Голытьба глава 4

Илья снял с гвоздя гармонь, подаренную ему казаком. Потеряв пальцы при охране станицы от набегов горцев, казаку она стала без надобности. А у Ильи он заметил необыкновенные способности, по слуху он подбирал мелодию безошибочно.

 В большой белокаменной церкви закончилась обедня, обе половины тяжелых дверей распахнулись, и на паперть повалил из церкви народ.  Вышел атаман в нарядном мундире, не спеша надел фуражку, вынул кошелек и стал наделять копейками нищих.

 Немного по - одаль сидел слепой и пел песню: нет у меня ни отца, ни матери, меня не оставьте братья питатели….  Вся станица хорошо знала, что этот слепой, совсем не слепой и, что набрав за день милостыни он все это спустит в кабаке. Тем не менее, все почитали его за «божьего человека» и все подавали ему подаяние.

 Очень грязная нищенка схватила атамана за руку, стала ее целовать и атаман, вынув из кармана горсть заранее заготовленных грошей, размахнулся и кинул их в самую гущу нищих.

 Нищие, забыв про слепоту и глухоту, бросились за деньгами, отталкивая друг друга, они ползали по земле. Один убогий нищий со страшно изуродованным лицом съездил другого безногого по уху. Слепец отбивал грошик у грязной нищенки только что целовавшей руку атамана. Она пальцами похожими на птичьи когти вцепилась слепцу в волосы.

Нищие стукались лбами, ругались и стонали.
 
Наблюдавший за всем этим атаман сказал:- потеха, да и только.

- Наверно он получил от всего этого удовольствие, мать его в душу грушу!- сказал рядом с Ильей стоявший казак. Илья с Агафьей не принимали   участие в сборе грошиков, боясь, что их затопчут.

Илья с сестренкой шли конным рядом, Илья любил лошадей, готов был жизнь за них отдать, где, как ни на ярмарке можно было увидеть настоящую лошадь, не ту что тащит плуг, а ту на которой богатеи выезжали в город.

 Илья увидел барышника продававшего коня.  Покупателем был крестьянин, не больно видно разбиравшийся в этом животном. Продавец доказывал, что коню нет и трех лет. " А ей,- подумал Илья,- больше чем ему лет.  На ярмарке один продает, другой покупает, и тут уж кому больше повезет, или тому, кто удачно продаст, или тому, кто купит хорошую лошадь за гроши.

 Но, а если не разбираешься, то лучше на ярмарку один не езди, облапошат, как пить дать, облапошат!"- Думал, идя по конному ряду Илья. Походив между рядами торгующих всякой всячиной, начиная от всяких глиняных свистулек, до аппетитных пирожков, Илья с сестрой вернулся домой. В кармане у него лежал не разменянный рубль. Он подошел к матери и отдал его ей. Малыши теперь были сыты и, печь в хате топилась каждый день, гривенники медными копейками были завязаны у матери в тряпице.

Илья пас свиней у хозяина их у него было много больших и маленьких. Вот целый день он и присматривал за ними. Паслись они на хозяйском зеленом лугу, в обед приходил работник и приносил им корм в ведрах, поев, они укладывались на солнышке спать, отдыхал и Илья, набегавшись за ними по лугу.

 Чем старше становился Илья, тем больше ему добавлялось работы, он чистил лошадей, убирал навоз в конюшне, и делал еще много всякой тяжелой работы. Домой он приходил редко, заработанные им продукты,  приходил забирать отец, хозяин находил причину, чтобы заплатить меньше положенного. И так он проработал на хозяина до начала Гражданской войны.

 Отправить его на фронт не могли из-за не вышедшего еще возраста, поэтому родители пристроили его к штабному писарю в помощники, за одно и грамоте обучиться, так как он в его годы не мог даже поставить свою подпись.

 Илья выполнял разные поручения, кого надо было вызвать в штаб, и он бежал, или срочно требовали к телефону его благородие и он снова несся как « пуля» звать. Он изучил чины, от адъютанта, войскового старшины, корпусного, есаула, командира сотни до командира полка.

 По вечерам писарь проводил с ним занятия, писал он красиво, буквы у него ложились на бумагу ровным порядком. Илья слушал внимательно и старался выводить точно каждую букву. Учеником он оказался хорошим, быстро постигал уроки правописания. Помимо этого, писарь занимался с ним и арифметикой.

Как-то Илья попросил писаря поговорить с сотником насчет того, чтобы он разрешил ему присутствовать на учебе казаков, владеть шашкой и нагайкой в бою. Писарю Илья нравился, и он решил похлопотать за него. Сотник разрешил, а потом  и стал позволять Илье управляться с шашкой на занятиях, одолжив ее, у хромого, после ранения, Игнатия. Казаков муштровали по несколько часов в день. Только и слышно было: справа по три, шагом марш! Или командует есаул: развернутой шеренгой - марш!

Обученные казаки покидали подготовительный пункт. Сотня на лошадях при всем обмундировании, а за нею мулы, навьюченные пулеметами, двуколки с огнеприпасами, заводные кони. А в заключении сотенная кухня. Так уходили казаки на новое место назначения.

В очередной раз ушел с казаками и Илья, ему шел девятнадцатый год. Сотня шла шагом «играли песни», Илья очень любил казачьи песни хорошо пел, играл на гармошке. Жеребец его по кличке «Орел» закусив удила, перешел на «рысь». Шли походным порядком, как всегда впереди дозоры, за ними метрах в двухстах офицеры, за ними сотня, а за нею пулеметы и обоз. Вдруг дозорные кричат: стой команда, слезай.

Казаки, соскочив с коней, спрятались за камни, коней вывели в безопасное место. Завязался первый в жизни Ильи бой. Их будет потом много, но этот был первый и самый страшный.

 Он видел, как у него на глазах от пуль падали казаки, еще минуту назад ехавшие с ним в ряду, а когда завязался рукопашный бой, как шашка рассекала человеческое тело на две половины.

В те суровые годы, многие не знали молодости, не знал ее и Илья, пронеслась она мимо него тревожным вихрем.
Рано повзрослевший Илья рядом взрослыми и сам стал взрослым. По стране шли голод и разруха. Война была прожорлива, ее гигантская ненасытная утроба поглощала тысячи солдат, на место павших, гнали новобранцев. Война как удав, брала за горло Россию.

 Белые окружали Владикавказ четырьмя колоннами. Деникин ничего не жалел ни подкреплений, ни боеприпасов. Шла жестокая война. По лесам бродили  сотни банд, они еще больше приносили горя народу, чем воюющая армия. Только в 1926 году, когда Кавказ и Закавказье были окончательно очищены от банд, Илья возвращается домой. Его вызывают в УГРО и выдают мандат работника уголовного розыска.

 -Ты человек грамотный, читаешь, хорошо пишешь, разбираешься в создавшейся на сегодня тяжелой обстановке в стране, принимайся за работу, лови бандитов и убийц,- заявил ему начальник УГРО.

- Создается новый отряд, куда включен и ты.
 Не зря же в народе говорят «кому война - кому мать родна». Бандиты грабили продовольственные склады и магазины, делали налеты на пекарни. Во все времена бандиты чувствовали себя на пике полного хаоса в стране, как рыба в воде. Вот и направили Илью на работу, защищать общество от грабителей.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ 


Рецензии