Остальгия. Охота на слова

Впервые слово ОСТАЛЬГИЯ я услышал в Берлине, куда мы приехали в гости к родственникам. В тот момент, а это было в мае 2008 года, я не придал серьёзного значения всему этому явлению, названному таким словом, близким к ностальгии, тоске по родине. Кто из нас не грустит по прошлому, по ушедшей молодости, по оставленным где-то друзьям?

Объединение Германии, официальное немецкое воссоединение  (нем. Deutsche Wiedervereinigung или Herstellung der Einheit Deutschlands, то есть  восстановление единства Германии ) состоялось 3 октября 1990 года.   ГДР и Западный Берлин вошли в  состав ФРГ в соответствии с конституцией ФРГ.

Вместо того, чтобы создать новое государство, восточные территории просто были аннексированы в западные, то есть поглощены. На присоединённых территориях (нем. Beitrittsgebiet) была введена в действие конституция ФРГ 1949 года. Пять новых земель и  объединённый Берлин были провозглашены  самостоятельными  землями. Но  в действительности у народов восточных земель прав оказалось  на порядок меньше, чем у западных.

Правовой основой объединения стал Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии (его именуют как  Договор «Два плюс четыре», поскольку его подписали представители   шести стран: ГДР и ФРГ плюс Великобритания, Франция, СССР и США).

Одиннадцать лет назад я не предполагал, насколько всё серьёзно, поскольку не владел надёжной информацией. Задумался только в конце 2013 года, наблюдая за событиями на Украине, а ещё за тем, как немецкие власти поддерживали сторонников войны, откровенных фашистов-бендеровцев и открыто выступили вслед за американскими  кураторами против Олимпиады в Сочи. Канцлерин даже ногу сломала, чтобы поддержать Обаму в его игнорировании олимпийских игр в России. Стало ясно, что Германия не суверенна, а её власти не отражают основных интересов немецкого населения.

Вот не думал, что в ответ на добрую волю СССР по объединению Германии власти ФРГ окажутся в числе организаторов кровавого военного переворота на Украине в феврале 2014 года.  Цель переворота – стравить между собою некогда единый народ. Оцените удар под дых: олимпиада шла с 7 по 23 февраля 2014 года, а госпереворот готовился в те же  самые дни. И  Меркель в Берлине благославляла Кличко с  Яценюком, а в  другом районе Берлина почти в то же время президент ФРГ Йоахим Гаук, этот организатор преследования служащих ГДР после объединения Германии,  принимал специального представителя Европарламента, бывшего президента Польши Александера Квасьневского. Говорят, что встреча началась с остановки возле огромной картины «Пожар Москвы» в вестибюле резиденции. Речь шла о европейском посредничестве между властью и оппозицией в Киеве и о возможности давить на Россию и Путина. Позднее, во время визита английской королевы в Германию Гаук подведёт к этой картине Елизавету Вторую. «Пожар Москвы» - символ более, чем яркий.

Когда случился госпереворот на Украине, восточные немцы ужаснулись, как и граждане России, не поддержали его, хотя власти единой Германии были в числе его организаторов. Значит, власти не отражали интересов этой части Германии. Естественно, что по многим вопросам у восточных и западных немцев мнения не совпадают.

Остальгия значительно сложнее тоски по временам и культуре ГДР, как это нередко пытаются представить.

Остальгия (нем. Ostalgie, от существительного Osten «восток») — это  не столько ностальгия по временам и культуре ГДР, сколько стремление к доверительным отношениям между людьми, чувство меры и справедливости, сожаления об отсутствии социальных лифтов для духовного, научного, социального  и  карьерного роста. 

Впрочем, в официальных источниках остальгия  определяется как «воспоминание, ретроспективный взгляд на вещи и обстоятельства из повседневной жизни бывшей ГДР». Её противоположность якобы Westalgie  от существительного West «запад».

Авторство неологизма остальгия, по крайней мере его актуализацию, приписывают немецкому артисту Уве Штаймле , выступавшему с программой Ostalgie.

Остальгия — это  культурная попытка восточных немцев выделиться, определить себя, свою роль или, как говорят,  самоидентифицироваться.  И ведь, действительно, существует противопоставление людей по жизненному укладу и культуре: «осси» (восточники) и «весси» (западники). Это нам объяснили ещё во время первых лекций и бесед во  Фридланде.  У людей разные вкусы в одежде, в питании, в образовании, в привычках.  Приверженность к своей культуре выражается, в частности, в выборе характерных товаров «остальги», фильмов и их персонажей, пристрастие к социалистической символике и прочем.

То, что делается в современной Германии для удовлетворения запросов восточных немцев, не затрагивает главного – доверительных отношений между людьми. Конечно, в новых землях имеются магазины, где продаются вещи, предметы и продукты, которые были популярны в ГДР.

Википедия отмечает, что в  Берлине имеется гостиница «Остел», интерьеры номеров которой оформлены в стиле восьмидесятых. Популярны товары с этикеткой «сделано в ГДР», так магазин OssiVersand.de в 2008 году имел оборот миллион евро, а магазин Ossiladen, рассылающий свои товары по почте, имел около 40 тысяч постоянных клиентов.

Популярными становятся фильмы и книги с изображением жизни в ГДР. Также читатели и критики обратили своё пристальное внимание на литературу ГДР, молодые авторы обращаются к тематике ГДР.

Большую популярность у читателей получил роман Гюнтера Грасса «Широкое поле» («Ein weites Feld»), в котором, по мнению возмущённых западнонемецких критиков, литературоведов и даже политиков, действительность ГДР изображена некритически и ностальгически окрашена.

В берлинском Музее ГДР  ведётся научная работа по изучению жизни в ГДР, а экспозиция музея позволяет взглянуть на историю ГДР с разных сторон: с точки зрения частной жизни людей со многими счастливыми моментами, и с точки зрения воздействия на их жизнь и судьбы со стороны диктатуры. Чего нет в современной Германии, но что было в ГДР?  Нет устремлённости в будущее, нет уверенности в завтрашнем дне. Чисто человеческие отношение подменены денежными вопросами.

Кстати, сегодня часто ссылаются на мнение профессора Клауса Шрёдера  (Klaus Schroeder) из Свободного университета Берлина. Он считает,  что «Жизнь в ГДР была для многих более понятной и простой». Этим и объясняется остальгия. 

А Франк Кох из Центра социологических исследований Берлина и Бранденбурга считает, что  «остальгия началась потому, что на востоке слишком много ждали от объединения, а получили слишком мало». При этом он отмечает, что восточная идентичность — не землячество, как у баварцев или саксов и восточные немцы сами не хотят интегрироваться.

Аналогичное мнение высказывает и профессор Юрген Хардт (Jurgen Hardt), психоаналитик из Йены: «В период воссоединения страны политики давали много обещаний, что будило много надежд, которые для большинства так и остались нереализованными»,  при этом также отмечая, что «осси» и «весси» по-прежнему чужие друг другу. 40  процентов немецкой молодежи, чьи родители выросли в ГДР, не считают её диктатурой, при этом половина молодых понимает, что демократия в ФРГ не была настоящей и в прошлом, а под наплывом беженцев из арабских и африканских стран превратилось нередко в унижение для коренных народов Германии. К тому же спокойствие и безопасность сегодня никто не гарантирует.

Меня много лет беспокоило, куда исчезли те восточные немцы, которые были связаны со ШТАЗИ. Кого-то судили, но большинство получили запрет на профессию. Это так называемая люстрация (от лат. lustratio — очищение посредством жертвоприношения). Это связано с госпереворотами и сменой власти, когда новые власти  законодательно ограничивают  политическую элиту  прежней власти, лишают избирательного права, а также права занимать определённые должности.

Это официально. Чаще всего страдают не столько крупные функционеры, у них подкожного «жира» довольно много, сколько мелкие клерки. Люди с образованием должны идти уборщиками или на строительство и ремонт дорог. После развала СССР и стран СЭВ люстрация приняла «наиболее решительные формы», и это  в конце XX века. И люди  типа уже названного Гаука выискивали в архивах тайные связи граждан восточных земель с функционерами коммунистических партий, сотрудниками  и агентами органов госбезопасности.

Я давно знаю, что если вопрос возникает, то его надо хорошо сформулировать и задать. Помните, в евангелии от Луки? «Просите, и дано будет вам» (гл. 11, ст. 9). Таким образом,  я получил немало ответов. И на вопрос о люстрированных восточных немцах мне тоже сказали, попутно напомнив, что Запад часто ставит людей в безвыходное положение, унижая их и покоряя. Вместо справедливости – унижение, вместо равноправия – рабская зависимость.

Мне сначала было непонятно, причём тут 1 марта 1946 года. Поиск в глобальной сети привёл к 5 марта 1946 года, когда Уинстон Черчиль в присутствии Гарри Трумена в США в штате Миссури выступил как частное лицо с речью, ставшей сигналом для начала холодной войны - Фултонская речь.

 Я к тому времени ещё не родился и не мог ничего знать на подсознательном уровне. И вдруг обнаружил, что 1 марта 1946 года во время митинга в столице Северной Кореи Пхеньяне была попытка покушения на руководителя КНДР Ким Ир Сена. В него бросили гранату. Советский офицер Яков Новиченко поймал и накрыл гранату своим телом. Похоже, фултоновская речь Черчиля  – следствие неудачного  покушения на коммунистического лидера. А власти СССР и Северной Кореи поняли, что капиталистический Запад их в покое не оставит, а потому помимо официальных органов надо иметь скрытые службы для защиты мира и справедливости на планете.

В марте 1946 года началось жесточайшее противостояние между двумя мирами. Советский Союз в результате давления со стороны и подкупа властей,  вследствие предательств рухнул. Мир стал более жестоким, чем был ранее. Преследования за социальные убеждения не прекратились. Люстрация стала страшным оружием тех, в чьих руках сила. И преследуемые выходцы, часто специалисты высокого уровня, из стран Восточной Европы рассосались, как говорится, по миру, затаились в службах таких стран, как Северная Корея, Китай, Бразилия, Никарагуа, Венесуэла. Появилось даже понятие «35 комната». Естественно, такие люди в подполье сидеть не станут, они зарабатывают на свою деятельность. Они там, где крутятся самые богатые, где скупают антиквариат, где идёт показ коллекций картин, скульптур, часто редчайших рукописей, где проводятся уникальные аукционы, смотры и шоу. Они зарабатывают немалые деньги, чтобы обеспечить свободу манёвра. Но главное их занятие – формировать дела по преступлениям против человечества. Ещё в первые годы  ХХI века шли разговоры о том, что  формируются обвинения против тех, кто развязал войну в центре Европы и организовал «гуманитарные» бомбардировки на берегах Дуная. Надо полагать, что сформированы дела по организации госпереворотов в Ираке, Ливии, Грузии, Украине. В последние месяцы добавились кровавые факты по Венесуэле, Гонконгу, Боливии, Ирану, снова Грузии. Провокации случились во многих странах Европы. Неужели зло уйдёт от наказания? На мой взгляд, это ещё одна из причин для остальгии.

 


Рецензии