Марк Наумович Бернес Из цикла Кумиры 20 века

Из цикла "Кумиры 20 века". Лекция с использованием аудио-и-видеосредств.

           Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия — Нейман)
25 сентября (8 октября) 1911— 16 августа 1969) — советский актёр кино и исполнитель песен. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951). Один из наиболее любимых артистов советской эстрады,
выдающийся русский шансонье.
      Слайды: Несколько фотографий Бернеса разных и разного возраста. Одна должна быть самой парадной. Когда убирается фото по теме, остается парадное фото, как всегда.
   Видео: "Я люблю тебя, жизнь"
Ведущая: Готовясь к этой встрече, я заметила, что при имени «Бернес» - лица людей светлеют. Люди  начинают улыбаться. Что же так нравится в Марке Бернесе всем нам?
Его легендарная, обаятельная улыбка?
Его притягивающий, обволакивающий теплом голос?
Его песни, где каждое слово значимо?
Его замечательные своей убедительностью экранные герои?
Бернеса не просто любили, его обожали. Почта доставляла ему с необъятного пространства Советского Союза и из-за рубежа огромное количество писем, упакованных в большие мешки. «Успех у Бернеса был ошеломляющим. Если говорить о певцах, то в 50—60-х годах по популярности ему не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!»
Марк Наумович Бернес… Каким он был человеком? Послушаем его современников:
Роман Кармен (фото): Я с Марком Бернесом познакомился, по-моему, в 1936 году, как раз незадолго перед тем, как я полетел в Испанию. Веснушчатый, застенчивый, с чудесной улыбкой, в которой обнажалась вся его душа… А потом началась война. Он был солдатом в душе… Ведь голоса у него большого не было. И он не голосом пел, он сердцем пел».
Борис Андреев (фото): «Не знал в работе предела, и этой работе всегда сопутствовал неистовый поиск красоты и углублённости человеческой характеристики» 
Сергей Юткевич(фото): «… удивительное чувство целого, сверхзадачи, что и позволило ему стать не только свидетелем, но и певцом нашей такой славной, трудной и такой поэтической эпохи.»
Эдуард Колмановский(фото): Бернес никогда не говорил: «Я спою вам песню», он говорил: «Я расскажу вам песню». И в этом, по-моему, раскрывалось нечто очень важное в человеке и артисте. Бернес не считал себя певцом и никогда не состязался с вокалистами. У него был свой путь, своя неповторимая манера. Особый, удивительно теплый тембр голоса, задушевность, выразительная подача текста — отличительные свойства его исполнительского дарования. Его сила — прежде всего в актерской стороне исполнения, в раскрытии драматургии песни».
Зиновий Гердт(фото):  «Добрый — злой, умный — темный, честный — несправедливый, смелый — нерешительный, простодушный — хитрый, доверчивый — подозрительный, жесткий — сентиментальный, веселый — мрачный… Эти исключающие друг друга эпитеты, можно длить и длить, и все это будет верно».
Ведущая: Близкие друзья знали, как сложен, как противоречив характер их друга. Знали, что при всей его феноменальной природной одаренности — он жил с постоянным ощущением некой «недоданности» ему.
Был ли он счастлив? Одна из кинозвезд сказала: «Что там говорить! Несчастный был человек! Прожил всего пятьдесят восемь лет — возраст мудрости, расцвета творчества. И так мало сыграл главных ролей! А в последнее время — после тонких, глубоких эпизодических ролей — был фактически отстранен от кинематографа». А ведь каждое свое выступление перед публикой (наверное, так это болело в нем) он начинал со слов: «Я прежде всего являюсь актером кино!»
Ведущая:  «Все же он был счастливый человек, — утверждает другой современник. — Ведь он, Бернес, нашел — Песню! И в трудную для себя пору создал свой второй, новый творческий мир».
Вообще судьба Марка Неймана, вошедшего в историю под псевдонимом Бернес (что означала эта странная фамилия, сам артист так и не объяснил), довольно уникальна. Не обладая ни какими-то особыми актерскими данными, ни особыми музыкальными способностями, Марк Наумович прославился и как замечательный артист, и как певец…
Точнее всех сказал о бернесовской манере исполнения композитор В. Соловьев-Седой. «Бернес, — заметил он, — не поет, а рассказывает свои песни».
И сколько он рассказал нам таких песен — о нелегких военных дорогах, о любимой, которая снилась три года, а встретилась вчера, о чудаке, который обладает даром делать маленькие чудеса, работая волшебником, о парнях всего мира, которым есть ради чего дружить и есть что защищать на свете, о том, как не хотят войны русские матери, не спящие по ночам и не забывшие всех страданий. Невозможно представить себе эти песни в другом исполнении. Они навсегда связаны в нашем сознании с голосом Марка Бернеса, с его интонациями, даже с его дыханием. То, что открывал в песне Марк Бернес, — неповторимо.
Оскар Фельцман (фото): «Я часто думал, почему он приобрел такую всенародную славу. Потому что он пел вроде так, как мог бы петь каждый. Он был для многих не артистом, а таким же человеком, как любой рядом проходящий, и поэтому люди относились к нему с огромным доверием: он — наш, он — свой! Он не солист Большого театра, обремененный самыми высокими званиями. До того не доберешься. А этот — просто свой».
Ведущая: Одно из первых имен, появившихся на Площади Звезд в Москве перед концертным залом «Россия» в конце прошлого столетия, до которого Бернес не дожил, — это ЕГО имя. «Звезда Бернеса» И в пространствах космоса светится планета «Бернес», названная в его честь… Как же начинался звездный путь Марка Бернеса?
          Видео: "С чего начинается Родина"

         Слайды: Фотографии родителей и Бернеса в детстве
  Марк Бернес (Нейман) родился 8 октября 1911 года в городе Нежин.
Черниговской области. Отец Марка, Наум Самойлович Нейман, был служащим в артели по сбору утильсырья. Мама Фаня Филипповна была домохозяйкой. Семья жила в большой бедности.
       Слайд: Фотография Бернеса в детстве
  Бернес о своем детстве: «Со старого потускневшего снимка глядит на меня мальчишка. Выглядит он несколько парадно: большая красивая шляпа, широкий белый пояс на темной вельветовой куртке. На обороте снимка надпись: «В пятилетнемъ возрасте». Уже этот твердый знак не оставляет сомнений, что мальчик с фотографии, увы, давно распрощался с детством. Я гляжу на фотографию и как бы всматриваюсь в свое детство. Мальчик на портрете стоит рядом с обручем. Мои дочка и сын теперь смотрят на обруч с некоторым превосходством, говоря: «Колесико катал!» Дочь увлекается музыкой, сын — техникой, все время что-то конструирует и мастерит, мальчик на снимке моложе моих детей. Чем же он увлекался, как жил?»
Когда Марку Нейману исполнилось пять лет, его семья переехала в Харьков, где родители прочили своему сыну карьеру бухгалтера, и поэтому отдали его учиться в торгово-промышленное училище. Но судьба распорядилась иначе:
Марк Бернес: «Пятнадцатилетним школьником я впервые попал в театр в качестве зрителя, увидел мир, в котором действуют люди под светом рампы, и для меня все вопросы жизни были решены, и никакая сила не могла меня заставить изменить выбранному пути».
  Марк устраивается сначала расклеивать афиши. Он также как Утесов вначале служит зазывалой на спектакли, а через какое-то время 16-летнего Бернеса представили старосте театральных статистов музыкального театра «Миссури» в Харькове. В то время статисты были люди востребованные, в них нуждались и в оперетте, и в драме, они были необходимы гастрольным и местным труппам. В результате в 1928 (Бернесу 17 лет) году Марк дебютировал на сцене харьковского театра «Миссури» в роли безмолвного кельнера в оперетте «Мадам Помпадур». Во время выхода на сцену ему казалось, что все зрители смотрят только на него. Так оно на самом деле и было: у взволнованного дебютанта прямо на сцене отклеились огромные войлочные бакенбарды
В 1929 году он окончил театральные курсы в Харькове, придумал себе звучный псевдоним Бернес и переехал в Москву, где первые несколько дней ему пришлось ночевать на Курском вокзале.
      Слайд:Фотография молодого Бернеса
  Бернес: «Однажды в Москве на Курском вокзале из поезда вышел юноша довольно странного вида. Он был совершенно без вещей, но на нем была длинная шуба явно с чужого плеча, с воротником от дамского пальто, на ногах — модные в то время желтые краги. Эти краги были с ноги взрослого, они свободно вращались и существовали как бы отдельно. На голове у юноши была кожаная комиссарская фуражка. Юноша подошел к первому попавшемуся носильщику и спросил: «Где здесь Малый театр?» Это был я. Мне было 17 лет. В Москве у меня не было ни одной знакомой души, но в Москве были театры".
  Самое удивительное, что в Малый театр Марка приняли с первого захода. Он начал свою карьеру актера в Москве с ролей третьего слуги, второго копейщика и «неизвестного в трактире». Через полгода он перешел в другой театр. Переход не отнял много времени: Марку было достаточно пересечь Театральную площадь, чтобы оказаться в Большом театре, также испытывавшем нужду в статистах. В результате список работ молодого Марка пополнился новыми ролями - секунданта Онегина и испанского посла.
  В начале 1930 года его приняли в театр Корша, режиссером которого был великолепный Николай Мариусович Радин (Московский театр Комедии). Бернес учился всему, что видел в тогдашней театральной Москве.
       Слайд: Фото Николая Радина
  Бернес: «Театр — это не только моя актерская школа, это и мой воспитатель, научивший не мириться с серой обыденностью. Своим учителем в искусстве я считаю Николая Мариусовича Радина — прекрасного актера и человека. Но если вспомнить все, что придавало мне упорства в пути, то вернее сказать так: детство научило меня романтике, без которой человеку вдвойне и втройне тяжело преодолевать любое препятствие, любое лишение».
  Ведущая: Все это время Бернес жил в театральной гримерке, и лишь со временем, когда в Петровском переулке был надстроен пятый этаж одного из домов, Марк перебрался туда, а в 1933 году он перешел работать в театр Революции (Московский академический театр имени Владимира Маяковского)..Здесь молодой актер знакомился со своей первой женой Полиной. Друзья Марка называли ее Пашей или Паолой.
         Слайд: Фото Паолы
  Из воспоминаний актрисы Елены Шатровой (жены Николая Радина: «Паола - девятнадцатилетняя девочка из Днепропетровска — была тоже нашей актрисой. В отличие от тощего Марка, отнюдь не бестелесная, а, скорее, полненькая, со свежим румянцем на щеках и с фиалковыми глазами. Их часто стали видеть вместе. Но… Паола собиралась замуж за другого. И Паола вышла замуж. «Расписалась» с неким солидным инженером. Шепотом актеры рассказывали о безумствах Марка. Будто бы ночи он проводит возле дома Паолы, и в дождь и в снег — дежурит под ее окнами. И даже… влезает на дерево под ее окном и оттуда (качаясь на ветвях) — смотрит на Паолу.
— Как может Паола оставаться равнодушной?»
 Паола не осталась равнодушной.
 Она — убежала к Марку.
              Слайды: Фото Паолы  и молодого Бернеса
              Слайд: Фото Бернеса в роли Красовского из фильма «Шахтеры»
  Тем временем Бернес начал сниматься в кино. Свою кинокарьеру он начал в 1936 году. Первую роль в кино, хоть и эпизодическую, Марк Бернес сыграл в художественном фильме «Заключенные», куда пригласил его режиссер «Мосфильма» В. Червяков по совету актера Михаила Астангова. Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер Сергей Юткевич, занятый поиском актера на роль шпиона Красовского в фильм «Шахтеры». Бернес прекрасно спрвился с этой небольшой ролью.
     Слайд: Фото Сергея Юткевича
  Алексей Каплер вспоминает как в молодости, начинающими актерами они мечтали о будущем и  Бернес с грустью сказал: «Вот если бы у меня был голос…— И добавил, улыбаясь: — Из трех необходимых элементов — голоса, слуха и желания петь — у меня есть только третий.»
  Через год в 1938 г. Сергей Юткевич пригласил Бернеса сняться в фильме «Человек с ружьем» в совсем крохотной роли красноармейца. Этой роли в фильме поначалу попросту не было, только эпизод, и Бернес ее, фактически, придумал сам. Сочинил своего Костю Жигулева по репликам - изобретательно и хитроумно наращивая объем роли, Чтобы полностью соответствовать своему персонажу, Бернес много времени проводил в Музее революции в поисках образа молодого красноармейца и нашел такой образ среди фотоэкспонатов музея.
      Слайд: Фото Б. в роли Кости Жигулева
  Бернес : "Я выглядел как ходячий арсенал. Юткевич долго мерил меня взглядом, а потом спросил деликатно: «Ты не имеешь ничего против, если я сниму один из пистолетов?» Потом он снял второй, десятый… Так родился Костя Жигулев, молодой герой фильма.
  Бернес подобрал к образу вихрастого паренька, перепоясанного крест-накрест пулеметными лентами, гармонь, которую обнаружил в актерском реквизите и упросил второго режиссера Павла (Поля) Арманда написать песню для своего персонажа Кости Жигулева. Дело в том, что Арманд сочинял песенки (стихи и мелодию) и напевал их в узком кругу, — то есть занимался тем, что впоследствии стали именовать «авторской песней». Отказать Бернесу было практически невозможно, и песня «Тучи над городом встали» появилась. С чего он взял, что его персонаж должен вдруг запеть в серьезном фильме про вождя мирового пролетариата? Этого не знал никто. Просто Бернес так чувствовал. Режиссеру С. Юткевичу и автору сценария Н. Погодину песня очень понравилась, как, естественно, и исполнение, — смущало другое: музыку для картины писал Шостакович, и они не сразу решились к нему с этим обратиться. Однако композитор с ходу одобрил песню и с удовольствием взял в фильм. Успех ее оказался ошеломительным. А если бы был не Шостакович, а человек помельче, а значит, самолюбивее?
       Видео: «Тучи над городом встали»,
  Эта песня стала после выхода фильма на экраны СССР настоящим шлягером. Именно фильм «Человек с ружьем» сделал Марка всесоюзно известным актером в 26 лет.
За эпизодическую роль он получил вместе с орденом "Знак Почета" всенародное признание. Мгновенный и вертикальный взлет, после которого режиссеры стали воспринимать Бернеса как счастливый талисман, гарантирующий успех. Сценаристы вместе с композиторами начинают писать на Бернеса.
Вскоре Бернес закрепил свой успех, сыграв роль летчика Сергея Кожухарова в фильме «Истребители», где его герой исполнил песню (Любимый город»)
Видео: «В далекий край товарищ улетает (Любимый город»)
Эта песня стала очередным шлягером. В 1939 году фильм «Истребители» собрал в кинотеатрах СССР 27 миллионов зрителей. Многие летчики пришли в авиацию именно благодаря этой песне и этой роли Бернеса.
В 1943 году режиссером Леонидом Луковым был снят фильм «Два Бойца».
      Слайд: Фотография Бернеса в роли Аркадия Дзюбина»
       Слайд: Фото Леонида Лукова
  Бернес никак не мог совладать с образом настоящего одессита, хотя одесским говором он овладел полностью. Режиссеру фильма предлагали заменить Бернеса на другого актера, но тот все медлил, и оказалось не зря. Войти в образ Дзюбина Бернесу помог случай. Так, например, образ своего героя Марк нашел в обычной парикмахерской, когда неопытная ученица обкорнала его почти под ноль. Однако режиссер Луков, увидев такого Бернеса, воскликнул: «Это как раз то, что надо!».
В статье «О фильме „Два бойца“», опубликованной в газете «Правда» (1943) Пудовкин писал: «Второй герой картины родился и вырос в Одессе. Веселый, доброжелательный ко всем, музыкально одаренный и, как все одесситы, немного смешно влюбленный в родной город, он проходит через всю картину, неся с собой юмор и песни. Я считаю очень большой удачей актера и режиссера то, что смешные выходки героя, веселые его песни направлены не в зрительный зал, а к товарищам, которые его окружают на экране. Каждая шутка, каждая улыбка так чутко слиты с желанием помочь другу, облегчить товарищам подчас создающуюся исключительно тяжелую обстановку, что постепенно вырастающий образ далеко выходит за пределы образа анекдотического „веселого одессита“, который мы раньше довольно часто встречали. Бернес играет легко, просто и удивительно правдиво… В успехе картины сомневаться не приходится».
       Слайд:Фотография Бернеса в роли Аркадия Дзюбина»
       Слайд:Фотография Бернеса и Бориса Андреева
  К появлению в фильме песни «Темная ночь» привел случай. Вот что вспоминал об этом композитор Никита Богословский:
      Слайд:Фотография Никиты Богословского
Никита Богословский: «В фильме никакие песни поначалу не планировались, должна была звучать только оркестровая музыка. Но как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни». И так поразительно поставил, точно, по-актерски сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию «Темной ночи». Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни... Поэт В.Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же, очень быстро, почти без помарок написал стихи на уже готовую музыку. Дальнейшее происходило как во сне. Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после бесчисленных съемочных смен, уже глубокой ночью раздобыли гитариста, поехали на студию и, в нарушение правил, взломав замок в звуковом павильоне, записали песню. И Бернес, обычно долго и мучительно «впевавшийся», спел ее так, как будто знал много лет. А наутро уже снимался в эпизоде «Землянка» под эту фонограмму.
           Видео: «Темная ночь»
  Первый тираж пластинок с песней «Темная ночь» был списан в брак из-за того, что работницы студии звукозаписи плакали, слушая Бернеса, и их слезы случайно попали на матрицу, с которой печатались диски. Самое удивительное, что руководство студии, узнав причину брака, не стало, несмотря на суровое военное время, наказывать чувствительных сотрудниц. 
  А Бернес вспоминал: «Мне рассказали об одном фронтовом случае, связанном с песней «Темная ночь». Это было на Ленинградском фронте, в дни блокады. Узнав, что появилась новая, «душевная» песня, командование отправило баяниста и двух солдат в город. Через линию фронта, с заданием — разучить песню и принести ее бойцам. Для меня это самая высокая награда»
  Но так получилось, что Леонид Утёсов, получив от Никиты Богословского ноты, запел «Темную ночь» ещё до выхода на экраны «Двух бойцов». Таким образом, для зрителей был утрачен сам момент внезапности.
  После этого рассвирепевший Луков решил, что Аркадий Дзюбин должен спеть ещё одну песню, совершенно контрастную, и дал композитору задание: написать её «в стиле весёлых одесских уличных песен».
  Никита Богословский: «Я долго доказывал Лукову, что не стоит использовать в фильме чисто одесский колорит: неприятностей потом не оберешься. Напоминал о жесткой критике Утесова, исполнявшего песенки своего родного города, ссылался на незнание этого фольклора, предлагал другие интонационные решения песни. Луков был неумолим. В помощь мне студия дала объявление: «Граждан, знающих одесские песни, просьба явиться на студию в такой-то день к такому-то часу».  Что тут началось!.. Толпой повалили одесситы, патриоты своего города, от седовласых профессоров до людей, вызывающих удивление - почему они до сих пор на свободе? И все наперебой, взахлеб напевали всевозможные одесские мотивы. Потом я, используя городские интонации и обороты этих бесхитростных мелодий, написал свои «Шаланды», за которые, как я и предполагал, хлебнул впоследствии немало горя.
Ведущая: Следует уточнить, что одесский текст песни написал киевлянин Агатов, автор песни «Темная ночь», в основу которой легло стихотворение Агатова, посвящённое социалистическому соревнованию рыболовецких бригад.
          Видео: «Шаланды»
  Ругавшие авторов фильма критики никак не могли понять, что этот персонаж должен был петь именно такую песню. Но Луков понимал, что она придаст одесситу Аркадию Дзюбину достоверность. И на всех обсуждениях и просмотрах горячо защищал свою позицию.
  За роль в фильме «Два бойца» Марку Бернесу был вручен орден Красной Звезды,
       
        Слайд: Фотография Леонида Лукова
        Слайд: Фотография Бернеса в роли инженера Петухова
В 1943 Леонидом Луковым  был снят художественный фильм  «Большая жизнь» лидер проката (1940) — 18.6 млн зрителей. Фильм снят по сценарию Павла Нилина. За сценарий и режиссуру 15 марта 1941 года кинокартина «Большая жизнь» награждена Сталинской премией II степени. В этой картине Марк Бернес сыграл роль горного инженера Петухова. «Спят курганы темные» спел артист Лаврентий Масоха, хотя Бернес очень хотел спеть эту песню и всячески подбивал режиссера изменить свое решение.  Режиссер был неумолим. Но Бернес в дальнейшем включил ее все-таки в свой репертуар.
       Видео: «Спят курганы темные»
  Во время съемки второй части картины, которая получила название «Большая жизнь», дал о себе знать непростой характер Бернеса.
  Вот что рассказывает об этом композитор Никита Богословский:
«Внезапно Бернес наотрез отказался петь мою песню «Три года ты мне снилась». Луков, вопреки обыкновению, не вспылил, а через несколько минут раздумья сказал Марку: «Тогда я тебя снимаю с роли. Мне нужна именно эта песня». Был страшный скандал: взбешенный Бернес, хлопнув дверью, уехал со съемки. Но назавтра все обошлось. Утром Марк явился спокойный, умиротворенный. Доверяя Лукову и искренне его любя, он всю ночь «впевался» в песню, проигрывал ее актерски, и она стала ему нравиться. Так благодаря Леониду Давыдовичу песня эта, прозвучав в фильме, долгие годы оставалась в концертном репертуаре Бернеса».
       Видео: «Три года ты мне снилась» (Н. Богословский)
  Однако фильм «Большая жизнь» так и не попал на экраны в те годы, так как не понравился Сталину, и выход картины на экраны СССР состоялся только в 1958 году.
В 1940-е года Бернес продолжал активно сниматься, но ему доставались, в основном, второстепенные роли. За участие в кинокартине «Далеко от Москвы» актер получил государственную премию, а в начале 1950-х годов Бернес сыграл роли в картинах «Школа мужества» и «Тарас Шевченко».
  Бернес: «Но что бы я ни играл: маленькую роль шофера Минутки в «Великом переломе» или Чубука в «Школе мужества» — я всегда играл людей из семейства Жигулевых. Что тут поделаешь, нравятся мне люди трудной судьбы. Их всегда роднят мужество и грустная или озорная усмешка…»
       Слайды: Фото из фильмов «Школа мужества» и «Далеко от Москвы»
       Слайд: Шофер Минутка из к/ф « Великий перелом»
        Видео: «Песенка фронтового шофёра» Мокроусова,
  Бернес-актер и Бернес-певец мирно уживались до той поры, которую в кино принято называть периодом "малокартинья": конец 40-х - начало 50-х годов. То, что ему предлагалось, трудно было назвать ролями: эпизоды или служебные, похожие на обкатанные резолюции образы людей в погонах, написанные в расчете, что Бернес оживит их своим обаянием. Он и оживлял, как мог, брал на себя работу сценариста: дописывал или полностью сочинял текст, придумывал целые сцены, но у всех есть свой запас прочности. Так постепенно и вынужденно Бернес уходил в песни.
Впервые он спел на концерте 30 декабря 1943 года в Доме актера, потому что его попросили. Это было сборное театрализованное представление. Волновался он страшно, но успех был настолько очевидным, что его стали приглашать выступить именно с песнями. Он не знал нот, называя их "чаинками", работал мучительно, теребя поэтов бесчисленными ночными звонками и требованиями переделок. Выступать на широкой публике в Москве начал только с конца 40-х годов. Говорил, что уверенность в новой профессии придали ему пародии на него Зиновия Гердта. Усредненное и безликое, как известно, "передразниванию" не поддается. Однажды ночью он был разбужен горланящей за окном молодежью. Прислушавшись, понял, что распевают его репертуар. "Бернес" на ночной улице - это было пиком его признания и популярности в конце 1950-х.
Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу
Бернес всё больше внимания уделял эстраде. Он активно работал над созданием собственного репертуара, предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам. Артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами. Впоследствии из 82 песен в репертуаре Бернеса более 40 из них было создано по его заказу или при его непосредственном участии.
О его непростом характере Бернеса современники рассказывали немало историй. Он отпугивал композиторов и поэтов с той же легкостью, с какой и влюблял их в себя, при этом многие композиторы мечтали, чтобы именно Бернес спел их песни. Авторы во время работы с Бернесом часто ругали себя за то, что связались с «привередливым Марком», который будил их по ночам звонками, требуя изменить очередную строку, изводя аргументом: «Вы написали, а мне петь!». И авторы шли на поводу у исполнителя, переделывали тексты, а потом включали их в свои сборники в бернесовской редакции. Иначе было уже невозможно: именно в интерпретации Бернеса запоминали эти произведения слушатели, что, в общем, и было высшей наградой для композиторов и поэтов-песенников.
  Константин Ваншенкин: «Когда он загорелся сделать песню из моих стихов «Я люблю тебя, жизнь», он попросил их сократить, они были слишком длинными. Мы занимались этим вместе. Там была строфа о московском лифте. Бернес объяснил мне, что данное обстоятельство песне помешает, ибо не все люди, которые будут ее петь (а ее будут петь все! — заметил он строго), видели лифт. Потому что они живут, например, в тундре, в пустыне или, он сказал, в полупустыне. И в этом месте они останутся равнодушными, чего допустить нельзя. Это же песня!..Вот вам Бернес. Ни один искусствовед так не сформулировал. В песне не должно быть мест, где бы исполнитель или слушатель оставались равнодушными».
      Слайд: Фото Паолы
      Слайд: Фото дочери Бернеса Наташи
В 1954 году(43года)  жена Бернеса Полина родила ему дочь Наташу, однако радость от этого события была недолгой, так как через два года Полина умерла от рака. Эта смерть была глубоким потрясением для Бернеса. Несколько месяцев актер приходил в себя, и лишь поддержка друзей и любимая работа вернули его к нормальной жизни. В 1956 году Бернес снялся сразу в двух фильмах: «Цель его жизни» и «Ночной патруль». В картине «Ночной патруль» актер сыграл вора в законе Огонька, песня которого в исполнении Бернеса стала шлягером.
        Видео: «Песня Огонька
  Но в 1958 году против Бернеса началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. Поводом послужила реплика Хрущева на концерте в Лужниках. А дело было так… Во время празднования 50-летия ВЛКСМ в Лужниках проходил торжественный концерт, и Бернес был приглашен, чтобы исполнить несколько песен. Спев две песни, Бернес уже собирался уходить со сцены, однако зал требовал спеть еще. Тогда Бернес обратился к режиссеру: «Давайте я спою еще один куплет и сниму напряжение». Но режиссер запротестовал, так как концерты были строго хронометрированы. Тем временем в концертном зале находился Хрущев, который расценил уход Бернеса со сцены по-своему. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: «Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню». Этого было достаточно для того, чтобы началась травля Бернеса. Вскоре в газетах «Правда» и «Комсомольская правда» появились критические статьи о Бернесе. В первой из них, которая называлась «Искоренять пошлость в музыке», композитор Георгий Свиридов обвинил певца в подыгрывании дурным музыкальным вкусам и в пропаганде пошлого ресторанного пения.
А вскоре в «Комсомольской правде», главным редактором которой был в то время Алексей Аджубей, зять Хрущева, вышел фельетон «Звезда на Волге».
Вспоминает Ваншенкин: «В фельетоне говорилось о том, как популярный киноактер, сидя за рулем своей машины, грубо отказался выполнить требования постового милиционера, тот оказался на капоте движущейся бернесовской «Волги», и артист, рискуя каждую секунду сбросить его под колеса, не останавливаясь, проехал, таким образом, вокруг площади Дзержинского. На основании этой публикации на Бернеса было заведено уголовное дело. Но факты, изложенные в газете, не соответствовали действительности. Марка фельетон ударил больно. Он прервал гастрольную поездку, вернулся в Москву. Попросил Аджубея о встрече, тот принял его, но дело было сделано, и менять что-либо главный редактор не пожелал. Бернес целыми днями в бездействии лежал на диване, в отличие от того орудовца совершенно раздавленный случившимся. Это было для него особенно тяжелое время: на руках маленькая Наташа. Он без оптимизма смотрел в будущее. …ничто так не укорачивает жизнь, как несправедливость».
  Вскоре в квартире артиста надолго замолчал телефон. Прекратились звонки с киностудий, приглашения на концерты. Это был страшный период в жизни Марка Наумовича. Недавняя смерть жены и травля в прессе тяжело сказались на здоровье Бернеса. Сдвоенный удар обернулся инфарктом. Он почти не выходил на улицу. О том, что Бернес, в сущности, живет в нищете, знали немногие. За четыре года он не снялся ни в одном фильме, принял участие в считанном количестве концертов.
   Спустя много лет его вторая жена Лилия Бодрова-Бернес пролила свет и на историю отлучения Бернеса от эстрады. Она рассказывала: «Когда я пришла к Марку... Это было страшно: полная нищета. Хвост той истории все еще тянулся за ним. Должна вам сказать, что газетные статьи - это результат негласного конфликта Марка с Аджубеем из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали. Были люди, которые действительно отвернулись от Марка, - их измену он переживал очень болезненно, но были и те, кто писал в прокуратуру в его защиту. Например, Константин Ваншенкин. Прошло время, и однажды, случайно встретившись, Аджубей извинился перед Бернесом. Помню, он сказал: «Марк, прости за все, что я сделал...». Думаю, это было искренне. Во всяком случае, Марк его извинения принял. Знаете, самым-то страшным для него во всей этой истории было отлучение от работы, от песни».
   Вскоре ситуация начала исправляться, и хотя его по-прежнему не звали сниматься, концертную деятельность он все же возобновил. В конце 1950-х и в начале 1960-х годов в исполнении Бернеса появились такие шлягеры, как «Я люблю тебя, жизнь», «Я работаю волшебником», «А без меня...», «Полевая почта», «Хотят ли русские войны?» ,«Сережка с Малой Бронной».
Ваншенкин: Бернес увидел в «Новом мире» стихотворение, и спросил: ты знаком с Евгением Винокуровым? Пускай он мне позвонит… И добавил: первый куплет нужно убрать, начать со второго, и последний тоже, но написать другой. Я скажу — о чем. А музыку мы закажем Андрюше Эшпаю… И появилась песня, да какая!
Видео: «Сережка с Малой Бронной...»
  Марк Бернес: «Я не люблю сытых, благополучных песен. Если несчастный человек станет чуть счастливее, если вдруг услышит, что кто-то разделил его одиночество, — значит, с моей песней все обстоит благополучно» -
  Наталья Крымова: «С памятью о войне в государстве происходили и удивительные вещи… Запрещалось говорить о жертвах, о количестве погибших, о горе народа. Народную трагедию надлежало преобразовать в трагедию оптимистическую, и тут потрудились многие… На радио для порядка была заведена картотека победных маршей, бодрых песен и хоровых ораторий.
  Ведущая: В конце 1945 года М. Исаковский написал стихотворение «Враги сожгли родную хату…» («Прасковья»). По просьбе А. Твардовского М. Блантер положил эти стихи на музыку. Но всего лишь один раз эту песню кто-то исполнил по радио. В начале 46-го она была изничтожена в центральной партийной прессе — за пессимизм и, конечно же, за пошлость напева. За стилизацию «инвалидного» фольклора. Песню запретили и забыли…
  В 1960 году Марк Бернес был приглашен участвовать в программе мюзик-холла. И тогда произошло нечто, пожалуй, самое выразительное в судьбе певца и актера Бернеса. «На пустой сцене стоял артист — маленькая фигурка перед непременным микрофоном.. Он сказал — напевно и негромко: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью». Спросил — потерянно и тревожно: «Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою?..»
  Он увидел, как в зале стали подниматься люди в военной форме. Как встали мужчины в штатском, с орденами на отворотах праздничных пиджаков. Как замелькали белые платочки в женских руках. В огромном зале стояли все. Склонив головы. Утирая безудержные слезы. Их волнение передавалось ему, перехватывало дыхание. Но он пел».
      Видео: «Враги сожгли родную хату»
Бернеса снова начали приглашать сниматься в кино. Его пригласили сняться сначала в картинах «Чертова дюжина» и «Шестнадцатая весна», а затем – в «Аппасионате» и «Это случилось в милиции». После чего в съемках Бернеса снова наступил четырехлетний перерыв . В последние годы Бернес-певец оттеснил Бернеса-киноактера на второй план. Чаще приходилось встречать его не в павильонах студии, а на концертных площадках. В последующие годы Бернес много и успешно работал, гастролировал в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии и Болгарии. Он получил множество восторженных откликов в СМИ, выступал на английском телевидении,.
       Слайд: Фотография Лилии Бодровой
       Слайд: Фотография Лилия и Бернеса
   В начале 1960-х годов личная жизнь Бернеса изменилась. Провожая свою дочь Наташу в первый класс, он встретил там жену фотокорреспондента журнала «Пари-матч», которая привела в школу своего сына Жана. Ее звали Лилия Бодрова. Увидев Бернеса, она толкнула своего мужа и произнесла: «Смотри, Крючков!». На что муж ответил: «Как тебе не стыдно! Это же Марк Бернес. Пойдем, я тебя с ним познакомлю». Бернес, увидев Лилию Бодрову, влюбился в нее с первого взгляда. Вот, что рассказывала об их встрече Лилия Бодрова: «С Бернесом мы познакомились в школе: я была тогда замужем, он - вдовцом, один воспитывал дочку. И так странно получилось: мой муж сам нас познакомил. Марк потом признавался: «Я с первого дня решил, что уведу тебя». Судьба распорядилась так, что Жан и Наташа сели за одну парту. Когда состоялось первое родительское собрание, Бернес был с гастролями в Ереване, однако ради такого события вернулся в Москву. Парта их детей и свела Лилию и Марка. В том же году Бодрова ушла от мужа к Бернесу.
  Инна Гофф: Он был страстный отец — очень любил свою Наташу. Его любовь обострялась оттого, что его жена умерла, оставив Наташу совсем маленькой. Он долго не женился и, женившись вновь, приобрел вместе с женой и сына — Жана. Он вообще любил детей.
        Слайд: Фотография Бернеса и Лилии с детьми
  Лилия Бодрова вспоминала: «Я видела в Марке человека, который поможет мне. Не в смысле материальном - это у меня было. А в том, что он больше меня знает, знает цену человеческим отношениям. Мне нужно было понимание. Нужна была семья. И я знала, в этом мы поймем друг друга… Марк сказал: «Будешь ездить со мной». И тут же поехал в бюро пропаганды и оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту. И когда его отправили в Польшу с концертом без меня, он заболел и слег... А вот еще один случай. Его приглашают в Кремль. А пригласительный присылают на одного. Кто бы себе позволил позвонить туда и сказать: «Извините, но я женат. Я один не приду»
         Видео: «Романс Рощина»
  Лилия Бернес-Бодрова рассказывала о Бернесе: «Марк не пил и не курил. Он был гостеприимный, но не любил приглашать много гостей. Так как он не пил, ему были неинтересны компании, где можно выпить. Если его узнавали в вагоне-ресторане, все считали за честь угостить. Я всегда в таких случаях говорила: «Не трогайте, я за него выпью!». Марк любил умных людей. Но обширного круга не было. Приходили Френкель, Колмановский, Кармен, Фрез... Здесь они и работали... С Утесовым они были знакомы, но к Марку он относился несколько свысока. Утесов не терпел соперника, он хотел быть единственным... Не могу сказать, что Марк близок был с Евтушенко, но Женя тоже бывал у нас».
     Слайд: Фотографии Бернеса с Евтушенко и др.
Завистники считали, что Бернес купается в роскоши, при этом среди личного имущества актера было не так много дорогих вещей - приемник, магнитофон, проигрыватель и машина, которую в то время можно было купить только с разрешения Министерства торговли. При этом, сдав предыдущую, если она была. Машине Бернес очень радовался и любил о ней заботиться. Лилия Бернес-Бодрова рассказывала: «Единственное, что мы себе позволяли, - это ездить по странам. Начали с Польши. Были в Праге. Когда ввели танки в Чехословакию, он рыдал, зная, что ничего не может сделать, - в Праге у него было много знакомых. А потом - Югославия, Франция, Англия. В Польше и Югославии Марка обожали, приглашали в Сопот как почетного гостя. Я помню, посол в Варшаве Аристов однажды сказал: «Марк Наумович, вы столько сделали в Польше, сколько не удалось мне». А в Югославию мы приехали туристами - тогда вдруг разрешили индивидуальный туризм. И Марка пригласили выступить. Он сказал, что мы в туристической поездке. Саша Субота, руководитель популярнейшего югославского ансамбля, предложил: «Езжайте, а мы пока подготовим несколько песен, отрепетируем и вам покажем». Так и сделали. И вот концерт. В первом отделении все югославские звезды. Во втором - Бернес. Заиграли «Три года ты мне снилась», вышел Марк, и зал встал».
   В 1966 году режиссер Владимир Мотыль пригласил Бернеса на эпизодическую роль полковника Караваева в фильм «Женя, Женечка и «катюша». Фильм имел огромный успех у зрителей, однако критика приняла его прохладно.
      Слайд: Бернес в роли полковника Караваева
Про роль Бернеса Л.Рыбак писал: «То, что Бернесу досталась на прощание с кинематографом такая роль, очень обидно. Добрыми намерениями было продиктовано желание напомнить о славном пути, который прошел артист. Но, взявшись за экранное воскрешение дорогого образа, авторы фильма не помогли актеру вернуться в круг прежних героев или расширить этот круг. Связали его неисполнимым желанием: «Мне бы лет двадцать сбросить...» будто и впрямь нет к прошлому возврата. Какая несправедливая, какая безжалостная роль!»
Эта роль была последней для Бернеса. В 1969 году он записал песню «Журавли», которая тоже оказалась для него последней. Вот что об этом вспоминал Константин Ваншенкин: «Когда я последний раз навестил его дома, он лежал на диване, а на серванте стояла незнакомая мне его фотография. Оказалось, что приезжали снять его для «Кругозора», и он поднялся и надел пиджак. Он смотрел со снимка живыми, пожалуй, даже веселыми глазами.
         Слайд: Последнее фото Бернеса
- Удачный снимок, - сказал я.
- Это последний, - ответил он спокойно и еще пояснил: - Больше не будет. - Да брось ты глупости! - возмутился я и произнес еще какие-то слова. Он промолчал: он знал лучше».
  Ведущая: Предчувствие скорой кончины Бернеса не обмануло. У него обнаружили неопеорабельный рак легкого и 16 августа 1969-го Бернеса не стало. Через два дня должны были подписать указ о присвоении ему звания народного артиста СССР…
Августовским утром 1969 года на панихиде в Доме кино не было ни речей, ни траурных маршей. Бернес отпевал себя сам. Звучали четыре его песни: «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и, конечно, «Журавли».
         Видео: «Журавли»
В дни прощания с Марком Бернесом поэт Евгений Евтушенко написал:
«Вновь, пластинка, кружись
Настоящее прошлым наполни.
Он любил тебя, жизнь.
Ты люби его тоже и помни».
Марк Бернес ушел из жизни 16 августа 1969 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
            Слайд: Памятник Бернесу


Рецензии
Добрый день, Татьяна! Мне нравится Марк Бернес и как актер и как певец. Очень талантливый актер, замечательный певец и редкой души человек. Спасибо, что так интересно и хорошо о нем написали.
Всего доброго!

Людмила Каштанова   04.05.2022 07:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! Эта беседа входит в мой цикл "Кумиры 20 века". Людям важно помнить хорошее в нашем прошлом...

Татьяна Латынская   04.05.2022 23:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.