Народные традиции

Жизнь на селе издревле идет по строго заведенному порядку - в начале весны масленица с ее блинами, за ней чистый понедельник- начало великого поста, когда надо наводить в доме порядок, пересаживать цветы, сеять семена на рассаду. Затем следует сам Великий пост, а в его конце на страстной неделе начинаются приготовления к пасхе - в чистый четверг пекут куличи, красят яйца.

Весной начинается сельскохозяйственная страда. В мае надо посадками заниматься- грядки копать и в них семена морковки, капусты, репы, свеклы сеять. В конце мая - время огурцы сажать. Тогда же надо успеть картошку и горох посадить. Ну а в июле-августе урожай начинает поспевать- клубника, черная смородина, малина, огурцы, помидоры, все надо успеть собрать. В середине лета ягоды и грибы в лесу подходят, только успевай с корзинкой в лес бегать. Тут и первую картошку можно начинать копать.

Центральным пунктом каждого лета издревле считается день летнего солнцестояния, когда наблюдается самая короткая ночь и самый длинный световой день в году. Во многих европейских странах этот день отмечается 20 или же 21 июня, а в России в связи с введением Юлианского календаря- 7 июля. Старинное языческое название этого древнего праздника не сохранилось, но после крещения Руси стал он называться днем Ивана Купалы, так русичи переиначили имя Иоанна Крестителя. В славянской культуре в этот день принято совершать омовение в естественных водоемах, однако жители холодных регионов купались в бане. Особо значимым считается канун праздника. На закате разжигали костры, в центре костра устанавливался шест, на который насаживали колесо или смоляную бочку. В некоторых регионах подожженные колеса или бочки скатывали с гор. Это символизировало солнцеворот.
Все прыгали через костры, пели обрядовые песни. Девушки обменивались венками из цветов. Известна традиция поиска цветка папоротника. Если кто-то найдет его, то получит волшебные способности. Научится понимать язык животных и видеть клады, становиться невидимым и открывать любые замки.

12 июля по народно-христианской традиции отмечается день святых апостолов Петра и Павла. Имена этих двух святых на Руси были тесно связаны и этот праздник нередко назывался «Петры-Павлы». Это день окончания «купальских празднований» и начала летних свадеб, прощание с весной, первая прополка и подготовка к сенокосу. Петров день отмечался два-три дня. Это была встреча жаркого лета, девушки водили хороводы, качались на качелях, парни закрывали лица платками и так перед ними появлялись, если же девушка узнавала парня, то это был знак их скорой свадьбы. О Петровой дне говорили: «Петр лето зачинает, Илья лето кончает», «Петров день- верхушка лета, наступает 40 жарких дней», «Петро-Павел жару прибавил» и т.д.

Второго августа Ильин день, праздник грозы и первого урожая. C праздника святого Илии лето по народному календарю начинает идти на убыль. На Руси культ Илии зародился задолго до принятия христианства. Пророку, который был властителем воды и огня, молились чаще, чем многим славянским богам, даже громовержцу Перуну. Земледельцы просили у «плододавца» Ильи дождя во время вызревания хлеба, хорошего урожая. «На Илью до обеда лето, а после — осень», «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна», «Петр и Павел час убавил, а Илья-пророк два уволок», «Илья лето кончает — жито зачинает». Сразу после Ильина дня (а в некоторых районах — в сам праздник) крестьяне приступали к жатве. В детстве этот день был еще и последним днем для купания. После обеда бабушка торжественно объявляла, что сегодня "медведь лапу в воду опустил". Это обозначало, что вода стала холодной и поход на речку закрыт до следующего года. Особой строгости в этом правиле не было и мы тайком продолжали купаться.

В середине последнего летнего месяца начинают мед собирать- медовый спас, еще через неделю яблоки- яблочный спас. По мере созревания овощей и фруктов начинают хозяйки их заготавливать- закручиваются бесчисленные банки: с солениями, маринадами, салатами и компотами. Весь погреб баночками заставляют. Капусту квасят, грибы солят, рыбу вялят.

Так до середины октября до самого Покрова у сельского жителя бесконечные хлопоты и заботы. Однако весны и лета все жители с нетерпением ждут, огород - это не только труд, но и большая радость для местных жителей.

Отрывок из книги "Городок на Мологе", 2019 год


Рецензии