Байкал

Медосмотр перед выходом. Врач как-то криво надела манжету, но я не подумал что это важно. Ан, нет - намерила какую-то фигню. - Вчера с ребятами легли поздно, - пояснил я. Она понимающе ухмыльнулась. И я присоединился к шеренге.

- И еще, - инструктор без всякого выражения обвел группу глазами. Говорили, несколько дней уже болеет. Как он собирается вести нас по тайге, сам бы не помер - нужны трое парней, покрепче. Часть снаряжения оставим здесь, сразу не понесем. Нужно будет за ним вернуться, принесем второй ходкой.

Я поднял указательный палец. Вовка тоже, естественно. Алексей? Из пижонства, что ли...

Получилось все неожиданно. С Петровым я столкнулся в дверях кафедры. - У тебя когда отпуск? Отпуск? Без понятия, не думал еще. А что? - Хмелевский три путевки на Байкал продает. Две уже продал. Только что вышел. Беги за ним, может успеешь еще последнюю взять. Он в лабораторию пошел. Я помчался вслед.

Предыстория оказалась довольно забавной. Весной еще он был в Иркутске на каком-то семинаре.Что-то по дефектоскопии. Познакомился с тамошним преподавателем. По дружбе, тот купил ему в местном тур.совете путевки на всю семью. Что-то не сложилось. Срок уже пошел - с сегодняшнего дня. Горело все синим пламенем. Путевки чудные - Байкал, бухта "Песчаная", поход по тайге. Я кинулся к заву с заявлением на отпуск. Все удалось провернуть за один день - и отпускные, и билет купить и вещи почти все собрать. Единственное, двуручной пилы у меня не было и не было уже времени искать. Топор был зато наточен и в чехле, а летом еще купил я у Юрки энцефалитку - самый случай опробовать. Взял еще у Хмелевского телефоны двух подруг, которым он продал остальные путевки. Думал, может поедем вместе - все проще в дороге, все равно потом по лесу вместе. Но ответили мне крайне настороженно, назвать рейс отказались, знакомиться - тоже. Ить, фифы... И я тут же забыл про них.

Рюкзак у меня был самодельный. Модный в том сезоне ортопедический тубус. Внутрь ставился свернутый коврик из пенополиуретана и в полученную трубку загружалось все остальное. По карманам распихивалась мелочь. Также, из пенополиуретана была вырезана и седушка под задницу - садись без риска хоть на камни, хоть на снег, хоть на сырую землю. Ботинки хоть и не Vibram, но вполне приличные, штормовка была двойная, а энцефалитка - почти новая.

Перечитал с удовольствием описание к путевке. Смутила только фраза про пограничный район. С кем это у них там граница? Принялся звонить в местный совет по туризму - не нужны ли какие специальные разрешения. Как водится, никто ничего не знал. Плюнул. В крайнем случае, думаю, на месте какой-либо штраф заплачу. В поезде духота, мучаюсь от жары и нетерпения.

В Иркутске помыкался немного в поисках камеры хранения и бросил неподъемный рюкзак прямо посреди вокзала у касс - не украдут. Автовокзал оказался почти через стенку. Касса закрыта. Под стеклом криво от руки объявление - автобусов на Листвянку сегодня не будет.

Вот это облом. Мало, что день пропал, так еще и ночевать на вокзале? Стал приставать с расспросами к местным - как бы добраться до Листвянки? Оказалось, можно бы доехать до пристани, на теплоход "Александр Вампилов", но на беду последний на сегодня рейс вот-вот отходит. А у меня еще и рюкзак на вокзале. Пока крутился, слышу рядом мужики про Листвянку говорят. Подбегаю - Мужики, вы не в Листвянку? На чем, как? Ищут такси. Я к ним третьим. - Дождитесь только, за рюкзаком сбегаю...

Сцена из фильма: мы на такси въезжаем в Листвянку и в это же самое время теплоход неспешно швартуется к пристани. Повезло, не надеялся, что успею. Хватаю рюкзак и бегу к сходням. Очередь, большинство налегке. Передо мной две баскетбольного роста девушки в открытых платьях. В своих тяжелых башмаках, с набитым рюкзаком и небритой невыспавшейся рожей я явно произвожу не лучшее впечатление. До Песчаной еще восемь часов хода. Устраиваюсь на сцене, в зале мест уже не осталось. Ночью кто-то будит и просит продать водку. Злобно отвечаю, что водки нет. Водки у меня, в самом деле нет. Обычно, я всегда беру коньяк или ром - от простуды. Но в этот раз в спешке не запасся ничем вообще, решив, что возьму на месте. И оказался в пролете: в Песчаной сухой закон. Только у контрабандистов, с лодки - и по контрабандной цене.

Прибываем к полуночи. Я опасался, что регистратура не будет работать и размещения придется ждать до утра, но нас ждали и устроили достаточно быстро. Я был доволен все больше.

Утром, пока соседи спали, вышел на пляж. И ахнул - громадные, как морские чайки. Другой берег не видно, теряется в тумане. Вода, горы и кедры. Тишина и мерный плеск волн - с озера тянет легкий ветерок. Комаров почти нет.

К слову, энцефалитка оказалась самой бесполезной вещью в моем багаже. Как и рюкзак - инструктор предложил взять казенный станковый. Я не стал бы менять, если бы не одно обстоятельство - при дележке общего имущества мне выпало костровое хозяйство.

Получилось это так: кроме меня, нашлось еще несколько любителей утренней тишины и громадных чаек. Одна из них оказалась почти землячкой, но из другой группы - с восьмидневным походом. Восемь-то лучше, чем шесть - переходи к нам, - подначивала она. - А возьмут лишнего? - сомневался я. - Тягло-то всегда нужно, кто ж от мужика откажется? А и вправду, много очень "теток" было на маршруте, да еще и поди таких, как мои землячки: встретил я этих двух подруг на базе, когда группа собралась. С зонтиками. - Зонтики, - спрашиваю, - вам зачем в лесу? - Ну, как, - отвечают, - а, вдруг, дождь пойдет.

Короче говоря, пошел я к ее инструктору, сказал откровенно - хочу в восьмидневную группу, возьмешь? - Возьму, говорит, если из твоей отпустят. Я бегом к своему - студенту юрфака. И тот не прочь скинуть с себя: - Пиши, говорит, на имя директора: - Прошу с такого-то ответственность за пребывание меня на маршруте снять и на этакого возложить... Нет, возражаю я ему, - снять - это без проблем. А вот возложить - не имею полномочий. Задумался. - Ладно, говорит, - пиши только снять.

И у директора все легко прошло. База, по сути, транзитной была: народ приезжал, три-четыре дня адаптировался, выходил в однодневные радиалки, получал снаряжение и уходил на маршрут - пеший или конный в Листвянку. Назад люди уже не возвращались, койко-места в постоянном обороте. Но вот, с каждой почти смены или кого-то врач не выпустит или, болезный, сам откажется. А к вечеру койка уже свободна должна быть: "Вампилов" очередных привезет. И разговор у директора короткий был: получай на складе палатку, паек - и за ограду, на вольные хлеба.

К слову, таким же образом, добавились, уже перед самым выходом, к нам две девочки из Ангарска. Поначалу, свобода им нравилась: днем шашлык, вечером дискотека в лодочном сарае. Но свобода всегда сопряжена с ответственностью. И если в один вечер строишь глазки одним, а на второй - другим, на третий тебя могут ждать неприятности. А приходит "Вампилов" поздно. Они явно боялись не дождаться. Настолько, что готовы даже были уйти в поход, а выходила в тот день только наша группа. Инструктор, к слову их брать не хотел, но вид двух перепуганных заплаканных дурочек настолько растрогал группу, что мы его упросили. И Вовка сразу определил их к нам в палатку.

Так вот, "на новенького", досталось мне то, что брать никто не хотел. Крупу и консервы уже все поделили, а тут и я так удачно - для них. Проблем с этими ведрами и прочим к ним было две: во-первых, конечно, все в копоти. Дежурные, разумеется, помоют, но не до блеска. И рюкзак, и вещи - все в саже. Вторая проблема еще горше первой: доставать их надо на каждом большом привале, где будут готовить еду. То есть, распаковывать рюкзак я должен самый первый - все ждут. А запаковывать, наоборот, самый последний - все уже собрались. И третья беда: консервы съедаются, каши свариваются - все рюкзаки ежедневно теряют в весе - кроме моего. И единственная привилегия за это - не мыть посуду. Не так уж и много.

Так что свой рюкзак я пожалел, взял казенный станковый - местный авиазавод делал. И, на удивление, понравилось. После похода, уже в Иркутске, себе такой же купил. И долго он у меня прожил - я с ним еще в Натании на рынок ходил, к вящему изумлению аборигенов.


Рецензии