Поэт Василий Иванович Козлов 1793-1825

На картинке изображена обложка журнала «Новости литературы»,
который Василий Козлов основал вместе с Александром Воейковым.

Смотреть видео о поэте и слушать романс на его стихи:
https://www.youtube.com/watch?v=zj14ZF4IUPI


   Поэт, переводчик, журналист, критик. Родился 6 апреля 1793 года в семье московского купца, получил прекрасное домашнее образование. Учился в Коммерческой академии и Московском университете. Владел несколькими европейскими языками.
   После учебы в 1812 году переехал в Петербург. Служил помощником у Павла Пезаровиуса, издававшего газету "Русский инвалид" в Петербурге. В этом издании Козлов в 1814-1822 годах напечатал серию критических статей по эстетике, написанных под влиянием романтической теории искусства. Был одним из первых популяризаторов немецкой романтической эстетики в России.
   Входил в круг последователей Николая Карамзина. Сотрудничал во многих печатных изданиях, в частности в «Вестнике Европы», «Северной пчеле», «Дамском журнале» и других. Вместе а Александром Воейковым основал журнал «Новости литературы». Писал басни, элегии, занимался стихотворными переводами и жил исключительно литературными заработками.
   Умер Василий Козлов 11 мая 1825 года в Петербурге от чахотки 32 лет от роду.


ТРОСТНИК И ЛЯГУШКА

Тростник с лягушкою вступает в разговоры.
"Смотри, - сказал Тростник, - как зелен я, высок!
Как украшаю я реки сей быстрый ток,
Как трости гладкие собой пленяют взоры!"
Лягушка же в ответ: "Так зелен ты и густ;
Жаль только, что внутри ты пуст".

1810


МЕЧТАТЕЛЬ

Среди беспечных детских лет
Я долго жил в уединенье;
Отцовский дом был весь мой свет,
И книги - всё увеселенье!
   Тогда я спутницей избрал
   Тебя, Фантазия златая,
   И мир подлунный забывал,
   Миры волшебны пролетая.
Кристальны строил я дворцы
И разрушал очарованья;
С злодеев я срывал венцы
И добрых облегчал страданья.
   Рукою сильной расторгал
   Я власть волшебника лихого
   И юных дев освобождал
   Из плена тяжкого и злого.
Я жил как рыцарь и певец,
Награды сладкой ожидая,
И вот лавровый мне венец
Сплела красавица младая.
   С улыбкой нежной на устах
   Она пред рыцаря предстала;
   Небесным пламенем в очах,
   Как добрый гений, воссияла.
И рыцарь всех и всё забыл.
Простите, замки, приключенья!
Он ею жил, ей счастлив был,
Он видел в ней красу творенья!..
   Но ах! и юность протекла,
   И с ней мечты уединенья;
   Она с собою унесла
   Прелестный дар воображенья.
Увял прекрасный мой венец,
Разрушились волшебны зданья,
Разбита лира, спит певец,
Упал покров очарованья.
   Сокрылась дева-красота,
   Предмет и дум и песнопенья!
   Где ж путь в отрадные места?
   Где храм небесна вдохновенья?
Кто спящий гений возбудит,
Мечты в душе возобновляя?
Ужели ввек не прилетит
Ко мне Фантазия благая?
   Явися мне, явись хоть раз,
   Земного образ совершенства,
   И услади мне скорби час
   Подобьем райского блаженства.

Не позднее 1819


ПРЕДЧУВСТВИЕ

Печальна жизнь промчалась с быстротою:
Чуть памятна мне дней моих весна;
От ранних лет она помрачена
Страданием, бедами и тоскою.
   И я не знал душевного покою,
   И мне любовь в отраду не дана;
   Надежды нет - и только смерть одна
   Является мне светлою звездою!
Я чувствую: она ко мне близка;
Я чувствую души изнеможенье;
Усталого манит отдохновенье.


Статью подготовил Александр ГамИ
Незримая простёрта мне рука -
И с радостью сливается тоска,
И с верою - Твоё изображенье!


Рецензии