Творчество и медитация, как они развивают ум

               
               



                «Медитация очень помогает познать свои
                слабые и сильные стороны. Она
                лучше, чем любой диплом, способствует
                развитию умений и навыков, а также
                дает уверенность в себе.»      
                Из сатсанга   Шри Пракаша Джи
 
Этот фрагмент из сатсанга Учителя говорит только о 2-3 позитивных плодах медитации. «Сильные и слабые стороны» – это соответственно, энергосбережение, энергонакопление, дисциплина, воля, осознание позитивных и негативных качеств, и работа над ними. Остановимся на сравнение результатов традиционного образования и медитации для развития человека.

Под дипломом понимается обычное профессиональное образование. Оно действительно учит человека умению сосредоточиваться, думать. В чем же тогда разница между плодами медитации и плодами сосредоточенности в учебе (и в работе)?

Образование дает навык сосредоточенности на какой-то теме (предметы учебы, а также работа, творчество…) Человек сосредоточивается на том, что ему совершенно необходимо сделать или на том, к чему есть интерес, что нравится или что он любит. Мысль в таком сосредоточении развивается по ходу выполнения работы (проект, исследование, математическая задача, сочинение музыки, стихов, прозы, …). Ум, в зависимости от задания и отношения к нему, безразлично, спокойно, заинтересованно, радостно, с любовью, с восторгом, в упоении… сосредоточенно работает. Причем отношение (с каким чувством и какой силы чувство) играет важнейшую роль в сосредоточении и в качестве результата.

Под практикой медитации здесь будем понимать и попытки сосредоточения (дхарана) и дхьян – непосредственно состояние полного сосредоточения или медитацию.

В практике медитации ставится цель сосредоточения на одной мысли, без развития ее, на одном образе, а в конечном итоге на отсутствии мыслей как таковых, т. е. на умении управлять процессом мышления. Даже при попытках сосредоточения на одной мысли, ум «встает на дыбы», потому что ущемляется его свобода «скакать куда хочется». В сознание сразу приходит то, что более всего тревожит, даже то, что вроде бы уже забыл. В общем вылезает все, что опустилось в подсознание и сопротивляется как может. Именно только в практике дхараны в полной мере проявляется этот характер ума! Поэтому практика медитация учит именно управлению умом, как таковым, концентрации ума, как таковой, без всякого содержания (наполнения), а не сосредоточенной творческой работе ума в том или ином направлении (наука, искусство…).

Человек, выполняющий какую-то работу, рутинную или творческую, может встать, отвлечься, попить чаю, сходить в туалет, посмотреть в окно, и т. д. Он шевелится, смотрит, слушает, (хотя в какой-то момент может и ничего не слышать, и не видеть, кроме объекта творчества), может почесать себе голову, съесть конфетку, одеться потеплее или наоборот раздеться, позвонить кому-нибудь и т. д. и т. п. Так именно реагирует тело (читай ум желаний через тело) на попытки сосредоточенности ума, оно тоже протестует, как инструмент ума желаний.

Однако даже в дхаране, тело должно быть совершенно неподвижно и расслаблено. И тела как бы нет, есть только сознание. А в состоянии медитации человек даже не чувствует тело.

Таким образом в практике медитации человек учится сосредоточению вообще, управлению умом вообще. В школе и вузе – сосредоточению на теме задания. Чем дольше человек может сосредоточиваться ни на мгновение не отвлекаясь, тем успешнее, качественнее и глубже, при прочих равных условиях, будет результат его труда, творчества.

Аллегория. Ум – конь. Он необъезженный жеребец, скачет куда хочет и норовит сбросить седока.  Традиционная учеба – скачка на необъезженном коне, без конца падая и сбиваясь с маршрута, но пытаясь направить коня в нужное место. (Кому-то это удается лучше, кому-то хуже, кто-то хорошо владеет конем, а кто-то сидит задом наперед…) Практика медитации – попытки объездить коня, научиться в совершенстве управлять им. И уже научившись, можно направлять коня куда необходимо и задерживаться там сколько необходимо. Конь – ум, находится полностью во власти духа, который проявляется как воля. И с этого момента ум обладает огромной, безграничной силой. Он может нести человека не только по земле, но и вынести человека в безграничные выси, в духовные миры. В первом случае седок тоже чему-то учится, но процесс этот не имеет своей конечной целью умения управлять конем, потому бесконечно долог и неэффективен.

Поэтому, например, в христианстве умную молитву, безмолвную молитву (чтение про себя молитвы), в восточных практиках это называется джап (чтение про себя мантры), называли «художеством художеств». Эта практика ставилась выше любого творчества – художества, потому что она учила тому, что необходимо в любой работе ума.

Существует творчество высшего рода, когда совершаются открытия и создаются произведения искусства в медитативном состоянии. В этом случае человек получает из высших сфер уже в готовом виде произведение. Но при этом он должен уметь услышать или увидеть его, сохранить не только в тонкой памяти (в состоянии медитации), но и в обычном сознании, обладать талантом и вкусом, и владеть ремеслом – умением работать в данном виде науки или искусства. И только тогда произведение или открытие может быть донесено до человечества.

 Цели медитации естественно еще выше – познание себя, своей атмы, соединение со своим Иштом… Здесь мы не касались этих тем: очищения сознания в медитации, усиления духовной энергии, создания связи с Учителем, Иштом, усиления бхакти и многое другое.

Так что способность к глубокому сосредоточению, так необходимому в жизни – это можно сказать средство или умение, которое является как бы побочным продуктом занятий медитацией на Пути к еще более высокой цели.
                25.11.2019.

   #ДуховныйУчитель #ШриПракашДжи #духовность #медитация #сатсанг


Рецензии