Маяковский завоевывает женщин 2

                Э л ь з а  Т р и о л е
                (п р о д о л ж е н и е)          



     Эльза подставляет ему щеку для поцелуя. Он медлит, и она сама
целует его. Это неприятно кольнуло ее, но она поспешила переключиться на другие мысли. Она привыкла ему прощать.
    А началось это в далеком 1915-ом году, на берегу Москва-реки, у обрыва. Он был тогда тоже не в духе. Бледное, измученное лицо. Скорбный, озлобленный взгляд. Переворачивал ей душу этот его взгляд необыкновенной силы. Постороннему наблюдателю бросилось бы в глаза несоответствие его состояния и его пижонистого наряда: высокого цилиндра, галстука-бабочки, стоячего воротника рубашки, парчовой жилетки. И трости, которую он переставлял в такт ходьбы. Но Эльзе все нравилось в нем. (В отличие от Лили, которая с самого начала знакомства с Маяковским находила его опереточным, неестественным.) А сейчас Эльза видела только одно: ему сейчас плохо.
     – Дядя Володя, вы здесь!.. Я знала, что вы будете здесь. Я сидела дома, занималась своими делами. Вдруг мне показалось, что вы зовете меня. Я бросила всё – и побежала!– Так говорила Эльза, идя к нему по поляне, которую Маяковский мерил  своими большими шагами и с которой была видна река как на ладони.
      – Ты меня любишь?– спросил он, когда она подошла к нему.
      –  Люблю! Даже очень.
      – Смотри! А то мне сегодняшний день совсем не нравится.
      – Что-то случилось? – Эльза насторожилась.
      – Зачем тебе знать, какой дядя Володя плохой.
      – Вы – плохой? Шутите!
      – Ты так не думаешь?
      – Да лучше вас ни одного человека на свете нет!
      – А я и не знал. А ну, повтори!
      – Что повторить?
      – Что я хороший.
      – «Хороший» это не то слово. Вы… вы…
     Странное дело. Она не может произнести слово, которое только что легко говорила. Сейчас оно для нее наполнилось другим смыслом. Она и хочет сказать, что она чувствует, и не может. Но Маяковский и так все понял.
      – Ну, что я? – весело говорит он, беря  ее лицо в свои большие ладони и смотря ей в глаза. Приятно было Маяковскому видеть, что его любят. Ему нравилось всегда и везде себя чувствовать первым. Когда его предпочитали другим. И даже можно больше сказать: ему невыносимо было находиться на вторых ролях. От этого он страдал. И это касалось не только любви… Но он не стал говорить о своих чувствах, а повернулся к реке и сказал просто:
      – Ты поплыла бы со мной на лодке? Сейчас!
      – Да!
      – А ты не боишься? Одни ведь! Ночью!
      – Нет!
      – Смотри! А то страсти крут обрыв, а ты еще маленькая, – говорит Маяковский, опять повернувшись к ней и беря ее руки.
      – Я не боюсь. А хотите, я прыгну с этого обрыва? – Эльза указала на крутой спуск к реке, у которого они стояли. – В детстве я мечтала об этом. Я хотела доказать Лиле, что я храбрая, но так и не прыгнула. Боялась.
      – Обожди-ка…
     Маяковский отстраняет Эльзу. Он уже не слышит ее. Он весь  поглощен внезапно возникшей мыслью, что он вот сейчас бессознательно, можно сказать случайно, сказал такое, до чего мог никогда не додуматься. –  «Обрыв страсти! Это же то, что нужно! Это же эльзино отношение к нему! С обрыва страсти, так же, как с обыкновенного обрыва, можно скатиться в пропасть, из которой нет дороги назад! Здорово! Надо сейчас же закрепить это стихом».    
     Чувствуя приближение вдохновения, в волнении он заходил по поляне, бормоча и проверяя на слух рождающиеся слова будущего стихотворения:
                – Страсти крут обрыв –
                будьте добры,
                отойдите.
                Отойдите,
                будьте добры. 
     – Дядя Володя! – вскрикивает Эльза, не понимающая, что происходит.
     – Что? – откуда-то издалека возвращается Маяковский. – О чем это мы с тобой?
     – Вы всё испортили! Я хотела прыгнуть с обрыва, а вы даже не слушаете меня!
      – Эльза, детка, не надо обрыва, ты уже сделала одно дело.
      – Какое я дело сделала?
      – Да так, пустяк один. Ты спасла мне жизнь.
      – Интересно – чем?
      – Одним только словом… которое спряталось в твоей головке.  Забилось там и боится показывать свой миленький носик. Эх, ты!
      Он дотрагивается до ее носа. Улыбаясь, пристально смотрит на Эльзу смеющимися глазами. В них и веселость, и благодарность, и озорство. И все это мгновенно откликается в ее сердце. В волнении она опускает голову. Ее охватывает нежнейшее чувство к нему. С замиранием сердца она ждет. Вот сейчас! Вот сейчас это случится. После этого неужели все останется на прежнем месте? не закачается, не перевернется мир? Боже мой!.. Она ждет, ждет... Наконец, исподлобья бросает на него взгляд... А он уже о ней и  думать забыл. Смотрит на реку поверх нее и сокрушенно качает головой. Потом с облегчением вздыхает, как человек, от которого только что отвели беду.
      – От меня сбежала женщина, а я думал, что я неотразим. Представляешь! – говорит он грустно. – Из-за этого хотел утопиться… Помнишь у Горького? «Боги дали человеку воду, чтоб он пил и мылся – он же взял и… утопился». Теперь не утоплюсь. Не доставлю радость моим врагам… Бежим, берем лодку – и по реке! Кататься! Подальше от посторонних глаз! 
     Он вновь становится таким, каким она его любила: веселым, деятельным, неистощимым на выдумки.
      – Да! Да! Смотрите, как здесь красиво! Звездное небо!.. Как это у вас? (Декламирует.)
                – Послушайте!
                Ведь, если звезды зажигают – 
                Значит – это кому-нибудь нужно?
      Голос Эльзы за кадром:
      – И тут я сказала фразу, которая не дает мне покоя всю мою жизнь. Вот эта фраза: «А хотите, я вас познакомлю с моей сестрой?» – Жалею ли я, что сказала это? Не знаю… Я всегда задаю себе один и тот же вопрос: что было бы, если бы я их не познакомила? И вот тут-то и начинаются мои сомнения: «Они бы познакомились без меня!» – «Они бы никогда не познакомились без  меня!» И так без конца. У меня голова кругом идет от этих сомнений… Но хватит об этом. Слушайте, что было дальше.
    – Я хочу познакомить вас с моей сестрой – Лилей.
     Теперь уже его очередь пришла волноваться. Он побледнел. Потом с усилием выдавил из себя:
      – К ней я не пойду.
      – Это почему же?.. Не пожалейте потом. Многие хотели бы быть на вашем месте.
      – Я знаю.
      – Знаете? Откуда?
      –Знаю – и всё.
      – Вы видели ее! – вырвалось у Эльзы, предчувствующей что-то неладное и уже жалеющей, что начала этот разговор. – Вы говорили с ней, она вам понравилась, – после короткого молчания с опаской предположила она. – Но почему вы не хотите идти к ней? Вы боитесь?
      – Не хочу – и всё, и не будем об этом! – с надрывом проговорил Маяковский. – Может быть, я хочу быть с тобой. Хочу любить ту, которая приходит, когда  мне плохо.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


Рецензии