Квиринг Иоганн 1851-1912

Квиринг Иоганн /Quiring, Johannes/1851-1912/

Жители колонии Ам Тракт


14 Октября 1884 года в колонии Ам Тракт запомнят надолго. Это было воскресенье, и в этот день в церкви был большой праздник, назначение нового Старейшины их колонии. Готовились основательно, было решено, в этот день не вспоминать проблемные темы. Не упоминать аферу, которая угрожала расколоть их братство, а может ещё и потому, чтобы не вскрылась правда этой аферы. Уже тогда в предвыборных компаниях имело место быть интригам. Выступающие должны были рассказать о новом Старейшине, о бывшем, вспомнить всех, кто стоял у истока. Дети в школе готовили концертную программу. Церковь тоже была празднично наряжена, и такие же нарядные жители колонии с раннего утра начали съезжаться в церковь. В начале была воскресная служба. А потом за кафедру встал Обершульц /Мэр/ колонии Ам Тракт Иоганн Дитрихович Дук. Братья и Сёстры, я вышел сюда, чтобы сообщить вам, что по последним нашим итогам голосования, на должность Старейшины нашей колонии избран Иоганн Яковлевич Квиринг. Он сделал небольшую паузу, давая собравшимся успокоиться. Хотя мы все знаем господина Квиринг, но в церкви присутствуют гости, да и для нашей молодёжи не лишне напомнить. Я хочу рассказать вам о господине Квиринг.
Родился Иоганн Яковлевич Квиринг 12 сентября 1851 года в Западной Пруссии в Тессендорф. Его родители отец Квиринг Яков Абсалон /1821-1881/ и мать Барч Мария /1821/ переселились в нашу колонию в Коппенталь 1855 году. Иоганн Яковлевич учился в нашей школе. Потом учился в Саратове в Мариенкирхеншуле. В 1870 году, после её окончания получил Сертификат учителя. И вернулся к нам в колонию и стал работать у нас учителем. После реорганизации школы в среднюю школу (министерскую школу), он продолжал быть учителем, преподавал библию, был в школьном совете. А 25 октября 1881 года Иоганн Яковлевич Квиринг был избран Министром. Господин Дук сделал паузу, давая возможность собравшимся оценить эту автобиографическую часть их будущего Старейшины. Вы все хорошо знаете господина Квиринг, и каждый из вас может рассказать много о нашем господине учителе. Я хочу рассказать об одном моменте. Помните, 27 мая этого года, мы собрались праздновать Пфингстен /Троица/. И в этот день я услышал проповедь, это было лучшее, что я когда-то слышал. И проповедовал господин Квиринг. Я не мог успокоиться, это было так по-новому, так празднично, с таким вдохновением он проповедовал. Я уже тогда понял, что у господина учителя большое будущее. Теперь понимаю, что я не ошибся, и вы тоже в него поверили и отдали свои голоса за него. И с этими словами господин Обершульц прошёл в зал и сел на своё место рядом со своей женой. А за кафедру встал Пфаррер Тевс. Он был особо важен, ещё бы на него возложена такая ответственная миссия. Я прошу подойти ко мне учителя министерской школы, господина Министра. Под всеобщие взгляды к трибуне шёл Иоганн Квиринг. И в это время детские голоса начали исполнять гимн, их подхватили старшие школьники, а затем весь зал. Это было так торжественно. Когда смолкли голоса, слово взял Пфаррер Тевс. Братья и Сёстры, запомните этот день, 14 октября 1884, сегодня мне выпала честь объявить Квиринг Иоганна Яковлевича нашим Старейшиной. И снова дети и все присутствующие исполнили новый гимн, теперь уже в честь их нового Старейшины. В зале стало тихо, все ждали ответного выступления их нового руководителя. Братья и Сёстры, я хочу поблагодарить вас за оказанное мне доверие. Это обязывает меня служить вам с верой и полным пониманием. Братья и Сёстры, я знаю, что наше старшее поколение хорошо помнит 13 мая 1858 года. Такие даты помнят долго. В тот день под Божьим руководством был избран новый Старейшина. Но не на постоянное время, а как заместитель у господина Иоганна Валл. Господин Валл уже тогда болел, и часто просто не мог заниматься делами. И вот было принято решение назначит ему помощника, который и в дальнейшем мог перенять правление.  И именно в тот день с подавляющим большинством голосов наш дорогой брат Дэвид Хамм был избран. Я вам назову цифры, представляете 93 голоса за! И лишь 16 голосов против. Это можно рассматривать как свидетельство согласия Бога. Хвала Ему за великую благодать.
Я хочу сегодня вспомнить и о господине Валл. Я рассказываю на уроках моим ученикам о тех, кто были первыми. Иоганн Валл /Wall Johann 11.02.1793-10.12.1860/ был одним из тех, благодаря кому у нас есть наша колония Ам Тракт. Уже в декабре 1860 года господин Валл совсем занемог. Второго декабря Дэвид Хамм и Мартин Классен ходили его навещать. У него были проблемы с дыханием, он был смертельно болен. И 10 декабря 1860 года в десять тридцать утра господина Валл не стало. 16декабря 1860 года Старейшина Валл был похоронен. Он умер в Господе, он теперь отдыхает от своей работы. Господи, награди его навсегда за его доброту, за то, что он сделал для нас, для колонии, для церкви, которую он основал и возглавил как духовный отец. После похорон Дэвид Хамм, Абрам Фрёзе и Мартин Классен пошли в Администрацию, где были оформлены документы об вступлении заместителя Старейшины в должность Старейшины. И с того момента Дэвид Хамм стал официально нашим Старейшиной.
Дэвид Яковлевич Хамм родился в Пруссии, в Ладекоп четвёртого октября 1822 года. Со своей женой Анной Хамм /05.02.1825/. они поженились в 1852 году. Давид и Анна эмигрировали в Россию из Пруссии в 1853 году и поселились в селе Ханс-Ау в колонии Ам Тракт. И в этом же году он был избран служителем Кеппентальской Орловской менонитской церкви. А с 1858 по сегодняшний день господин Хамм был у нас Старейшиной. В самом начале своей деятельности господин Хамм проявил решительность и приостановил влияния сект на нашу веру. Напомню один случай. В январе 1860 года В Ханс-Ау прибыли два меннонита, распространителя священных книг. Такие шустрые ребята были эти двое. В своих проповедях, они называли себя новыми Братьями. Они призывали наших Братьев от отказа от нашего обрядного крещения. Они предлагали заменить его духовным. И ведь что интересно, нашлись такие меннониты, которые приняли такое учение, соседние с нами немецкие колонии даже проповедовали это новшество. Но наш Старейшина господин Хамм в резкой форме раскритиковал представителей этой секты. Он защитил нашу веру, наши Братья оказались равнодушными к такому учению. На протяжение всей его деятельности наш Старейшина с Божьей помощью сохранил нашу веру. Новый Старейшина Иоганн Квиринг вышел из-за кафедры и направился к своему месту в зале.
На кафедру зашёл Предигер с Лизандерхоха уважаемый Петр Винс. Братья и Сёстры, не простые времена переживает наша колония. Казалось, ещё недавно мы начали строить здесь в голодной волжской степи нашу колонию Ам Тракт. Никто не верил, что это не сумасшедшее, а реальное решение. И вот вы сами видите, мы построили. У нас стоят дома, растёт лес, у нас растут дети, у нас кипит жизнь. Хотя, последнее время нам пришлось многое пережить. К нам не только приезжали новые переселенцы, но и уходили те, с кем мы сюда пришли. Совсем недавно мы провожали наших Братьев и Сестёр в Азию. Это было их решение, их воля. Он замолчал и смотрел куда-то в даль, поверх сидящих перед ним прихожан. Наверно он смотрел туда куда ушли их единоверцы, их родные, не только по вере, но и по родственным отношениям. Господин Хамм сумел противостоять учениям молодого Класс Эпп. Он утверждал, что Эпп был "принуждён Духом Божьим" написать эту книгу. Он попал под влияние, и Дэвид Хамм выступил против его взглядов. Он опять замолчал, тихо было и в зале.
За кафедру снова встал Иоганн Квиринг. Я хочу ещё дополнить к моему рассказу. Я уверен, что об этом надо обязательно вам рассказать. В 1883 году 24-25 января в Хальбштате в Молочной проходила первая официальная конференция меннонитов. И наш Старейшина Дэвид Хамм там проповедовал.Он провозгласил девиз конференции, и особо подчеркнул единство детей Божьих (от Иоанна 17). Его проповедь была высоко оценена, и была основана на 1 Фессалоникийцам 5: 12-15. “Мы обращаемся к вам, братья, с просьбой: оказывайте почёт тем, кто так усердно трудится среди вас, кто руководит вашей церковью и наставляет вас в следовании Господу. 13 Проявляйте к ним большое уважение и любовь за ту работу, которую они совершают. Будьте в мире друг с другом. 14 Мы умоляем вас, братья, убеждайте тех, кто не хочет работать, ободряйте боязливых; помогайте слабым духом, будьте терпеливы со всеми. 15 Никто пусть не платит никому злом за зло, но будьте всегда добры друг к другу и ко всем“.С самого начала основание богословской семинарии и документ конференции были на повестке дня и часто обсуждались.
Предигер опять сделал не большую паузу и продолжил.
А ещё, я уверен, что о том, что я сейчас скажу, знает каждый из вас. Дэвид Хамм составил сборник хорового пения для менонитских церквей / Choral-Buch f;r den Kirchen-Gesang der Mennoniten-Gemeinde an der Wolga. Danzig, 1859/ И снова детский хор, а за ним и все присутствующие исполнили гимн из сборника господина Хамм.
Праздник продолжался в течении всего воскресного дня. На кафедру выходили все желающие рассказать о колонии и колонистах. Вспомнили и про Класс Эпп старшего, который принимал самое активное участие в открытии их колонии Ам Тракт. Это он с Изаком Классен ездили к русскому царю добиваться разрешения на переезд в Россию. Это он открыл ещё одну колонию Александерталь. И не только с кафедры делились воспоминаниями, но и в перерывах между собой. Праздник закончился, и Иоганн Квиринг приступил к своим обязанностям Старейшины колонии Ам Тракт.
Несмотря на то, что во многих источниках упоминается имя Иоганна Квиринг, многие дневники, подписанные фото тех лет отмечают, что их крестил Квиринг. Но каких-то особо написанных автобиографических или других работ не встречалось.
В фотоальбоме моей бабушки Агнейты Яковлевны Классен/Унгер/ уроженки колонии Ам Тракт, я увидела фото /фото 1/. Бабушки тогда уже не было и мне тётя сказала, что это учитель, священник с их колонии. Теперь это фото-оригинал- у меня. Прошло ещё несколько лет, и я увидела это фото в маленькой книжечке с названием «Ам Тракт», но книжка эта на готическом, и я опять ничего не узнала. И только позже я всё же узнала имя этого господина на фото. Это и есть Иоганн Квиринг. Но какого было моё удивление, когда я узнала, что примерно пятьдесят лет назад я встречалась с его внуком, но я тогда этого не знала. А внук этот Иван Классен просто был моей мамы двоюродный брат. Так даже и он не знал, что на этом фото его дед, у них фотографии не сохранились, а про альбом моей бабушки он не знал. Я теперь сама удивляюсь, бабушка была депортирована с колонии в Сибирь, как у неё вообще сохранились такие интересные фото. Дядя Ваня тогда ещё жил в Киргизии, сейчас в Германии живёт, возле города Нойвид. Я помню мы пообедали, и я вышла на улицу. У дяди Вани был свой дом, а по соседству дом его брата Герберта, а между домами зелёная лужайка, огороженная одной жердиной. И вот стою я там, и вдруг по этой зелёной лужайке идёт ко мне женщина. Светлые, седые волосы, чёрное не стандартного покроя платье. Она, казалось, не шла, а плыла по этой визе, или мне так казалось, но я смотрела на неё и стояла как вкопанная. Женщина подошла ко мне, мы какое-то время пристально рассматривали друг друга, а потом она повернулась и так же ушла. Сама история меня нашла, посмотрите фото 2, видите с родителями на фото маленькая девочка, их младшая любимая дочь Анна Мария Квиринг. Это и есть та женщина, которую мне послала история. Она была мать дяди Вани и дяди Герберта. Дядя Ваня вспоминал, их мама рассказывала им, что отец её сильно любил, ещё бы она была младшая. И помнила, отец постоянно говорил, что непременно она станет наследницей его состояния. А когда она стала постарше, он ещё добавлял, что бы она не забыла про своих братьев и сёстрах, она непременно должна с ними поделиться. Анна была с 1897 года, а когда умер отец, ей было пятнадцать лет, и как-то наследство её обошло. Потом она вышла замуж за Ивана Классен /брат моего деда Хайнриха Классен/, у них родилось три сына Александр, Герберт и Иван/о, котором я вам рассказываю/. А потом война. Сын Александр не вернулся с труд армии, муж Иван хоть и вернулся с лагеря, но прожил после этого не долго. Как жила и так понятно, и вот остались в памяти детские годы. Она так и говорила, отец баловал, наверно знал, что жизнь баловать не будет. Тёти Ани не стало в 1988 году.
Дядя Ваня вёл тетрадь, в которой записывал сестёр и братьев своей матери. После смерти Иогана Квиринг, его документы исчезли. А с жизненными неурядицами и всё что было у его матери и фото и записи, всё пропало, и писал дядя Ваня по памяти и, если удавалось у кого-то спросить. У меня есть копия этой тетради
Я прочитала дяди Вани всё что нашла в компьютере про его деда Иоганна Квиринг. Я обращаюсь к тем, кто сейчас читает мою работу, буду признательна, если вы что-то можете нам с дядей Ваней рассказать.
Вот с компьютера-
В 1884 году Иоганн Яковлевич Квиринг был избран Старейшиной колонии Ам Тракт, сменившим на этом посту Дэвида Хамм. Киринг был очень одарённым и успешным учителем и проповедником и стал известен далеко за пределами колонии Ам Тракт. В качестве председателя Федеральной конференции (Генеральной конференции меннонитов России), которую он проводил в течение 3 лет, он принимал участие во многих заседаниях. Он также распространил свою деятельность на соседние Уфимскую и Оренбургскую области. Во имя всех меннонитов он отправился в путешествие и в Санкт-Петербург.
Иоганн Квиринг /Quiring, Johannes/. Был женат дважды. С первой женой Хамм Марией /1874-1885/ они поженились в колонии Ам Тракт 10 сентября 1874 года и в этом браке родилось восемь детей:
Яков; Иоганнес; Мария-Луиза; Анна; Элизабет; Барбара; Юстина-Элиза; Мария.
Второй брак у Иоганна Квиринг был с Марией Зукау /1859-1918/
И во втором браке родились:
Фридрих-Франц; Александр-Дитрих; Хелена; Франц; Анна Мария.
Про младшую дочь Анну-Марию я рассказала. Ещё расскажу о сыновьях Якове и Франце.

Quiring, Jacob H. (1875-1942)
Текст некролога…
Якоб Киринг родился в колонии Ам Тракт в Коппенталь, 1 июля 1875 года.
В одиннадцать лет отец направил его в частную школу в Вайерхофе/Weierhof, (Германия). Затем он поступил в Базельскую семинарию, а в двадцать один год вернулся в Россию. Отец посвятил его в проповедь и до 1905 года Якоб служил проповедником в меннонитской церкви. Потом он приехал в Горное озеро, штат Минн, и принял участие в Генеральной конференции. Затем он несколько лет служил дорожным проповедником Западного округа, посещая общины на Среднем Западе, на Западном побережье и в Канаде. 17 сентября 1908 года он женился на мисс Доре Хори, дочери доктора С.С. Хори, Ньютон, Канзас. Доротея умерла 21 апреля 1958 г. У них было три дочери: Дороти, Хильдегард и Елена. Осенью 1907 года он поступил в Библейский институт в Чикаго и продолжил обучение в Теологической семинарии Маккормика и Чикагском университете. В 1913 году Маккормикская семинария присудила ему стипендию, и он поступил в Университет Кайзера Вильгельма в Берлине, Германия. После войны он вернулся и с 1921 по 1931 год работал в Витмарсум Семинаре и Блеффтонском колледже в Блаффтоне, штат Огайо, в качестве профессора греческого языка и иврита, и библейской литературы. Он был активным членом Риверсайдской церкви, пастором которой был доктор Генри Эмерсон Фосдик. В 1932 году Киринг был избран членом Американского восточного общества. В 1933 году в Нью-Йорке его сбила машина, авария подорвала его здоровье на всю оставшуюся жизнь. До своей смерти он жил в Нью-Йорке. Умер Якоб Квиринг 26 октября 1942 года. Похороны состоялись в меннонитской церкви в Блаффтоне, штат Огайо, в субботу 31 октября 1942 года. Das Begr;bnis fand am 31. Oktober zu Bluffton, Ohio statt, wobei Prediger J. N. Smucker daselbst die Leitung hatte, und Dr. Ed. G. Kaufman vom Bethel College Trostworte sprach, anlehnend an die Worte Pauli, 1. Kor. 13:12 "Wir sehen jetzt durch einen Spiegel in einem dunkeln Wort; dann aber von Angesicht zu Angesicht.12 Мы сейчас видим неясно, как отражение в тусклом зеркале, тогда же увидим лицом к лицу. Сейчас я знаю лишь отчасти, потом же буду знать так же совершенно, как меня знает Бог."
Второй сын / данные с интернета/
Франц Квиринг родился 18. 08. 1892 в K;ppental Ам Тракт. С 1913-1915 он изучал теологию Дерптского университета (ныне Тарту, Эстония. В 1921 году он женился на Анне Фрезе с Лизандерхох. Он был учителем, проповедником в общине, по вечерам в разных деревнях проводил лекции для молодёжи. Этой работой Франц Квиринг занимался до весны 1927, пока его не арестовали. Он был отправлен на Соловки. У Франца и Анны было трое детей: Elsa 1923 года; Трауготт 1925 г; Waltraud 1927. Анна получила разрешение на встречу с мужем, зимой 1929-1930. Но одной с тремя детьми тяжело в дороге и сопровождать её поехал брат Александр Квиринг (1888-1942). В1932 Франца освободили и вся их семья переехалa в Узбекистан в небольшую меннонитскую деревню Ак Мечеть. Здесь он смог проповедовать снова. И здесь у них родился ещё один ребёнок Гельмут -1933. Весной 1935 года, вся меннонитская деревня была эвакуирована в Таджикистан, на границе с Афганистаном, там Франц до февраля 1938 года работал бухгалтером.  В 1938 году Франц Квиринг умер. По его стопам пошёл его сын Траугот. В 1977 году на должность Старшего пресвитера был избран Квиринг Траугот Францевич. В 1982 году Квиринг Т.Ф. выехал на постоянное место жительства в Германию

Вот пока всё./Младший внук Иоганна Квиринг, сын младшей дочери Анны--тоже Иоганн Классен, мой дядя, и образ Старейшины  я писала с его внука.Если я смотрю на дядю Ваню, мне кажется, что он сильно похож на фотку где его знаменитый дед/

Катарина.


Рецензии