прикасаться к клавишам. Однажды учитель сказал:
- Мне кажется, тебе пора попробовать, мой друг, я вижу, ты не равнодушен к этому инструменту.

Мишель начал обучаться игре на клавесине. Они были созданы друг для друга - этот юный музыкант и клавесин. Учитель гордился учеником и вскоре стал устраивать концерты в гостиной своего нового дома, куда он смог переехать, поскольку дела его отныне шли хорошо. Мишель играл для публики и имел успех. Он был рад, но не слишком горд собой, полагая, что мог бы достичь большего.

Многие столичные жители постоянно посещали музыкальный салон господина Раймона. Правда, их было не так много, как в маленьком городке, где бедный   сирота когда-то учился играть на лютне. Но могло ли быть иначе? Ведь истинных ценителей клавесина на свете мало.
Однажды музыкальный салон посетил знаменитый органист, оказавшийся в столице проездом из Рима в Копенгаген. Ему так понравился юный музыкант, что он сказал  Раймону:
 
- Отдай мне мальчишку, я сделаю из него приличного органиста. А не отдашь, я все равно увезу его с собой!
Раймон возражать не стал, хотя отпускать ученика было жаль. Но кто станет спорить с органистом…

Орган ошеломил Мишеля. Поначалу он даже боялся этого инструмента, который казался ему огромным зверем, готовым поглотить все своим мощным звуком. Но постепенно орган был укрощен, и юный музыкант в совершенстве овладел непокорным инструментом. Теперь они стали одним целым, рождающим гармонию.

Органист представил своего ученика публике. Она состояла исключительно из ценителей органа. Полтора десятка людей сидели в зале на стульях с высокими спинками и благоговейно слушали мощный и благородный голос инструмента.  Мишель, увидев немногочисленную публику, удивился.

- Я плохо играю, господин учитель?
- Ты играешь превосходно, мой друг. Ты покорил лучший в мире инструмент. Тебе доступна божественная музыка Баха.
- Но тогда почему…
Учитель не дал ему закончить.
- Потому что людей, способных понять и почувствовать величие настоящей музыки, не так много.  Это ведь тоже дар Божий.
- А когда я был маленьким, меня приходили слушать всем селом. А это больше сотни людей!
- Когда ты был маленьким, мой дорогой, ты играл на пастушьей дудочке. А теперь вы - органист, маэстро.


Рецензии
"людей, способных понять и почувствовать величие настоящей музыки, не так много" - как это верно. И не только музыки...
Прекрасная история, рассказанная точным и поэтичным языком.
Спасибо, Ирина!

Елена Пацкина   26.11.2019 22:04     Заявить о нарушении