Деликский каскад порогов

                Деликский каскад порогов.

          После потери в завале моей байдарки, пришлось пересесть на ПСН-6 пятым членом экипажа. Можно было пересесть и в байду Бетехтина, но тут я почувствовал молчаливое сопротивление всего экипажа. Толя и Лёня уже сработались и выдворение одного из них на плот вызвало бы недовольство обоих. Они, конечно, вслух несогласие не высказывали, но я это чувствовал.
          А зачем мне трения в группе? Единоначалие не означает, что руководитель должен только принимать решения и командовать. Он должен быть и немного психологом, понимать и настроения ребят. А в группе уже с самого начала маршрута чувствовалось некоторое расслоение. «Бывалые» сколотили собственную фракцию. Это  и скажется в конце маршрута.

          Многокилометровый каскад порогов и шивер назван «Деликским» по названию  притока Левой Мамы, впадающего в неё километрах в сорока от истока. Как это место именуется на топокартах и отмечено ли оно там, я не знаю, – карт у меня нет, только сомнительной точности схема. Составлена она группой пеших туристов. Была в старину у пеших такая фишка – одолеть в пешем порядке перевалы и верховья рек, а затем сооружать плоты из сухостоя и сплавляться.

          Пороги начинаются неожиданно без каких либо ориентиров на местности. На крутом повороте замедляется скорость, а затем идёт резкое сужение русла и в нём перед носом сплавщиков возникают скальные глыбы. Нет времени ни выбрать безопасный проход, ни даже заметить его, плывёшь куда занесёт. И не знаешь, что ожидать за следующим поворотом. Неприятнейшие моменты.

          Разведка реки полностью исключена – берега заросли кедровым стлаником, порой его корявые ветви нависают над водой. А пролезть сквозь стланик практически невозможно. Если и есть где звериные тропы, то они ведут от гольцов к воде, а не вдоль берега. Да по этим тропам и не пройдёшь. Надо ползать на четвереньках.
          В дополнение к этому река вновь начала разбегаться на протоки, образуя острова, и неизвестно, будешь ли ползать в стланике на берегу или на острове.

          Но более всего меня тревожит возможность свалиться в водопад, подобный обнесённому нами в верховьях. По описанию на этом участке вроде бы и нет водопадов, но кто его знает. Описание реки делали пешеходы, а они могли и не заметить водопадных участков, проскочив над ним по тропе на пойменной террасе.
          Тропа над рекой где-то есть, пешеходы как-то прошли верховья. Плоты они рубили уже на Маме, после слияния Левой и Правой.

          Но вот пороги вроде бы кончились, характер реки изменился, но местность вокруг всё та же – мелкие чахлые леса смешанного типа и кедровый стланик по всей долине, а над всем этим – угрюмые гольцы.
          Нагорье оно и есть нагорье. И сплавляться нам по этому Нагорью ещё километров триста пятьдесят. И где-то впереди ещё один порог – «Прямой», как сказано в описании, «длинный и мощный». Что ж, будем посмотреть.

Полный репортаж об этом походе:  http://www.proza.ru/2014/01/06/65
И «изюминка» в его завершении:  http://www.proza.ru/2014/01/06/2067


Рецензии
Для меня по жизни большой туризм
был непозволительной роскошью.
Довольствовался малыми формами.
Однако, свою реку Великую
посчастливилось пройти
сверху донизу.
http://www.proza.ru/2015/05/28/493
- Запомнилось на всю жизнь.

Василий Овчинников   07.12.2019 19:41     Заявить о нарушении
С Новым годом, Василий!

Я все Ваши рассказы читаю сразу после публикации. Жду новых.

Анатолий Емельяшин   02.01.2020 02:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.